Рабочая программа кружка «Юный Эколог»

Екатерина Зозина
Рабочая программа кружка «Юный Эколог»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТ

Составитель:Зозина Е. А., воспитатель МДОУ Парус.

Пояснительная записка

Кружок "Юный эколог" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа С. Н. Николаевой "Юный эколог.

Актуальность:

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачами программы являются:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Материал построен с учетом возрастных особенностей дошкольников и рассчитан на 1 год.

Структура программы предусматривает занятия по экологии во 2 младшей группе с сентября по май по 1 занятию в неделю продолжительностью 15 минут в группе «Ручеёк» в первой половине дня. в группе «Капитошка» во второй половине дня и составляет 37 часов в год; в средних группах с сентября по май по 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут во второй половине дня и составляет 72 часа в год.

Организация занятий предусматривает учебно-воспитательную работу в специально оборудованном помещении экологическом кабинете) и зимнем саду.

Программно-методическое обеспечение:

1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

2. Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Методы, используемые для реализации работы кружка:

• Наглядные методы:

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

• Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов.

• Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Основные направления.:

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)

Тематический план для 2 младшей и средней групп (3 – 5 лет)

Название раздела и тем программы Количество занятий

Младшая группа Средняя группа

Вводное, ознакомительное занятие 1 1

Раздел 1. Неживая природа – среда жизни растений,

животных и человека 14 22

1.1 Планета земля. 2

1.2 Свет и тепло. Сезонные явления в природе 5 8

1.3 Воздух 1 2

1.4 Почва и камни 3 4

1.5 Вода 4 5

1.6 Магнит 1 1

Раздел 2. Царство растений. 11 23

2.1 Растения 1 6

2.2 Деревья 2 4

2.3 Овощи 2 2

2.4 Фрукты 1 1

2.5 Ягоды 1 1

2.6 Цветы 1 1

2.7 Проект «Огород в зимнем саду» 3 8

Раздел 3. Царство животных 8 12

3.1 Домашние животные 3 6

3.2 Дикие животные 3 2

3.3 Птицы 1 2

3.4 Насекомые 1 2

Раздел 4. Жизнь растений и животных в природных

сообществах (экосистемах). 2 11

4.1 Лес 1 4

4.2 Пруд 2

4.3 Пустыня 2

4.4 Море 1 2

4.5 Луг 1

Раздел 5. Взаимодействие человека с природой 2

5.1 Как человек использует природу 1

5.2 Как человек охраняет природу 1

Итоговое занятие: 1 1

Итого 37 72

Перечень пособий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса:

Программы, технологии Методические пособия и материалы Учебно-наглядные пособия и материалы

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 - 256 с.

Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.

Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -114 с.

Демонстрационный дидактический материал:

- животные России;

- фрукты и ягоды;

- овощи;

Картотека предметных картинок:

-фрукты и овощи;

-грибы;

- животные жарких стран, животный мир океанов;

- весна;

- осень;

- зима;

- лето;

Картины «Дикие и домашние животные»:

- собака со щенятами;

- ежи;

- лошадь с жеребцами;

- медвежья семья;

- зайцы;

- лиса с лисятами;

- овцы с ягнятами;

- ослы;

- верблюды;

- собака со щенятами;

- корова с теленком;

- кролики;

- кошка с котятами;

- свинья с поросятами;

- коза с козлятами;

- утки и гуси;

- куры.

Серия картин из жизни домашних животных:

- свиноферма;

- коза с козлятами;

- верблюд с верблюжонком;

- караван верблюдов;

- коза в сарае зимой;

- колхозная ферма;

- конюшня;

- овцы на пастбище;

- корова в сарае зимой;

- вывоз сена на лошади;

- собачья упряжка;

Плакаты:

- домашние животные;

- домашние и дикие животные;

- времена года;

- зима;

- осень;

- лето;

- весна;

-овощи;

- фрукты;

- животные нашего леса;

- деревья

Настольно – печатные игры:

- Живая и неживая природа

-лото «Кто где живет?»

Оборудование для ухода за растениями:

- лейки;

- пульверизаторы;

- палочки, лопатки, грабельки;

- фартуки детские

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети 2 младшей группы должны знать:

Правила поведения в природе.

Основные признаки диких и домашних животных.

Некоторые виды птиц

Уметь:

Устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Дети средней группы должны знать:

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Уметь:

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Пересаживать комнатные растения.

Оказывать помощь окружающей природе.

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала

Иметь представление:

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Список литературы

1. Николаева С. Н. «Юный эколог»

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,

3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.

5. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

7. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

8. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа

Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог»Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Программа дополнительного образования «Юный эколог». Кружковая работа Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог».

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Введение Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Пояснительная записка Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Сенсорика» 2015 г. «…Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев» В. А. Сухомлинский Содержание • Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Спортивные игры»Рабочая программа кружка «Спортивные игры» .

Рабочая программа кружка «Своими руками» Пояснительная записка Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих.

Рабочая программа кружка «Веселые пальчики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселые пальчики» на летний оздоровительный период Возрастная группа младшая 2015г. 1. Пояснительная.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Юный Эколог»
Опубликовано: 29 марта 2016 в 09:45
+189Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 106.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использование картонных втулок для творческой деятельности
Картонные втулки ( тубусы или рулончики) можно встретить в бумажных полотенцах, туалетной бумаге, фольге, скотче и т. д. Как и любой бросовый материал,...
Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство...
"Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет...
Дорожка здоровья своими руками
Уважаемые коллеги! В нашей старшей группе для коррекции стоп у детей, используется нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей и...
«Путешествие в страну геометрических фигур». Итоговое интегрированное занятие по...
Тема занятия: «Путешествие в страну геометрических фигур. Тип занятия: Контрольно – учётное интегрированное. Вид занятия: Итоговое Цель: Создание условий...
Песня для выпускного (переделка песни «Замыкая круг»)
Замыкая круг 1. Вот одна из тех историй , о которых люди помнят- И не день, не два, а много лет Началась она так просто - сад открыл свои ворота И на сто...