Лучший педагог года

Рабочая программа по краеведению (1 класс)

Мария Беляева
Рабочая программа по краеведению (1 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1»

«Рассмотрено»

на заседании МО

___ А. Н. Ошанова

Протокол № 1

От «___»___2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___Ю. Ю. Меркулова

«___»___2017г. «Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей№1»

___О. Е. Струкова

Приказ№___ от

«___»___2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

1 класс

2017-2018 учебный год

Учитель:

Беляева М. В.

Воронеж, 2017

Публикация «Рабочая программа по краеведению (1 класс)» размещена в разделах

I.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Краеведение» для 1 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

4. Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

5. Образовательной программы МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);

6. Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от ___);

7. Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ___);

8. Программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы (авторы Л. А. Обухова, Н. С. Махина- Воронеж,2013, с учетом методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» ( авторы: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – Москва «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (Москва, «Просвещение», 2011).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, родной край, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.

Задачи:

1. Социализация ребёнка.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о родном крае.

3. Развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

4. Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).

5. Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Место учебного курса в учебном плане:

На изучение курса «Краеведение» в 1 классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на—33 ч (33 учебные недели).

II.Планируемые результаты освоения курса

Освоение детьми программы «Краеведение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

• положительное отношение к процессу учения, приобретение знаний и умений в вопросах изучения краеведческого материала;

• осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

• навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

• понимание важности здорового образа жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Первоклассник будет учиться :

• организовывать свою деятельность, готовить рабочее, место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией, и др.);

• принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник будет учиться :

• осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;

• понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

• подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник будет учиться :

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Предметные результаты

Первоклассник научится :

• приводить примеры объектов, которые изучает краеведение;

• описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления края, называя их существенные признаки

• сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

• характеризовать признаки времён года в родном крае, сезонные изменения в живой и неживой природе;

• ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

• рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др. ;

• использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

• узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

• находить на карте Российскую Федерацию её столицу город Москву, свой регион и его административный центр;

• понимать, что такое Родина, родной край, малая родина

• готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Воронежа, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) исторических памятников, театров и других объектов культуры;

• соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

• осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

• оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

• соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

• соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

• объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

• составлять и выполнять режим дня.

III СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знакомство с понятиями: родные, край, семья, Родина, Отечество, дом.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Предметы нашего быта, дома современные и которые строили в старину. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Семейные традиции, создание паспорта семьи. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Что означает слово «ученик», рассказывание о себе и режиме дня по плану. Знаешь ли ты свои прав и обязанности?

Конкурс рисунков и рассказов. Экскурсия в школьный музей. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Как отмечают Новый год в нашей стране, в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Как в старину называли первые сёла, какие в сёлах существуют традиции, народные костюмы, промыслы.

Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».

Краткая характеристика животного и растительного мира, Красная книга нашего края, проблемы сохранения природного наследия.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие.

О профессиях моих родных, мои мечты «Какую профессию выбрать».

Краткая информация о предприятиях города, продукции, которую они выпускают.

Воронеж в далёкие времена, царь Пётр первый и первые корабли на воронежских верфях, ратные страницы города, известные люди – мои земляки.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Ты один дома, ты на улице, ты и дорога, телефоны важных служб, которые тебе помогут.

Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Государственная символика России. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Краткие исторические рассказы о возникновении города, основателе Москвы князе Юрии Долгоруком, памятных местах столицы.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»

Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран».

Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

IV.Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п\п Наименование разделов и тем Всего часов

1 Что изучает краеведение? 1

2 Мой дом. 1

3 Мир твоего дома. 1

4 Жизнь каждого члена семьи. 1

5 Отношения в семье. 1

6 Моя родословная. 1

7 Я и моё имя. 1

8 Я – ученик,

я- школьник. 1

9 Родная школа. 1

10 Трудовая жизнь школы.

1

11 Школьные, семейные традиции и праздники.

1

12 Наши праздники.

1

13 Сёла моего края.

1

14 Животные и растения моего края.

1

15 Труд людей в городе и в селе.

1

16 Профессии в моей семье.

1

17 Профессии в моей семье.

1

18 Предприятия моего города.

1

19-20 Мой город.

2

21 Моя улица.

1

22 Правила безопасного поведения.

1

23 Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.

1

24-25 О гербе, флаге и гимне.

2

26 Москва – столица нашей родины.

1

27-28 Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

2

29-30 Я – надежда Отечества.

2

31 Земля – общий дом для всех людей.

1

32-33 Обобщение, экскурсии. 2

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. «Школа России» .

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс. Школа России .

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (первый класс) Раздел 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (первый класс) Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс (продожение) 5. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по краеведению (1 класс)
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 20:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД