Рабочая программа «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Наталия Гейнбихнер
Рабочая программа «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Пояснительная записка

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется,

грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года

дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,

куда пошла?»).

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Ожидаемые результаты к концу года:

К концу года ребенок:

1. Рассматривает сюжетные картинки

2. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура» Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при организации и проведении подвижных игр, обогащение словарного запаса

«Здоровье» Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при воспитании культурно-гигиенических навыков (чтение потешек и т. п., формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, обогащение словарного запаса

«Безопасность» Развитие свободного общения с взрослыми при возникновении опасных ситуаций, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности, в природе и ближайшем окружении, обогащение словарного запаса

«Социализация» Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», развитие диалогической речи дошкольников, развитие свободного общения с взрослыми и детьми с соблюдением общепринятых норм и правил поведения, обогащение словарного запаса

«Труд» Развитие связной речи детей, умения составить связный рассказ о трудовой деятельности и последовательности выполнения трудовых поручений, обогащение словарного запаса

«Познание» Развитие связной речи детей, умения составить описательный рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в экосистеме; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, обогащение словарного запаса

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для развития связной речи детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению; различать виды устного народного творчества, обогащение словарного запаса

«Художественное творчество» Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной выразительности, умение составить рассказ по написанной картине

«Музыка» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности

Сентябрь

В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей

Тема недели НОД Форма организации работы Интеграция областей Взаимодействие с семьей Развивающая среда

«Здравствуй, детский сад» «Мишка у нас в гостях»

Задачи: Активизировать словарь по теме; учить дифференцировать понятия «большой - маленький», отвечать на вопросы: развивать речь, мелкую и общую моторику, слуховое восприятие Физкультминутка «Миша лапу занозил, наступил на шишку»

Д. /и. «Найди домики для мишек»

С. р. и. «Мишка у нас в гостях»

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

Сюжетная игра «Кукла и Мишка ходят в гости друг к другу»

Работа с парными картинками «Детские игрушки».

Игра-занятие «В детский сад привезли продукты». Упражнение «Передай предмет, беседа о работе столовой «Физическая культура»

"Социализация»

Папка-передвижка «Здравствуй Детский сад!»

Цель: познакомить родителей с работой детского сада; привлечь их участвовать в совместной работе по воспитанию детей

Две игрушки медведя (большой и маленький),

Д. /и. «Найди домики для мишек», крупный конструктор, посуда детская, стол, стульчики

«Солнышко и дождик»

«Научим куклу раздеваться после прогулки»

Задачи: Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь, мелкую и общую; моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.

П. /и. «Повторяй за мной!»

Игра «разноцветная одежда»

Раздевание куклы, определение последовательности раздевания после прогулки.

Игровая ситуация «Куда спряталась одежда?»

Упражнение «Умоем куклу»

Дидактическое упражнение «Ветерок»

П/И «Ветер и тучки». Пение песни «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. В. Фере

«Физическая культура»

«Социализация»

«Музыка» Консультация «Значение детского фольклора для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»

Цель: актуализировать знания родителей о значении детского фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании нравственно-патриотических чувств

Одежда для кукол, соответствующая сезону (колготки, платье, штаны, кофта, пальто, шапка, перчатки и т. д., кукла

Публикации по теме:

Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 1 слайд. Тема нашего сегодняшнего педсовета: «Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными.

Конспект занятия по развитиюю речи и лепке. Рассказывание сказки «Маша и медведь» по мнемотаблице Конспект занятия по ННОД «Коммуникация» (развитие речи) с интеграцией ННОД «Художественное творчество» (лепка) Тема: «Рассказывание сказки.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Рабочая программа «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 14:06
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...