Получи документы

Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята»

Анна Спешилова
Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет.

Срок реализации-1 год

Автор программы: Воспитатель старшей логопедической группы Спешилова Анна Александровна

Актуальность.

Публикация «Рабочая программа кружка „Эколята-дошколята“» размещена в разделах

Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Это формирование следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Пояснительная записка.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана и апробирована рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА" содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении ДОУ, являющейся местом проведения занятий с детьми.

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Причинами создания рабочей программы «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» стали:

- согласно ФГОС необходимо обеспечить предшкольную подготовку детей 5-6 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

- воспитание и развитие будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

- формирует у ребенка 5 - 6 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора

Основной целью программы является:

- Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (московская область)

воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Программа реализует следующие задачи:

Обучающая: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

Развивающая: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.

Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому моя программа «Эколята-дошколята» направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.

Таким образом, основным методом краеведческой работы дошкольников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).

Общие сведения о кружке:

год занятия кружка – Первый

возраст кружковцев – 5 – 6 лет,

количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год

место занятий – МБОУ Детский сад № 76 "Алые паруса" г. Мытищи Московской области

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 25 минут, в соответствии с нормами СанПин.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, исследовательской, экспериментальной и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; беседы, досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Ожидаемые результаты:

называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого ;

правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;

владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

понимать ценность природных объектов;

Формы подведения итогов по проделанной работе:

1. Экологическая информация для родителей на темы: правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

4. Викторина на тему «Волшебница вода».

Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.

- Список средств обучения

1. Технические средства обучения:

- музыкальный центр,

- телевизор,

- DVD-плеер

-фотоаппарат

Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:

«Организация работы в летний период» фотоматериалы 2016г

«Времена года» стихи русских поэтов о природе

«Экологические игры»

«Звуки, голоса и шумы окружающего мира»

«Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)

«Земля»» (BBC :Живая природа)

2. Учебно-наглядные пособия:

- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»

- Демонстрационные картины и динамические модели

- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые

- Карты: мира, полушарий, России

- Наборное полотно: «Красная книга»

- Календари природы (настенный, настольный)

3. Оборудование и материалы.

- Инвентарь по уходу за живыми объектами

- Стол с ёмкостями для воды и песка

- Магнитная доска с магнитами

- Сюжетные игрушки

- Кормушка

- Дощечки для рисования мелом

- Колбы, ёмкости

- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев

- Сыпучие продукты:крахмал, соль

- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы.

- Красители: пищевые, гуашь, акварель.

- Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажные змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

- Медицинские материалы: колбы, пипетки, весы

4. Объекты уголка природы

- Комнатные растения

- Уличные растения

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по лепке из холодного фарфора Рабочая программа кружка “Очумелые ручки”Пояснительная записка Данная программа художественно-эстетической направленности. Кружок «Очумелые.

Рабочая программа хореографического кружка «Весёлые горошинки». Календарно-тематический план кружка по ритмике Рабочая программа Кружок «Весёлые горошинки» Для детей 5-6 лет (срок реализации – 1 год) Пояснительная записка Последние годы всё настойчивее.

Рабочая программа кружка «Ознакомление с фольклором» Актуальность Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как.

Рабочая программа кружка по пластилинографии Филиал МОУ Зеленорощинской СОШ-детский сад «Дубравушка» Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» в старшей группе «Карамелька».

Рабочая программа кружка «Творческая мозаика» Пояснительная записка Программа кружка «Творческая мозаика» ориентирована на детей 8-15 лет и составлена с учетом особенностей подросткового.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» .

Рабочая программа кружка «Веселая клеточка» Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее.

Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.

Развлечение по экологии для детей разновозрастной группы «Эколята-дошколята» Оглавление описания мероприятия: 1. Введение …стр. 3 2. Содержание мероприятия….стр. 3 3. Результаты.

Сценарий экологического праздника «Эколята — дошколята» Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности. Задачи: 1. Образовательная.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята»
Опубликовано: 12 апреля 2017 в 23:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД