МААМ-картинки

Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски»

Алена Дрюкина
Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски»

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт нашей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Публикация «Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ „Волшебные краски“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений;

• наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Цели:

• Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей дейс-твительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружа-ющего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художест-венно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих спо-собностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самосто-ятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

• Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки).

• Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т. д.)

• Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

• Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.

Развивать творческие способности, эстетический вкус.

• Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

Принципы:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мири природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Возрастные психофизические особенности (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлен тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в BИДЕ «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

С самого раннего возраста малыши стараются отразить впечатления об окружающем нас мире в своем изобразительном творчестве. Детям 2-3 лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. Яркий мир красок и рисования им помогут открыть их собственные ладошки. Это увлекательное занятие дарит малышам многократные тактильные ощущения, развивают мелкую моторику рук.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Художественное творчество с использованием нетрадиционных способов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

В группе раннего возраста «Пчелки» на протяжении всего учебного года будет осуществлять программа по художественному творчеству с использованием нетрадиционных способов рисования.

Особенности организации образовательного процесса.

Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.

Начинаем мы с предметных изображений : сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, мы учитываем индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (дина-мические паузы).

В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использо-вания в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются нами, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

В своей работе с детьми я использую следующие нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и другие.

Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 2- 3 лет проводится 1 раз в неделю и длится 10 минут. В программе представлены 35 занятй, рассчитанных на учебный год. (с 1 октября по 31 мая).

Занятия строятся по следующему плану:

Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);

Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;

Доработка рисунка дополнительными элементами;

Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

НОД строится с учетом пяти взаимодополняющих образовательных областей.

Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:

- развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;

- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);

развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов.

Примерное комплексно - тематическое планирование

Месяц Тема Развернутое содержании работы Варианты итоговых мероприятий Примечание

Август – сентябрь До свидание лето.

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ( помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.)

Октябрь 1-2 н. Здравствуй детский сад! Знакомство с группой, правилами поведения. Формирование положительных эмоций к детям, воспитателям… Экскурсия по детскому саду.

3 н. Урожай. Познакомить с овощами, фруктами. Дать первичное представление о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Выставка детского творчества, композиция «Дедушкин огород»

4н. Мониторинг (с19 по 24 октября)

5н. Краски осени Формировать элементарные представления об осени (сезонные представления в природе, одежде людей, на участке детского сада). Собирать с детьми на прогулках различные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Сбор осенних листьев и создание коллективной работы – плаката с самыми красивыми из собранных листьев.

Ноябрь 1н. Животный мир Расширять представления о домашних и диких животных, активизировать в речи: «мычит», «рычит», «лает». Реализация проекта «День рождения у Мишки»

2 н. Я –человек Формировать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальное представление о здоровом образе жизни. Создание коллективного плаката с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?»

3н. Мой дом Знакомить детей с родным поселком, его названием, объектами (улица, дом, магазин); с транспортом, профессиями…

Познакомить детей с предметами домашнего обихода – одежда, посуда, мебель… Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки»

4 н. Мы - помощники Помочь детям понять, что они подросли, многому научились; воспитывать желание выполнять простые действия самостоятельно.

Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов);

– с помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм;

– различает основные цвета; вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;

– различает большие и маленькие предметы, называет их.

Декабрь 1-2- н. Кто ты и как готов к зиме Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Наблюдение за жизнью птиц, кормление.

3-4-5 н. Новогодний калейдоскоп Формирование знаний о новогодних праздниках (познакомить с героями, песнями, традициями) Новогодний утренник

Январь 2 н. Здравствуй, зимушка зима (с 11 по 15) Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширить знания о домашних и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Выставка детского творчества.

На участке соорудить ледяную горку.

3- н. Каникулы (с 18 по 22)

КАНИКУЛЫ

4-н. Транспорт Знакомство с транспортом; уточнить формы и их размеры; выяснить у детей для чего нужен транспорт. Экскурсия

Февраль 1-2 н. В гостях у сказки Прививать интерес к театрально- игровой деятельности, познакомить детей с куклами настольного театра Показ настольного театра по русской народной сказки

3-4 н. Моя семья

Наши защитники Воспитание чувства любви к членам семьи; чувство симпатии к сверстникам

Поделки для любимых пап

Март 1 н. Мамин день Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Выставка семейных фотографий. Открытки для любимых мам.

2 н. Быть здоровыми хотим Обогащать словарь детей существительными, означающими предметы личной гигиены. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы. Консультация «Детское питание»

3-4 н. Народная игрушка Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек.

Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)

Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. Игры- забавы с детьми.

Апрель 1 н. Весна шагает по планете Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

Расширять знания о домашних животных и птицах.

Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Выставка детского творчества.

Установка кормушек на участке.

Апрель

2 н. Мониторинг

МОНИТОРИНГ

3-4 н. Волшебница вода

Приобщение к правилам безопасного поведения с водой. Поддерживать инициативные игровые действия с водой

Организовать просмотр мультфильма «Дождик, дождик, пуще»

Май 1-2 н. Мир природы Поощрять проявления интереса ребенка к миру природы.

Развивать представления о ближайшем непосредственном окружении.

Учить бережному обращению с природой. Экскурсия по территории детского сада.

3-4 н. Лето. Вот какие мы стали большие Формировать элементарное представление о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей).Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Выставка детского творчества

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое и музыкальное открытое занятие для старшей группы «Краски осени»Художественно-эстетическое и музыкальное открытое занятие для старшей группы «Краски осени» Цель занятия: Формирование устойчивого интереса ко всем видам художественно-эстетической и музыкальной деятельности. Задачи занятия: Закрепление.

Конкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитиеКонкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитие Интеграция областей - Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Задачи - Обогащение.

Конкурсная программа «Петушиный детский сад» Художественно-эстетическое развитие.Конкурсная программа «Петушиный детский сад» Художественно-эстетическое развитие. Конкурсное выступление - «Петушиный детский сад" Интеграция областей - Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие,.

Конкурсная программа «Солнышко лучистое» Художественно-эстетическое развитие.Конкурсная программа «Солнышко лучистое» Художественно-эстетическое развитие. Цель - Помочь детям приобрести опыт выступления перед зрителями. Задачи- Развивать слуховое внимание,умение выполнять движения в соответствии.

Конспект НОД в средней группе «Звуки весны». Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Форма организации НОД: тематическая, групповая. Цель: развитие воображения, тембра и чувства ритма через игру на детских музыкальных инструментах.

Рабочая программа педагога ДОУ Презентация по рабочей программе педагога ДОУ Бажанова Екатерина Юрьевна Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного.

Рабочая программа по ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству. книжная графика (Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачев, В. А. Кузьмина, К. В. Овчинникова).

Рабочая программа педагога ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18» Утвержден: Заведующий МКДОУ Принято на педагогическом совете.

Рабочая программа по реализации образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие» Пояснительная записка рабочей образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад.

Сценарий ООД «Плюшевый медвежонок» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Сценарий ООД «Плюшевый медвежонок» Тема: «Плюшевый медвежонок». Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски»
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 20:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД