Получи документы

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса

Светлана Ходаковская
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса

Настоящая программа разработана на основе :

Адаптированной основной общеобразовательной программы,

с учетом особенностей детей с нарушением интеллекта

Составила:

Ходаковская Светлана Александровна,

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Публикация «Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса» размещена в разделах

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Программа для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

4. Письмо МОРФ от 06.08.2002 г. №03-2771 «Об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».

5. Учебный план образовательного учреждения.

Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающихся 4 класса с системным недоразвитием речи /СНР/, обусловленным нарушением интеллекта. (Первично – стойкое нарушение познавательной деятельности, вторично – нарушение всех языковых систем: фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, недоразвитие навыков письма и чтения).

При составлении рабочей программы учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Содержание логопедических занятий согласовано с основной адаптированной общеобразовательной программой по чтению, развитию речи, письму для 4 класса и включает разделы : «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Разделы программы

Описание

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение навыками письма и чтения. Вследствие этого на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу, которое ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

При изучении данного раздела обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

Обучающиеся овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.

Закрепляется умение правильно употреблять грамматические формы данных слов.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

Дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний доступных обучающимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических /оптических/ ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Рабочая программа учитывает :

- психофизическую структуру речевых процессов в норме и особенностей развития этого процесса обучающимися с нарушением познавательной деятельности;

- психоневрологическую патологию обучающихся;

- все виды речевых нарушений обучающихся.

Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной; идеи ряда учёных (Г. А. Каше, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, С. Д. Забрамной, Р. И. Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Программа предусматривает специфику логопедической работы по коррекции нарушений устной и письменной речи с обучающимися, имеющими стойкое нарушение познавательной деятельности:

1. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом, с учетом характера нарушений речи обучающихся.

3. В процессе логопедической работы лежит принцип поэтапного формирования умственных действий.

4. Важнейшее значение придаётся дифференцированному подходу, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности.

5. Коррекция нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) тесно связана с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой ребенка.

6. Особенно тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков, в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у школьников с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом.

7. Характерной для логопедической работы с обучающимися является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

8. Учитывается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта.

9. Тщательно дозируются задания и речевой материал. Специфика познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала.

10. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков задаётся определенный, не очень быстрый темп работы.

11. Поддерживается у обучающихся интерес к исправлению речи воздействием на их эмоциональную сферу.

12. В связи с тем, что нарушения речи обучающихся с ограниченными возможностями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.

13. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у обучающихся обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Количество часов: 77 часов – 3 часа в неделю (не включены 12 часов в начале сентября – обследование состояния устной и письменной речи обучающихся, 8 часов в конце мая – итоговое обследование состояния речи).

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с вторично обусловленным СНР, способствующая успешной их адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации в обществе.

Основные задачи

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры, развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

7. Развитие способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы детей с СНР, обеспечить единство требований педагогов и логопеда в формировании полноценной речевой деятельности.

Этапы коррекционной работы :

Диагностический этап, который решает следующие задачи:

• определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);

• проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;

выявить индивидуальные особенности психических процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти;

• выявить наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Диагностика проводится в период с 1-3 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа – 12 часов.

Коррекционно-развивающий этап, его задача:

• оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков.

Работа проводится на фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях.

Длительность этапа – 77-115 часов.

Оценочный этап, его задачи:

•подведение итогов коррекционной работы в течение учебного года;

• оценки динамики работы с обучающимися младших классов;

•качественный и количественный анализ ошибок, анализ эффективности путей и средств коррекционно-развивающей работы.

Длительность этапа – 8 часов.

Учебно-методический комплекс

Учебники и учебные пособия для обучающихся

-Мазанова Е. В. Альбомы по коррекции дисграфии. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006

-В. С. Володина. Альбом по развитию речи. –М. ,2005.

-Н. В. Соколова. Логопедические тетради. -М., 2006.

-Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Звуки речи, слова, предложения- что это? М., 2008.

Методические пособия для учителя-логопеда

-Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.– 239 с.

-Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб. ,1996.

- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.

- Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

-Мазанова Е. В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М. : «Гном и Д», 2007.

-Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2004.

-Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. М. : «Владос», 2010.

Интернет-ресурсы

1.https://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij

(журнал «ЛОГОПЕД»)

2.https://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=24&page=1

(Педагогическая библиотека)

3. https://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com (Сеть творческих учителей)

4.httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpcid=2&min=30&orderby=titleA&show=10

(«Логобург». Сайт для логопедов)

5. https://www.den-za-dnem.ru/dates.php?birthday=132&perpage=30&start=120&d=11-3 (Школа день за днем)

6.https://www.manyreferats.ru/referat-13-5098-0.html---Орфографическая зоркость

7. https://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)

8.https://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)

9. https://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (открытые уроки)

10. https://www.logopedplus.ru/sitemap

№ Раздел, тема логопедического занятия Цели, задачи Кол-во часов

I. Обследование

Цель - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей. 12 ч

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии. Первичная диагностика.

Обследование импрессивной и экспрессивной речи. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Обследование словарного запаса. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

Обследование грамматического строя речи. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

Обследование слоговой структуры слова. Выявить степень владения слоговой структурой.

Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношения.

Обследование сформированности навыков чтения и письма. Выявить уровень сформированности навыков чтения и письма, наличие специфических ошибок.

II. Предложение 4ч

1. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения Закрепление значения понятия "предложение".

Формирование осознанности, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой; что данную связь можно установить с помощью вопросов.

Формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении, отграничивать речевые единицы.

III. Звуки и буквы

1. Звук

Закрепление различий в понятиях «звук» и «буква», развитие фонематического слуха. 1ч

2. Звуки гласные и согласные

Уточнение в различий в образовании гласных и согласных звуков. 1ч

3. Гласные звуки I-го ряда

Закрепление понятия о гласных звуках и буквах; развитие умения выделять гласные звуки в слогах, словах и обозначать их соответствующими буквами.

4. Гласные звуки II-го ряда

Закрепление знаний о гласных 2 ряда и их особенности (функции мягкости впереди стоящего согласного). 1ч

5. Ударение в слове

Закрепление понятия «ударение» и его роль в слове.

Закрепление умения выделять ударный слог. Усвоение смыслоразличительной и фонетической роли ударения.

Практическое владение постановкой ударения в односложных, двусложных и трехсложных словах.

Практическая работа со схемами слов. 4ч

6 Слоговой состав слова

Закрепление понятия "слог" и развитие умения делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов.

Определение порядка слогов в слове (отметить важность последовательности слогов при чтении и письме). 4ч

7 Перенос слов

Закрепление знаний о правилах переноса слов с одной строки на другую. Совершенствование умения правильно осуществлять перенос слов, выбирая верный способ. 2ч

8 Твердые и мягкие согласные

Осознание отличий твёрдых согласных от согласных мягких. Учить сравнивать согласные по твердости /мягкости на уровне звука, слога, слова. 1ч

9 Обозначение мягкости согласных при помощи «Ь»

Закрепление знаний о мягком знаке, как одном из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Закрепление правила употребления мягкого знака. Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. 2ч

10 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II-го ряда

Актуализация знаний о способе обозначения мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда. 1ч

11 Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и словах Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. 1ч

12 Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и словах Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. 1ч

13 Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и словах Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. 1ч

14 Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и словах Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. 1ч

15 Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и словах Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. 1ч

16 Правописание ЖИ – ШИ

Закрепление навыка написания гласных букв после шипящих: жи, ши в словах, в словосочетаниях, в тексте. 1ч

17 Правописание ЧА – ЩА

Закрепление навыка написания гласных букв после шипящих: ча, ща в словах, в словосочетаниях, в тексте. Чтение и написание слов и предложений на данное правило. 1ч

18 Правописание ЧУ – ЩУ

Закрепление правописания чу, щу. Чтение и написание слов и предложений на данное правило. 1ч

19 Парные согласные

Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков, правильного обозначение их на письме. 4ч

20 Дифференциация Б – П в слогах, словах, предложениях Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

21 Дифференциация В - Ф в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

22 Дифференциация

Г-К в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

23 Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

24 Дифференциация

Ж-Ш в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

25 Дифференциация З-С в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. 2ч

26 Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные». Проверить уровень знаний учащихся по данной теме. 2ч

IV. Слово

1 Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения.

Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. 2ч

2 Изменение существительных по числам и родам

Закрепление умения образовывать множественное число имени существительного.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он, она, оно).

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 2ч

3 Большая буква в словах

Отработка навыка написания собственных имён.

Формирование умения писать с большой буквы имена, фамилии, отчества людей; названия городов, рек. 2ч

4 Слова, обозначающие действие предмета

Закрепление понятия о словах, обозначающих действие предмета.

Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов. 2ч

5 Изменение глагола по лицам, числам и родам

Закрепление умения правильно употреблять грамматическую форму глагола.

Учить образовывать множественное число глаголов.

Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. 2ч

6 Слова, обозначающие признак предмета

Закрепить представление о словах, обозначающих признак предмета.

Учить выделять ведущие признаки предметов (цвет, величина, форма, вкус, материал).

Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. 2ч

7 Предлоги

Закрепление знаний о написании предлогов в предложении. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом. 4

V. Предложение

1 Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения Закрепление умения правильно оформлять границы предложения. Закрепление умения выделять законченные предложения из сплошного текста.

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам падежей.

Закрепление умения распространять простое двусоставное предложение.

Упражнять в составлении грамматически правильного предложения.

Формирование представлений об интонации и о знаках препинания.

Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». 4ч

VI. Текст

1 Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста Формирование умения устанавливать связь и последовательность предложений в тексте.

Восстановление деформированного текста.

Восстановление текста с пропущенными словами.

Познакомить учащихся с составлением плана к тексту. Формирование умения пересказывать текст в соответствии с планом. 4ч

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки;

определять количество слогов по количеству гласных, делить слово на слоги;

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку с орфограммами (20-30 слов);

осознано и правильно читать текст вслух целыми словами;

отвечать на вопросы по содержанию, выражать своё мнение;

пересказывать, составлять устное высказывание;

составлять предложения, выделять их из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов;

Учащиеся должны знать:

все буквы и звуки родного языка;

отличительные признаки гласных и согласных звуков;

пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Публикации по теме:

Образец характеристики на учащегося 4 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ ХАРАКТЕРИСТИКА ученика 4 класса КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» максима В., 29.01.2001г. р. Максим прибыл в данную.

Театрализованная деятельность как эффективное средство коррекции устной речи 1. Обоснование актуальности проблемы Онтогенетическое изучение детской речи показывает ее огромную роль в психическом развитии ребенка, поскольку.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 1) Часть 2 Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование Пояснительная записка. Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с • основной образовательной.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 2) Часть 1 7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» № Название темы Цель.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Английский язык для завтрашних бизнес-руководителей» Рабочая программа элективного курса «Английский язык для завтрашних бизнес руководителей». для организации профильной подготовки учащихся.

Тест для диагностики развития письменной речи у учащихся 2–3 класса. Работа с детьми на логопункте общеобразовательной школы Тематический раздел: «Морфемика» Диагностика 2. Тема «Состав слова» Класс___Фамилия___Имя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса
Опубликовано: 25 октября 2016 в 10:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД