МААМ-картинки

Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»

Марина Анатольевна Овчинникова
Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 - детский сад общеразвивающего вида г. Тулы

(МБДОУ№107)

Рабочая программа

«Обучение плаванию детей дошкольного возраста».

Разработана : старшим воспитателем

МБДОУ№107

Овчинниковой М. А.

.

г. ТУЛА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :

1. Содержание программы.

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность программы.

Публикация «Рабочая программа „Обучение плаванию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2.2. Цель программы.

2.3. Задачи.

2.4. Ожидаемый результат.

2.5. Предшествующая работа.

2.6. Различные формы работы.

2.7. Формы подведения итогов.

3. Учебно-тематический план:

- первого года обучения (2 младшая группа).

- второго года обучения (средняя группа).

- третьего года обучения (старшая группа)

- четвертого года обучения (подготовительная группа)

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

5. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольника невелика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В процессе обучения плаванию вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ребенка, что предупреждает плоскостопие.

Физические занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. Укрепляется нервная система, активизируется дыхательная система, обмен веществ. Способствует эмоциональному и двигательному раскрепощению ребенка, побуждает к творческой деятельности в создании новых движений и композиций, повышает интерес к различным способам плавания.

Плавание благотворно влияет на формирование личности ребенка.

Программа разработана на основе программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду».

Программа рассчитана на детей 3-7 лет.

1.2. Цель программы :

обучение детей плаванию;

• укрепление здоровья детей;

• закаливание детского организма;

• воспитание выносливости, ловкости, силы.

1.3. Задачи:

• учить двигаться в воде;

• формировать интерес к плаванию;

обучение способам плавания, согласованности рук, ног и дыхания;

• создание условий для личностного роста ребенка и развития его творческого потенциала;

• способствование положительному эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Объем программы 144 часа, которые распределяются следующим образом:

• первый год обучения – 36 часов;

• второй год обучения – 36 часов;

• третий год обучения-36 часов;

• четвертый год обучения-36 часов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

• личностно - ориентированного подхода (признание самобытности, уникальности каждого ребенка,

• природных данных ребенка (учитывается возраст ребенка, состояние здоровья, уровень его физического развития);

• систематичности, последовательности, наглядности и доступности обучения.

1.4. Ожидаемый результат.

Обучение по данной программе построено по принципу «от простого – к сложному», поэтапно:

• первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой);

• второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно (учатся держаться на поверхности воды – всплывать, лежать, скользить);

• на третьем этапе дети обучаются плаванию определенным способом;

• на последнем, четвертом этапе обучения плаванию продолжается совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

Постепенность и последовательность при переходе от привыкания к воде, во время простого передвижения по дну, к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей.

Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм обучения плаванию.

Групповая форма предусматривает подачу учебного материала всем детям группы.

Индивидуальная форма работы это закрепление материала с одним ребенком.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы работы :

• разучивание движений ног;

• разучивание движений рук;

• разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук, ног и дыхания;

• совершенствование плавания с полной координацией движений.

Рабочая программа строится на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной.

Рабочая программа отличается тем, что:

-обучение детей рассчитано на 1 занятие в неделю;

- разработаны учебно – тематические планы для каждого года обучения с общим количеством учебных часов;

- в методических рекомендациях дан подробный материал, который можно использовать на занятиях по обучению плаванию в игровой форме;

- разработано перспективное планирование для каждого года обучения (4 года);

1.5. Предшествующая работа.

На физкультурных занятиях и на занятиях «Ребенок и окружающий мир» (ОБЖ) проводятся беседы о пользе плавания, о том, что умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и необходимо человеку в самых разнообразных ситуациях.

1.6. Программа предусматривает различные формы работы :

Беседы о правилах личной гигиены, правилах поведения в бассейне, наглядный показ упражнений и способов плавания, словесные объяснения, звуковые и зрительные ориентиры, практические методы и приемы (упражнения-повторения, игры, соревнования). Для детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа) проводятся занятия в сухом бассейне, проводится экскурсия в бассейн. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения - стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать.

Занятия проводятся со 2 младшей группы 1 раз в неделю.

1.7. Формы подведения итогов.

Выполнение программы отслеживается через :

- диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года и предназначена для выявления знаний, умений и навыков детей по пройденным темам;

- выступления детей на праздниках, вечерах развлечений.

- выступления инструктора по плаванию на советах педагогов;

- выступления инструктора по плаванию на родительских собраниях.

Учебно-тематический план первого года обучения

(2 младшая группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Знакомство с бассейном,

обучение правилам поведения в бассейне 2

2. Обучение спускаться в бассейн,

Выходить из него. 3

3. Самостоятельные передвижения в воде 5

4. Погружение в воду 4

5. Знакомство с горизонтальным положением пловца 2

6. Передвижение на руках по бассейну 4

7. Самостоятельное передвижение по всему бассейну 4

8. Приседание в воде, опускание в воду лица 6

9. Обучение делать глубокий вдох и выдох 6

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план второго года обучения

(средняя группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Беседа о свойствах воды 1

4. Ходьба по бассейну (самостоятельно) 2

5. Погружение лица в воду 2

6. Переход от одного бортика к другому 3

7. Горизонтальное положение в воде, передвижение по дну бассейна 3

8. Обучение движения ногами, как при плавании кролем. 3

9. Вдох и выдох в воду. 3

10. Выполнение энергичных движений в воде. 3

11. Погружение в воду с головой 3

12. Погружение в воду с головой с задержкой дыхания 3

13. Вращательные движения рук в воде 2

14. Движения в воде парами 3

15. Всплывание и лежание на воде 3

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план третьего года обучения

(старшая группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Беседа о свойствах воды 1

4. Обучение способу плавания – кролю (на груди и на спине) 2

5. Погружение в воду с головой 2

6. Передвижение парами, держась за руки 3

7. Обучение выдоху в воде 3

8. Обучение открывать глаза в воде 3

9. Скольжение на груди, разучивание движений ногами в воде 3

10. Обучение движения ног в скольжении 3

11. Лежание на поверхности воды 3

12. Движение в воде в разных направлениях 3

13. Всплывание и лежание на спине 2

14. Скольжение с доской или игрушкой 2

15. Передвижение по дну с выполнением гребков 2

16. Плавание на груди с гребковыми движениями рук 2

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план третьего года обучения (подготовительная к школе группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Передвижение в воде самостоятельно 1

4. Обучение способу плавания – кролю (на груди и на спине) 2

5. Погружение в воду с головой 2

6. Передвижение парами, держась за руки 3

7. Обучение выдоху в воде 3

8. Всплывание и лежание в воде 3

9. Лежание на спине, положение «стрела» для скольжения по поверхности воды 3

10. Обучение движения ног в скольжении с выдохом в воду 3

11. Побуждение плавать на груди и на спине 3

12. Овладение общей координацией плавательных движений - согласование движений рук с дыханием. 3

13. Показ всех способов плавания 2

14. Движение рук и в скольжении всеми способами плавания 2

15. Скольжение на груди и спине с движениями рук всеми способами плавания 2

16. Плавание всеми способами (кролем, брассом) 2

Итого: 36 часов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ :

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Закон Тульской области «Об образовании» от 26.09.2013г.

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №56/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №26 от 15.05.2013 года Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

5. Рекомендации Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» 2003г.

5. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения№107-детского сада общеразвивающего вида г. Тулы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной.

2. «Как научить ребенка плавать» И. В. Сидорова (практическое пособие) М., 2011г.

3. «Фигурное плавание в детском саду» М. Д. Маханева, Г. В. Баранова (методическое пособие) М. 2009г.

4. «Учите малышей плавать» Макаренко Л. П. М, 1985

5. «Программа обучению детей плаванию в детском саду» Е. К. Воронова С-П., 2010г.

6. «Плавание : основы самостоятельной работы» З. В. Гребенщикова (учебно- методическое пособие, Тула 2007г.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 15:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД