Получи документы

Рабочая программа педагога-психолога

Храмцова Ирина
Рабочая программа педагога-психолога

Рабочая программа педагога-психолога

Содержание

1. Целевой раздел

Пояснительная записка….3

Нормативно – правовое основание Рабочей Программы….

Цели и задачи деятельности….

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога….

Психологическая диагностика….

Психологическая профилактика….

Консультационная работа….….

Коррекционно-развивающая работа….

Психологическое просвещение…

Экспертная деятельность ….

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога» размещена в разделах

Организационно-методическая работа….

3. Организационный раздел

Материально-техническая обеспеченность….….

Список диагностических комплексов….…

Список коррекционно-развивающих / профилактических программ…

Приложения

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства….

Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности педагога - психолога с различными категориями детей (в минутах….…

Рабочая документация педагога-психолога…

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Воронцовский детский сад (далее ДОУ) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Ижморский детский сад №3 (далее ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Нормативно – правовое основание

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ Ижморский детский сад №3 разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

• Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»

• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

• Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

• Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)

• Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Цели и задачи деятельности

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы : психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО, способствующего психологическому комфорту и развитию детей, сохранению их психологического здоровья. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Задачи Программы :

- создание в ДОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и других сотрудников учреждения)

охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы :

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опорой на зону ближайшего развития.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия)

- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.)

- Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы, целостной картины мира;

• интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

• развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т. е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

2. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МКДОУ Ижморский детский сад №3 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога :

• Психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ

• Коррекционно – развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ

• Психопрофилактика

• Консультирование субъектов образовательного процесса

• Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

• Психологическая экспертиза (оценка)

• Организационно – методическая работа

Диагностическая работа

Цель диагностической работы в ДОУ – помочь педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика – это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы Психолого-педагогическая диагностика в МКДОУ № 3 охватывает все возрастные группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье. Психодиагностическая работа с воспитанниками описана в Таблице 2. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МКДОУ № 3 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МКДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Далее, выявляются воспитанники со схожими трудностями в развитии и формируются подгруппы для психокоррекционной работы. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, логопедические, ребёнок направляется на ПМПк, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:

групповыми;

подгрупповыми;

индивидуальными.

Групповые занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это занятия по адаптации детей к условиям ДОУ, а также, профилактика социально-психологического климата в группе. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в игровом центре ДОУ.

Содержание и структура занятия варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Все занятия проводятся в соответствии со статьёй 11 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» пунктами 11.8 – 11.13 санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, утверждённому Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко от 15 мая 2013 г. N 26.

Консультативная работа

Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Профилактическая работа

Психопрофилактическая работа педагога-психолога МКДОУ направленна на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.

Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Просветительская работа

Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Экспертная деятельность

Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).

Основные направления экспертной работы в ДОУ :

1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).

2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.

4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

6. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.

7. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Организационно – методическая работа

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

• Оформление и заполнение рабочей документации.

• Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений

• Составление и написание развивающих / коррекционных программ.

• Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям.

• Оформление информации для стендов и памяток.

• Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям.

• Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

• Написание статистического и аналитического годового отчетов.

Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.

3. Организационный раздел

Материально-технические обеспеченность

В учреждении имеется отдельный кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для книг и пособий, шкафом для рабочих папок. Организовано рабочее пространство психолога: имеются ноутбук, доступ в интернет.

Литература подобрана по следующим разделам:

— по общей психологии;

— по детской психологии и возрастным особенностям детей;

— коррекционно-развивающая;

— по диагностике уровня развития детей;

— для родителей;

— периодические издания;

— по организации психологической службы в ДОУ.

Игровое пространство включает:

1) набор мозаик из пластмассы;

2) пазлы;

3) пирамиды, матрешки;

4) сюжетные кубики;

5) небольшой набор строительного материала;

6) куб форм (с прорезями);

7) различные головоломки;

8) «Умные шнуровки»

9) Тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний» и т. д.

11) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз») :

— деревья;

— здания, дома;

— мебель;

— машинки;

— посуда;

— дикие животные;

— домашние животные;

— древние животные (динозавры);

— солдатики;

— самолеты, вертолеты, лодки;

— драгоценности, клады;

— пупсы, люди;

— фантастические персонажи;

— природный материал (листики, орешки, водоросли, корешки, шишки и т. д.);

- емкости для песка

- разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши)

- диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

- подушка примирения

- сундучок с пуговицами

- волшебные мешочки

- счетные палочки

- сюжетные картинки

- домино

Игровое пространство включает полки с игрушками, детские стульчики, развивающие пособия: куб эмоций, коробка примирения, мелкомоторные тренажеры, световой стол с песком.

Площадь кабинет небольшая, что не позволяет вмещать более 4-х детей. Поэтому работа в кабинете организовывается только в индивидуальной форме и в малых группах (не более 4-х детей). Для групповых форм работы задействуются групповые комнаты и музыкальный зал.

Список диагностических комплексов

Публикации по теме:

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 3 3. Организационный раздел. 3.1. Структура реализации образовательного процесса Образовательный процесс реализуется в форме индивидуальных,.

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1 Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:.

Рабочая программа организации деятельности педагога разновозрастной группы (2–4 года) Пояснительная записка Рабочая программа разновозрастной группы по развитию детей младшего дошкольного возраста разработана в соответствии.

Рабочая программа педагога часть 3 • Учить сооружать постройки из к р у п н о г о и м е л к о г о строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и.

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом ФГОС (вторая младшая группа). Часть 4 План взаимодействия с семьями воспитанников Дата Тема недели Форма Октябрь 03.10- Осень. Консультация «Прогулки по осеннему Предложить.

Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому.

Рабочая программа педагога-психолога Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 1. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить.

Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2 2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога - с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы.

Рабочая программа педагога-психолога СОДЕРЖАНИЕ: пп Содержание деятельности Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3-8 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3.

Рабочая программа педагога с учетом ФГОС (вторая младшая группа) вторая младшая группа №8 «Светлячок» Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основании: Закона РФ №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога
Опубликовано: 13 января 2017 в 08:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД