МААМ-картинки

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет)

Мария Романенок
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет)

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Публикация «Рабочая программа кружка по тестопластике „Мукосолька“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Актуальность

• на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;

• создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;

• во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;

• в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т. д. ;

• получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия;

• при организации кружковой работы ребенок выполняет только то, что ему по силам;

• заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении неинтересных ему заданий;

• свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;

• само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через овладение способами создания творческих лепных работ из солёного теста.

Задачи:

- способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста; - развивать познавательные интересы через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов, через ознакомление со скульптурой. - развивать память, мышление, внимание, волевые процессы, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии; - развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи; - обучить основным способам и приёмам лепки из солёного теста; - содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству; - воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество; - учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению; - обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Краткая характеристика программы

Программа кружка подготовлена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. На кружок отбираются дети по результатам проведенной диагностики, т. е. дети, имеющие высокий уровень по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Художественное творчество».

Срок реализации программы : с 1 октября по 25 мая.

Возрастная группа: дети 5-7 лет.

Периодичность занятий:

• 1 неделя – лепка из соленого теста;

• 2 неделя – раскрашивание поделки.

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 25 - 30 минут

Место проведения кружка : групповая комната

В кружке занимаются 10 человек.

Принципы построения программы :

• От простого к сложному.

• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

• Научность.

• Доступность.

• Системность знаний.

• Воспитывающая и развивающая направленность.

• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

• Активность и самостоятельность.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации: 1 год

Формы работы по развитию детского творчества:

• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком

• Самостоятельная деятельность детей

• Различные виды гимнастик

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок

• Беседы

• Чтение сказок, рассказов, стихов

• Подвижные игры

• Раскрашивание гуашью или акварелью готовых работ

Способы лепки

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приёмы лепки

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Тесто для лепки

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 300 г (1 чашка)

Вода – 200мл.

Способы приготовления теста

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;

– учебные и методические пособия;

– технологические карты по изготовлению изделий;

– фотографии;

– образцы изделий.

Материалы и инструменты:

мука, соль «Экстра», клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, подкладные доски, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, скалки, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки.

Дополнительные материалы:

бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Ожидаемый результат работы кружка :

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

• Выставки готовых изделий.

• Пополнение предметно-развивающей среды и оформление групповой комнаты продуктами детского творчества.

• Подарки на праздник родителям.

• Презентация результатов работы кружка на родительском собрании.

Дети освоят следующие приемы лепки:

скатывание прямыми движениями;

скатывание круговыми движениями;

расплющивание;

соединение в виде кольца;

защипывание края формы;

лепка из нескольких частей;

лепка из целого куска;

лепка по представлению;

лепка с натуры;

соблюдать пропорции;

оттягивание части от основной формы;

сглаживание поверхности формы;

присоединение части;

прижимание;

примазывание;

вдавливание для получения полой формы;

использование стеки.

Календарно - тематическое планирование кружка «Мукосолька» на 2016-2017 учебный год

№ п/п Тема занятия Цели и задачи

1. «Знакомство с солёным тестом» Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

2. «Овощи и фрукты» Учить детей лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшения поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. Закреплять знание фруктов и овощей.

3. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

4. «Насекомые» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке). Воспитывать интерес к живой природе.

5. Раскрашивание поделки Продолжать учить расписывать фигуру после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать творческие способности.

6. «Корзинка с фруктами и цветами» Учить детей лепить корзинку. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность.

7. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Развивать художественно-эстетический вкус.

8. «Хлеб – всему голова!» Учить лепить из теста хлебобулочные изделия. Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки. Воспитывать бережное отношение к хлебу, развивать мелкую моторику рук.

9. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

10. «Чайный сервиз» Учить задумывать свою работу, использовать полученные навыки. Учить лепить из теста чашку и блюдце. Развивать творчество и фантазию.

11. Раскрашивание чашки и блюдца по мотивам Гжельской росписи Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Закреплять знания о изделиях народных мастеров. Учить элементам гжельской росписи. Развивать творческие способности.

12. «Новогодняя игрушка» Вызвать интерес к зимней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.

13. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.

14 «Матрёшки – мои подружки» Закреплять приемы лепки из целого куска, продолжать развивать творчество. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.

15 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Учить расписывать матрёшек.

16 «Дымковская игрушка» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности.

17 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Закреплять знания о дымковской игрушке и учить передавать её характерные черты при росписи своих работ.

18 «Мой котик» Продолжать учить лепить из теста фигурку животных, украшать поделку, воспитывать добрые чувства к животным. Учить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

19 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

20 Подарок папе Продолжать учить планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать заботливое отношение к близким, желание сделать им приятное.

21 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

22 Буквы и цифры из теста Продолжать учить планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Закреплять знания букв.

23 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.

24 «Золотая хохлома» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности.

25 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками по мотивам хохломской росписи.

26 Подарок для мамы Продолжать учить раскатывать тесто, вырезать по трафарету, украшать, лепить мелкие детали

27 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.

28 «Пасхальное яйцо» Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Закреплять умение лепить, используя различные приёмы лепки.

29 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.

30 Выставка детских работ. Подведение итогов работы кружка. Организовать мини-музей детских работ. Подвести итоги работы кружка за год. Организовать выставку для родителей и презентацию кружка на родительском собрании.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей

Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.

Средний уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.

В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет приемами работы стеками. Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.

Уровни:

• Менее 2 баллов – низкий

• От 2 до 2,5 баллов – средний

• 3 балла – высокий

Список литературы

1. Авторская разработка Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. – М., 2008.

2. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М., 2010.

3. Антипова М. А. Учимся лепить из соленого теста. Волщебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Рабочая программа хореографического кружка «Весёлые горошинки». Календарно-тематический план кружка по ритмике Рабочая программа Кружок «Весёлые горошинки» Для детей 5-6 лет (срок реализации – 1 год) Пояснительная записка Последние годы всё настойчивее.

Рабочая программа кружка «Кукольная мастерская» для детей подготовительной к школе группы Дата проведения: четверг Время проведения: 16.20-16.50 - 1 подгруппа, 16.55-17.25 – 2 подгруппа Срок проведения: с 1 декабря по 1 мая Возрастная.

Рабочая программа кружка по художественно-эстетической направленности «Кукольная мастерская» для детей старшей группы Дата проведения: вторник Время проведения: 16.15-16.55- 1 подгруппа 17.05-17.45- 2 подгруппа Срок проведения: с 1 декабря по 1 мая Возрастная.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016-2017 уч. года для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата») Руководитель кружка Рыбакова Ирина.

Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет). Пояснительная записка Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют.

Рабочая программа кружка «Волшебная флористика» для детей средней группы Пояснительная записка. Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас всё чаще называют загадочным словом.

Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.

Рабочая программа по тестопластике Пояснительная записка Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет)
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 17:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД