Лучший педагог года

Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»

Ольга Валерьевна Алексашкина
Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»

2. Пояснительная записка

Направленность программы : естественнонаучная.

Актуальность программы. Главной целью изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Уровни организации живой материи» является подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. В основу программы положено содержание кодификатора элементов содержания ОГЭ по биологии 2018 г., который составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура кодификатора построена в соответствии с идеей разно уровневой организации жизни : ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера. Таким образом, одно из ведущих понятий школьного курса биологии – уровни организации живой материи – и послужило названием данной программы, так как оно в наибольшей степени отражает современные взгляды на уровни организации жизни и происходящие на них процессы.

Публикация «Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ, Рабочая программа объединения по биологии „Уровни организации живой материи“» размещена в разделах

Программа «Уровни организации живой материи» рассчитана на один год очной формы обучения. Содержание занятий варьирует в зависимости от конкретных потребностей учащихся. Учитывая то обстоятельство, что раздел «Общая биология» изучается в 9-м классе, на занятиях по данной программе имеет смысл сделать акцент на других разделах школьного курса биологии, традиционно вызывающих затруднения у обучающихся это «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье».

Эффективную подготовку к ОГЭ в рамках данного элективного предмета можно организовать лишь при наличии у каждого учащегося тематических сборников заданий ОГЭ и сборников вариантов контрольных работ ОГЭ. Только при этом условии можно реально осуществлять индивидуальный подход в обучении и отслеживать степень готовности к экзамену каждого учащегося. С самых первых шагов по подготовке к ОГЭ важно сформировать правильный алгоритм работы с тестами, приучить анализировать содержание заданий и только потом переходит к поиску правильного варианта или формулированию ответа.

Преподавателю данной программы необходимо познакомиться с анализом качества ответов учащихся на ОГЭ в предыдущие годы, для того чтобы вычленить наиболее проблемные темы и типы заданий. Например, в части «В», как правило, вызывают наибольшие затруднения задания на определение последовательности процессов, а в части «С» – задания по работе с текстом или рисунками. Подготовка к выполнению подобных заданий требует особого внимания.

Особенность программы. Программа рассчитана на детей уже ознакомившихся с основами биологических наук. Занятия строятся на уже имеющихся базовых знаниях по биологии у обучающихся. В основном осуществляются на основе развития и обобщения биологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование биологического мышления. Программа рассчитана на обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом объединения сформированы группы обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав групп постоянный.

Адресат программы : обучающиеся по программе – учащиеся 9-х классов средней общеобразовательной школы, возраст 14-15 лет.

Цель: повторить и систематизировать знания курса биологии основной школы для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Задачи:

• повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

• закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;

• формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

• научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Планируемые результаты.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

• признаки биологических объектов :

• живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);

• генов, хромосом, клеток;

• популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

• сущность биологических процессов :

• обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

• круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

УМЕТЬ объяснять:

• роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

• родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

• роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

• взаимосвязи организмов и окружающей среды;

• роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

• необходимость защиты окружающей среды;

• родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

• взаимосвязи человека и окружающей среды;

• зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

• причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

• роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы :

• описывать и объяснять результаты опытов;

• описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:

• на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;

• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

• на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;

• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;

• культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации : находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

• ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Календарно – тематический план обучения.

Содержание учебного плана.

1 Биология как наука. (8ч.)

Теория: 6

Практика: 2

1.1 Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

1.2 Признаки и свойства живого : клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

1.3 Основные уровни организации живой природы : клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

2 Система, многообразие и эволюция живой природы. (40ч.)

Теория: 24

Практика: 16

2.1 Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок, класс, тип (отдел, царство; их соподчиненность.

2.2 Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

2.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

2.4 Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

2.5 Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

2.6 Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

2.7 Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

3 Человек и его здоровье (48 ч.)

Теория: 26

Практика: 22

3.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов : пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

3.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов : опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

3.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

3.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

3.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

3.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

4 Признаки живых организмов (32 ч.)

Теория:16

Практика:16

4.1 Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

4.2 Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

4.3 Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

4.4 Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

4. 5 Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

4.6 Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

4.7 Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч.)

Теория:8

Практика:8

5.1 Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

5.2 Экосистема (биогеоценоз, её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

5.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

5.4 Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.

5.5 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.

5.6 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Публикации по теме:

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Годовой план работы учителя-логопеда основной школы Годовой план работы учителя-логопеда Комаровой В. В. МБОУ «ООШ №17» на 2016–2017 учебный год Цель: Своевременное выявление и оказание помощи.

Консультация для родителей «Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы» Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы. Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо.

Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат для детей с ОВЗ» Методическая разработка на тему: «ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО.

Продолжение портфолио. Приложения к опыту работы. Программа творческого объединения «Любознайки» для детей 3–4 лет .

Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ (ОБЛАСТНОЕ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Рабочая программа основной общеобразовательной программы для детей 4-го года жизни Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее.

Рабочая программа по биологии 5–9 классы ФГОС Принято на заседании МО Естественно- научного цикла Протокол № 1 от 28.08.2017г. Руководитель МО ___(Е. Ю. Семенова.) Согласовано.

Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Принято Утверждаю на педагогическом совете заведующий МБДОУ Протокол № ___ от «___» ___ 2017г. «Детский сад № 26» ___(Шатило.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 22:26
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД