Лучший педагог года

Рабочая программа по дополнительной услуге «Песочная фантазия»

Ирина Шарифуллина
Рабочая программа по дополнительной услуге «Песочная фантазия»

Песочная фантазия

Оглавление

№ п\п Содержание Стр.

I Пояснительная записка 3

1.1. Объем недельной образовательной нагрузки 5

1.2. Планируемые результаты 5

1.3. Формы оценивания качества образовательной деятельности 5

II. Учебно-тематический план 7

III. Содержание программы 11

3.1. Календарно – тематическое планирование 12

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 13

4.1. Образовательные форматы 13

4.2. Техническое оснащение реализации программы 13

4.3 Заключение 13

V Список литературы 14

Публикация «Рабочая программа по дополнительной услуге „Песочная фантазия“» размещена в разделах

Приложение 15

I Пояснительная записка

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созданием чего-то.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.

Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению моторного и когнитивного развития ребенка и содействовала снятию стрессового состояния.

Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Цель программы : развитие творческих способностей, познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста, формирование практических навыков рисования посредством техники рисования на песке.

Задачи программы :

Обучающие

• Обучение основным приемам рисования на песке

• Обучение созданию, разработке и пониманию песочного сюжета;

• Снижение тревожности и напряжения у детей.

Развивающие

• развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь).

• развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развитие творческого потенциала

Воспитывающие

• Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

• Воспитывать целеустремленность и трудолюбие.

• Снижение тревожности и психофизического напряжения

Новизна Заключается в дополнении и разнообразии содержания образовательной деятельности художественно-эстетического направления не традиционными средствами и подходами к рисованию

Практическая значимость Возможность использования программы в практике дошкольных учреждений с целью развития творческого мышления, познавательного интереса у младших дошкольников посредством рисования на песке. Снижение тревожности и психофизического напряжения

Вид Модифицированная на основе программы

Целевая аудитория Дети младшего дошкольного возраста

Срок реализации 1 год

Реализация программы осуществляется по трем модулям:

Целевой: Развитие универсальных способов мыслительной деятельности через освоение навыков песочной анимации.

Процессуально– деятельностный: повышение интереса у младших дошкольников к художественно – изобразительной деятельности посредством рисования на песке, обучение разнообразным приемам рисования на песке, развитие их творческих способностей.

Диагностико-результативный: умение создавать «песочный рисунок», трансформировать его, появление и углубление интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу

1.1. Объем недельной образовательной нагрузки

Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год Время за неделю

1 4 30 Младший возраст 10 минут.

Средний возраст 20 минут

1.2 Прогнозируемые результаты :

1. У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, тики, навязчивости и другие расстройства

2. Корректируется поведение (снятие агрессии).

3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.

4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;

5. Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;

6. Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов;

7. Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать эмоциональное состояние других людей.

1.3. Формы оценивания качества образовательной деятельности

Педагогический мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае). Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития).

2) оптимизации работы с группой детей.

Для изучения уровней овладения навыками изобразительной деятельности были подобраны и адаптированы в единую диагностику, следующие методики и рекомендации:

• Т. С. Комарова «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества»

• Авторская программа по песочной терапии «Песочные фантазии» автор составитель Кузнецова Юлия Михайловна

Таблица педагогического мониторинга освоения

детьми образовательных задач по овладению техники рисования песком

Анализ продукта деятельности Анализ процесса деятельности

Предметное рисование Сюжетное рисование Декоративное рисование Регуляция деятельности Эмоциональное отношение Уровень самостоятельности Творчество

Передача формы Строение предмета Пропорции Расположение на столе Композиционный замысел Соотношение предметов по величине Цветовая гармония Композиция составления узоров Правильность исполнения элементов Отношение к оценке взрослого

Оценка ребенком

созданного им изображения

К предложенному заданию К процессу деятельности К продукту собственной деятельности Самостоятельность замысла Оригинальность изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла Умение трансформировать сюжета, дорисовка

Овладение приемами рисования Овладение навыками рисования элементов Овладение приемами трансформации элементов

Рисование на тонком слое песка одним пальцем одной руки, тыльной стороной кулачка ребром ладони. рисование на песке несколькими пальцами одновременно рисование песком из кулачка рисование одновременно двумя руками Линии (прямые, волнистые, прерывистые) Толщина линии Фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, оавл) Фон (плотный, прозрачный, полутон)

II. Учебно-тематический план

№ Основные темы и содержание Кол-во часов (мин) Кол-во занятий

Т П

ОКТЯБРЬ

1 «Волшебный песок» Введение.

«Правила Песочной страны». Знакомство с правилами поведения в песочнице. Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах «Разговор с песком: основные понятия, приемы, способы рисования». Знакомство с песком, с его свойствами. Познакомить с приемами создания фона: из кулачка, щепоткой. 10 20 1

2 «В гостях у песочной феи».

Учить ребенка медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. 10 20 1

3 «Мы волшебники». Развитие творческого потенциала детей 10 20 1

4 «Следы на песке»

Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы. Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. 10 20 1

НОЯБРЬ

5 «Волшебный лес»

«Звуки леса». Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения 10 20 1

6 «Песочный ветер»

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. 10 20 1

7 «Выбери и поставь»

Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики. 10 20 1

8 «Угадай что спрятано в песке»

Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку. 10 20 1

ДЕКАБРЬ

9 «В песочной деревне»

«У бабушки в деревне»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания) : «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. 10 20 1

10 «Птичий двор»

Воспитатель пускает в песок резиновые игрушки. 10 20 1

11 «Во саду ли в огороде». По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. 10 20 1

12 «Постройка домика для куклы». Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, Сыплю золотой! Сделаем из песка горку.» 10 20 1

ЯНВАРЬ

13 «Песочная сказка»

«Праздничные украшения»

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими предметами. 10 20 2

14

15 «Секретное задание для крота». Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки). 10 20 2

ФЕВРАЛЬ

16 «Песочная сказка»

«Солнечные лучики»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку». 10 20 1

17 «Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик. 10 20 1

18 «Норка для мышки»

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. 10 20 1

19 «Цветные заборчики»

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. 10 20 1

МАРТ

20 «Опыты и эксперименты с песком»

«Игры с решетом»

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») 10 20 1

21

22 «Свойства мокрого песка»

Воспитатель показывает детям, как сделать мокрый песок, используя воду.

Воспитатель показывает как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики). 10 20 2

23 «Удивительный узор»

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?». 10 20 1

АПРЕЛЬ

24 «Забавный песок»

«Забавные ладошки»

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. 10 20 1

25

«Необыкновенные следы»

Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 10 20 1

26 «Кто к нам приходил?»

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания. 10 20 1

27 «Необыкновенные следы»

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). 10 20 1

МАЙ

28 «Моя сказка» «Песочный театр»

Демонстрация воспитанникам сюжета сказки с использованием дидактического материала. Проигрывание совместно с детьми сказки или сюжетной ситуации. 10 20 2

29 Итоговое занятие. Инсценирование сказок, соответствующих возрасту и тематике. 10 20 2

300 600 31

III. Содержание программы

Механизм реализации программы

1. Подготовительный этап:

-анализ содержание эффективных технологий и методик в области песочного рисования;

-приобретение и изготовление учебно-дидактического и наглядного материала;

-анкетирование родителей;

2. Основной этап:

-создание условий, подбор средств методов достижения цели;

-непосредственная реализация программы;

-организация деятельности через совместную и самостоятельную детальность детей;

3. Заключительный этап:

-демонстрация детских достижений на фотовыставках, инсценировки по сюжетам сказок.

Программа состоит из трех модулей: целевого, процессуально-деятельностного и диагностико – результативного.

Модуль Содержание модуля

Целевой модуль Развитие творческих способностей, познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста, формирование практических навыков рисования посредством техники рисования на песке.

Процессуально-деятельностный Этапы работы

1. Подготовительный этап-повышение интереса у младших дошкольников к процессу рисования на песке, к созданию «песочных» сказок.

Методы: наглядно-словесный (беседа, объяснение, чтение и рассказывание сказок, рассматривание видео зарисовок, мультфильмов с использование мультимедийного оборудования.

2. Основной этап-обучение младших дошкольников технике рисования на песке, созданию «песочных» сказок.

Методы: игровые, проблемно-поисковые, продуктивные (рисование, аппликация цветным песком); рекомендации, беседы.

3. Заключительный этап- подготовка фотовыставки с работами воспитанников, инсценировка русских народных сказок.

Участники образовательного процесса: дети младшего дошкольного возраста, педагог, родители.

Последовательность: поэтапная реализация данного модуля.

Диагностико – результативный Результат: умение создавать в песочной технике предметные и сюжетные изображения, и трансформировать их; улучшение координации кисти руки, развитие моторики; появление интереса к конкретной детальности, к определенному познавательному материалу.

Диагностические методы: диагностические задания и упражнения.

3.1. Календарно-тематическое планирование

№ Основные темы Количество занятий

«Волшебный песок»

Октябрь 1 «Правила Песочной страны» 1

2 «В гостях у песочной феи» 1

3 «Мы волшебники» 1

4 «Следы на песке» 1

«Волшебный лес»

Ноябрь 5 «Звуки леса» 1

6 «Песочный ветер» 1

7 «Выбери и поставь» 1

8 «Угадай что спрятано в песке» 1

«В гостях у бабушки»

Декабрь 9 «У бабушки в деревне» 1

10 «Во саду ли в огороде» 1

11 «Птичий двор» 1

12 «Постройка домика для куклы». 1

«Песочные фантазии»

Январь 13

«Праздничные украшения» 1

14

15 «Секретное задание для крота» 2

«Картины на песке»

Февраль 16

«Солнечные лучики» 1

17 «Заборчики» 1

18 «Норка для мышки» 1

19 «Цветные заборчики» 1

«Опыты и эксперименты с песком

Март 20 «Игры с решетом» 1

21

22 «Свойства мокрого песка»

2

23 «Удивительный узор» 1

«Забавный песок»

Апрель 24 «Забавные ладошки» 1

25 «Необыкновенные следы» 1

26 «Кто к нам приходил?» 1

27 «Необыкновенные следы» 1

«Моя сказка»

Май

28

29 «Песочный театр»

2

30 Итоговое занятие. 1

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

4.1. Образовательные форматы

Формы обучения:

Тематические занятия

Упражнения

Продуктивная деятельность: рисование

Практическое выполнение задание

Формы представления результатов:

Интернет ресурс МАДОУ ДС № 62

Распространение информации в средствах массовой информации

Презентация с использованием мультимидийного оборудования;

Презентация методического банка проекта, для педагогов и родителей

4.2. Техническое оснащение реализации программы

Успешность работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников через обучение рисование песком определяется не только разработанной программой, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Обеспечение Наименование Количество на группу

Информационные Методические пособия

Методические разработки занятий

Видео уроки занятий

64

12

Материально-технические Кабинет 1

Световой стол 8

Стулья 8

Демонстрационный стол 1

Демонстрационный экран 1

Видео проектор 1

Штатив 1

Песок 500г 9

Наборы плоскостных сюжетных и предметных картинок 9

Наборы цветного песка 9

Клей 9

Картон 9

Листы для ламинирования Упаковка

Набор различных предметов с различной поверхностью 9

Демонстрационные игрушки. Фигурки людей разного пола и возраста. Фигурки животных. По темам

Заключение

Реализация данной программы предполагается в период с октябре 2017 года по май 2018 год. В данный период будет проанализирована эффективность данного подхода, методов, форм используемых при организации деятельности и дополнена приложениями, разработками и работами воспитанников.

Список рекомендуемой литературы

1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2

2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

5. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010

6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005

9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - №1/2006

10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

13. Санкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Питер, 2001г.

14. Юнг К. Г. Человек и его символы. М. : Серебряные нити, 2002 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа для младшей группы. Часть 6 2.1.5. Образовательная область. «Физическое развитие» Содержание психолого-педагогической работы. Формирование начальных представлений о.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 7 3.2 Планирование содержание непосредственной организованной деятельности детей № Образовательная область младшая группа 1 Вид деятельности.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 8 Перспективный план по взаимодействию с родителями на 2017-2018учебный год Плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания.

Дополнительная образовательная программа «Песочная фантазия» Управление образования администрации Гурьевского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна» Пояснительная записка Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Городок музыкальных инструментов» по дополнительной образовательной услуге Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности.

Конспект открытого занятия «Играем со Смешариками» по дополнительной платной услуге «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области Конспект открытого.

Программа по модулю «Искусство народных мастеров» дополнительной общеразвивающей программы «Пластилиновое чудо» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку.

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна математики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА МАТЕМАТИКИ» Срок реализации 9 месяцев Составитель: Канева.

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по экологии во второй младшей группе на 2017–2018 год .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительной услуге «Песочная фантазия»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 18:34
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД