Лучший педагог года

Рабочая программа по ИЗО «Акварельки»

Александра Метелёва
Рабочая программа по ИЗО «Акварельки»

Рабочая программа

по нетрадиционной технике рисования

для детей 5-7 лет

«Акварелька»

Метелева Александра Матвеевна

2017г

Содержание

Пояснительная записка….…. 3

Формы организации детской деятельности….….7

Организация занятий с детьми 5-7 лет….….9

Ожидаемый результат…. 11

Перспективный план занятий…. …. 12

Список литературы….…. 20

Диагностика…. 21

Пояснительная записка

Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Публикация «Рабочая программа по ИЗО „Акварельки“» размещена в разделах

И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях по изобразительной деятельности, обогащение впечатлений об окружающей действительности путем наблюдения, показа слайдов, произведений искусства, чтения литературных произведений.

В настоящее время наряду с вопросами формирования графических навыков отечественными педагогами говорится о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, целесообразность которой очевидна.

В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей является художественно – эстетическое. Программа «Волшебные краски» способствует созданию условий развития ребёнка старшего дошкольного возраста, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Программа «Волшебные краски» отвечает основным принципам дошкольного образования (ФГОС) : это

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства, в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Гуманизация образования, как одна из проблем современной науки, предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля, и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н. С. Александровой, Б. Г. Ананьева, А. В. Бакушинского, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова, Г. В. Лабунской, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, Р. М. Чумичевой, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна и других.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать альтернативные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям дошкольного возраста. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. При этом обогащается и активизируется словарный запас, пробуждается их воображение.

Используя и комбинируя разные способы изображения, ребята учатся думать, самостоятельно решать какую технику применить, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Альтернативные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так у детей развивается память, они учатся планировать процесс рисования. Многие виды альтернативного рисования способствуют коррекции мелкой моторики пальцев рук. Они требуют точности и быстроты действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что рисование, с использованием нетрадиционных техник, может помочь обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить её интересным содержанием, яркими, положительными эмоциями, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, способствует наибольшему развитию художественно-творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, активизировать поисково-исследовательскую деятельность.

Поэтому это направление было выбрано в качестве программы индивидуального развития педагога. В качестве основы для составления данного перспективного плана я выбрала пособие Никитиной А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Таким образом, сформировались задачи:

• Оказание детям помощи в овладении различными изобразительными средствами и материалами, сочетания техник рисования; поощрения самостоятельного экспериментирования с художественными материалами.

• Развитие чувства ритма, цвета, формы, композиции.

• Развитие воображения, фантазии, эстетического восприятия, эмоциональной сферы.

• Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников.

Исходя из основных задач, разработан перспективный план. Темы занятий спланированы на весь учебный год помесячно с указанием техники или основного изобразительного материала.

Формы организации детской деятельности

В наше время необходимо научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все наши педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражений ребёнка в исследовательской и проектной деятельности. Овладение нетрадиционными техниками рисования помогают детям раскрепоститься, реализовать свои замыслы на бумаге различными художественными материалами.

Поставленная мною тема полностью совпадает с годовыми задачами ДОУ, а именно:

• Создание образовательного пространства взаимодействия взрослого и детей при организации и реализации поисково-исследовательской деятельности как основы становления инициативности, активности человека, определяющие процессы саморазвития.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунка и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует вносить в организацию занятий: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т. п. важно, чтобы организация занятия соответствовала содержанию, чтобы детям было удобно работать. Также необходимо постоянно определять и менять виды занятий. Это могут быть занятия – сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т. п.

Организация занятий с детьми 5-7 лет

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Примерная структура занятий.

1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.

2. Рассказывает о предстоящей работе.

3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.

4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

5. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.

6. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

Курс занятий рассчитан на 1 учебный год и проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут, по подгруппам (8-10 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.,

Репродуктивный ( включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.,

Исследовательский (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.,

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.,

Метод проблемного изложения материала (метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.).

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Перспективный план занятий

Месяц Неделя Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание Материалы и оборудование

Сентябрь 1 Свободное экспериментирование с материалами Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. По выбору ребенка

2 Свободное экспериментирование с материалами Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. По выбору ребенка

3 Рисование

«Лист осенний, золотой»

манкография Познакомить с новым видом рисования манной крупой Экраны с самокл. пленкой, нитки, цветная манная крупа

4 Рисование

«Грибы в корзинке» «Пластилиновая живопись» Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью пластилина Заготовки грибо из плотного картона, пластилин

Октябрь 1 Рисование

«Осень золотая» Кляксографиятрубочкой,рисование пальчиками Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Трубочки, краски акварельные

2 Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

Печать листьев Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Бумага для рисования, краски, штампы листочков разной формы

3 Рисование «Веселый транспорт» Работа с трафаретом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Бумага для рисования, трафареты, губки, кисточки

4 Рисование

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками,

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие штампы Штампы разной формы, загатовки «свитера»

Ноябрь 1 Рисование «На что похоже…» Кляксография Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Трубочки для коктейля, стекло, бумага.

2 «Волшебная посуда»

Оттиск пробкой, печатками, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Бумага, краски, различные штампы и трафареты.

3 Рисование

«Моя комната»

Оттиск печатками + поролон Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Различные штампы, поролон

4 Рисование

«Первый снег»

Выдувание из трубочки Учить рисовать дерево без листьев, при помощи трубочки. Изображать снег пальчиками или ватными палочками. Трубочки, ватные палочки, тонированные листы

Декабрь 1 Рисование «Зимняясказка» Набрызги Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Зубные щетки, бумага, карандаши или расчески с частыми мелкими зубчиками

2 Рисование

«Дымковская игрушка» (конь) Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Печатки (дымковский узор)

3 Рисование

«Елочка нарядная»

Рисование пальчиками,пласстмассовой вилкой. Закрепить умение изображать новогоднюю елку и елочные игрушки. Пласстмасовые вилки

4 Рисование солью

«Дед Мороз» гуашь + соль Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Соль, гуашь, бумага

Январь 1 Рисование

«Музыкальный рисунок» Различные Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Краски, кисточка, бумага, муз. сопровождение

2 Рисование

«Зимний лес» Рисунки при помощи капустного листа Познакомить с новым способом рисования при помощи капустного листа

3

Рисование

«Морозный узор» Восковые мелки + акварель Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

4 Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»

Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать образ, используя технику тычка и уголь.

Февраль 1 Рисование

«Необычные каникулы» Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 Рисование

«Галстук для папы» Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

3 Рисование

«Снег идет» Набрызг Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

4 Рисование

«Матрешки» Оттиск печатками Познакомить с матрешками. Развивать цветовосприятие.

Март 1 Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры. Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

2 Рисование + аппликация

«Весна» По выбору Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

шгршг

3 Рисование

«Веселые человечки» Волшебные веревочки Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

4 Рисование

«Бабочка»

Монотипия Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать крыло бабочки, на другой получать его отражение. Половину листа протирать губкой.

Апрель 1 Рисование

«Космический пейзаж»

Граттаж Научить новому способу получения изображения – граттажу.

2 Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

3 Рисование гуашью с манкой

«Кукушка» Гуашь + манка Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

4 Рисование

«Аквариум» Рисунки из ладошки Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Май 1 Рисование

«Праздничный салют»

Восковые мелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе : акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Рисование «Салют»

граттаж Продолжать учить технике «Граттаж»

2 Коллективное рисование

«Красивый пейзаж»

Рисование песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

3 Рисование

«Одуванчики в траве» Тычок ватной палочкой + манка Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

4 Весенний пейзаж Монотипия пейзажная Учить детей, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист пополам

Список литературы:

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.

7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованызродителей. -СПб. : КАРО,2010.

9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

Мониторинг:

К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мастерской у феи Акварельки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» комбинированного вида структурное обособленное подразделение.

Рабочая программа «Чудо-сказки» Рабочая программа цикла коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Чудо.

Рабочая программа изостудии МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

Рабочая программа музыкального руководителя Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №1 Нижегородская область г. Лысково Рабочая программа Музыкального.

Рабочая программа по ИЗО в первой младшей группе Пояснительная записка Нормативные основания: Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.

Рабочая программа подготовительной группы Цели и задачи рабочей программы Цель Программы - создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят: - воспитать.

Рабочая программа старшей группы I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Рабочая программа (далее Программа) составлена на.

Рабочая программа в ДОУ 1. Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая.

Рабочая программа по физической культуре Пояснительная записка Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по ИЗО «Акварельки»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 16:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД