Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

Наталья Бекетова
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10»,

г. Всеволожска

___

Принято Утверждено:

Педагогический Совет Приказ от 31.08.2016 г. № 54 – ОД

Протокол от 31.05.2016 г. № 4

Учебная программа

по художественно – эстетическому развитию

для детей 5 – 6 лет

«Умелые ручки»

Автор:

воспитатель

Бекетова Наталья Викторовна

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Истоки творческих способностей и

Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах

дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое

для этого взаимодействия, тем глубже входит

взаимодействие руки с природой, с общественным трудом

в духовную жизнь ребенка.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский).

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, семян, пластилина и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Цель

Овладение детьми умениями и навыками работы с бросовым материалом (крупой, салфетками, нитками, техникой «пластилинография», «квиллинг» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи

Обучающие:

• Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: (бумага, картон салфетки, пластилин и др.) и инструментами.

• Развивать умения создавать композиции.

• Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).

• Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.

• Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

• Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

• Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.

• Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

• Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

• Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержанияпрограммы :

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с подгруппой (15 чел.) детей, длительность занятия 25 минут.

Методы, используемые на занятиях кружка «Умелые ручки» :

• беседа, рассказ, сказка;

• рассматривание иллюстраций;

• показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий– подгрупповые занятия, совместная деятельность.

Способы работы :

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7. Скрепление различных деталей.

8. Моделирование из фасоли, крупы, веточек.

9. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети могут знать:

- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

- теоретические основы техник оригами,квиллинга, пластилинографии, объемной аппликации;

- использовать в речи слова «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

- правила композиционного построения изображений.

К концу года дети могут уметь:

- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, обрывная аппликация, квиллинг);

- использовать схемы при изготовлении поделок;

- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

- творчески подходить к выполнению задания;

- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Работа с родителямипредполагает: наглядную информацию (папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, родительские встречи.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы :

1. Контрольные занятия – в конце года (обязательные, в течение года по инициативе родителей.

2. проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3. Составление альбомов лучших работ.

4. Участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

Учебно-тематическое планирование

Тема Количество занятий Всего часов

Теория Практика Итого

«Божья коровка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Мухомор» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Петя-петушок» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Матрешка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Утята» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Котенок». 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Березка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Цветы» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Гроздья рябины». 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Снеговик» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Дед Мороз» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Символ года» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Снежинка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Зайчик» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Жираф» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Цветы в корзине» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Собака» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Лодка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Кошечка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Цветок» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Цыплята на прогулке» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Рыбка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Тюльпаны» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Вишенки на веточке» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Березка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Космос» (коллективн). 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Белый медведь» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Курочка- пеструшка» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Салют» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Ветка сирени» 1 10 м. 15 м. 25 м.

«Первые листочки на деревьях». 1 10 м. 15 м. 25 м.

Итого 31 5 ч. 10 м. 7 ч. 45 м. 12 ч. 55 м.

Содержание работы

Месяц Тема Техника Программное содержание

ОКТЯБРЬ 1 неделя «Божья коровка» Пластилинография Познакомить с новым способом изображения–пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. Развивать мелкую моторику, интерес к творческой деятельности.

2 неделя «Мухомор» Пластилинография Продолжать знакомить детей с пластилинографией. Развивать интерес к художественной деятельности. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

3 неделя «Петя-петушок» Пластилинография Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

4 неделя «Матрешка» Пластилинография Продолжать знакомить с пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Месяц Тема Техника Программное содержание

НОЯБРЬ 1 неделя «Утята» Аппликация из ниток Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Продолжать развивать мелкую моторику, фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

2 неделя «Котенок». Аппликация из ниток Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Продолжать обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать чувство цвета.

3 неделя «Березка» Аппликация из ниток Продолжать обучать детей техники выполнения аппликации из ниток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать творческие способности.

4 неделя «Цветы» Аппликация из ниток Продолжать обучать технике выполнения аппликации из ниток. Развивать мелкую моторику. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.

Месяц Тема Техника Программное содержание

ДЕКАБРЬ 1 неделя «Гроздья рябины». Аппликация из салфеток Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2 неделя «Снеговик» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к художественному творчеству., уважительное отношение друг к другу.

3 неделя «Дед Мороз» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

4 неделя «Символ года» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

5 неделя «Снежинка» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать мелкую моторику, интерес к художественному творчеству., уважительное отношение друг к другу.

Месяц Форма организации Техника Программное содержание

ЯНВАРЬ 1 неделя «Зайчик» Аппликация из крупы (рис) Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой выполнения работы. Развивать мелкую моторику, композиционные навыки, интерес к работе, фантазию.

2 неделя «Жираф» Аппликация из крупы Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

3 неделя «Цветы в корзине» Аппликация из крупы (макароны) Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации, техникой выполнения работы. Развивать композиционные навыки, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Месяц Тема Техника Программное содержание

ФЕВРАЛЬ 1 неделя «Собака» Оригами

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – оригами. Учить составлять образы рыбок в технике оригами. Развивать мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать творческие способности.

2 неделя «Лодка» Оригами

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательность сгибания сторон заготовки. Развивать мелкую моторику, интерес к творческой деятельности.

3 неделя «Кошечка» Оригами

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Месяц Тема Техника Программное содержание

МАРТ 1 неделя «Цветок» Квиллинг

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Учить накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Равивать мелкую моторику, цветовое восприятие, совершенствование композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

2 неделя «Цыплята на прогулке» Квиллинг

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

3 неделя «Рыбка» Квиллинг

Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

4 неделя «Тюльпаны» Квиллинг Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль».Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

5 неделя «Вишенки на веточке» Квиллинг Продолжать учить детей накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению

Месяц Тема Техника Программное содержание

АПРЕЛЬ 1 неделя «Березка» Обрывная аппликация Познакомить детей с новым способом работы с бумагой- обрывной аппликацией. Развивать творческие способности у детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

2 неделя «Космос» (коллективн). Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Развивать чувство цвета, творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

3 неделя «Белый медведь» Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей с техникойобрывной аппликации. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику рук.

4 неделя «Курочка- пеструшка» Обрывная аппликация Продолжать знакомить с обрывной аппликацией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.

Месяц Тема Техника Программное содержание

МАЙ 1 неделя «Салют» Аппликация из крепированной бумаги Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.

2 неделя «Ветка сирени» Аппликация из крепированной бумаги Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов. Закрепить способ обрывания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе.

3 неделя «Первые листочки на деревьях». Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать чувство цвета.

Методическое обеспечение

1. Перечень игр, упражнений

Пальчиковые гимнастики

Физминутки

Дидактические игры

2. Перечень иллюстративного материала

Презентация «Пластилинография- это чудо».

Схемы последовательности выполнения работ.

Образцы готовых работ.

3. Перечень оборудования

• Картон цветной, белый;

• Пластилин мягкий;

• Шаблоны;

• Стеки;

• Дощечки для пластилина;

• Салфетки бумажные;

• Простые карандаши.

• Ножницы;

• Клей ПВА и «Момент».

• Клеевые кисти;

• Клеенки;

• Бумага разной текстуры, форматов и размера;

• Различные крупы.

• Зубочистки.

ТСО: мультимедийная система.

• Мелки восковые.

• Нитки шерстяные разных цветов.

4. Список используемой литературы

1. М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». – Ярославль : Академия развития.

2. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, 2006.

3. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду», Ярославль, Академия развития.

4. Е. В. Саллинен Е. В. «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы», издательство КАРО, Санкт- Петербург, 2010.

5. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

6. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

7. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010.

8. Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», Литера, Санкт-Петербург, 2012. 9. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html.

Публикации по теме:

«Сказочная птица». Конспект НОД кружка «Оч. умелые ручки» в старшей группе. Лепка из соленого теста «Сказочнаяптица» Конспект НОД кружка «Оч. Умелыеручки» в старшей группе. Воспитатель: Иванова О. В. Задачи: Закрепить умение лепить сказочную.

Авторская программа кружка по аппликации «Умелые ручки» Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Фотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группеФотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группе Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Календарно-тематический план кружка по лепке из соленого теста «Умелые ручки» Октябрь (8 занятий) Занятие №1 1. Тема: лепка «Яблоки и груши». Цель: закреплять у детей знание обобщенных понятий «фрукты», упражнять.

Комплексно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки» для старшей группы на 2015–2016 учебный год Месяц Неделя Дата занятия Вид деятельности Название занятия Задачи занятия СЕНТЯБРЬ 1 4.09 2015г. Рисование предметное по замыслу с элементами.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в подготовительной группе. Сентябрь 1 «Бабочка,дракон" Рисование ладошками. Учить аккуратно выполнять штамп ладошкой и дорисовывать изображение бабочки или дракона.

Программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа) Кружковая деятельность. Развитие социально - эмоциональной сферы старших дошкольников по средством художественно-эстетического развития.

Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму) Актуальность. «Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень предотвращает.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» (старшая группа) Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 20:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД