Рабочая программа по разделу «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Ольга Селезнева
Рабочая программа по разделу «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Пояснительная записка.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Главная цель педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — сохранение жизни и здоровья детей. Одним из направлений выполнения данной задачи является обеспечение безопасности на дороге и снижение детского травматизма.

Веками мечтали люди о больших скоростях. В сказках переносились на большие расстояния на различной чудо-«технике»: на коврах-самолётах, в ступе, в сапогах-скороходах.

Но жизнь не стоит на месте. Стремительно нарастают потоки машин на улицах. С каждым годом их становится все больше и больше. Растет и число пешеходов. Обстановка на улицах становится все сложнее. Автомобиль наградил человека не только удобствами. Он может стать причиной несчастий. И очень часто участниками ДТП становятся самые маленькие пешеходы – наши дети!

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с Правилами Дорожного Движения (далее ПДД, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью. Усвоение знаний о ПДД должно идти в тесной связи с отработкой умений, переходящих в навык правильного поведения. Навык появляется же в результате практического освоения детьми Правил. Для этой цели взрослые должны использовать каждое появление ребенка на улице, будь то прогулка или поход в магазин.

Маленькие дети познают мир через игру. Для того чтобы дошкольник захотел что-то узнать, необходимо заинтересовать его. Чтобы ребенок по-настоящему усвоил ПДД и всегда руководствовался ими в своем поведении, нужно, прежде всего, научить его хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно оперировать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «»влево», «вправо», «спереди»; точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии, что особенно актуально в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития пространственных представлений, словесных обозначений пространственных отношений. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных сенсорных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве, а следовательно и обучение правилам дорожного движения осуществляется в дидактических играх и упражнениях. В данных играх и упражнениях дети учатся получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Уделяя пристальное внимание развитию у ребенка ориентировки в пространстве, и увязывая это с обучение ПДД, взрослые помогают детям понять практический смысл занятий. А понимание взаимосвязи обоих предметов усилит интерес ребенка к занятиям.

Обучение ПДД будет эффективным лишь в том случае, если взрослые сумеют привить ребенку и такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность. Ведь не секрет, что именно рассеянность и легкомыслие приводят к дорожным происшествиям. Все эти требования отражены в:

• Основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) МДОУ детский сад компенсирующего вида «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

А так же в следующей методической литературе:

• Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга; Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы/ В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Г. А. Панина; сост. Т. Ф. Саулина, - М.: Просвещение, - 1989.

• Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет/ Т. А. Шорыгина, - М.: ТЦ Сфера, 2010.

• Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детского сада/ Э. Я. Степаненкова, М. ФФиленко, - М.: Просвещение, 1979.

Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село). Таким образом, данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия с учетом нарушения зрения. При этом особенно важно идти от интересов к возможностям каждого ребенка.

Реализация программы происходит в образовательной области «Безопасность». Интеграция деятельности в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Физическая культура».

Новизна данной программы заключается в том, что одним из основных принципов эффективности процесса обучения и развития дошкольников с нарушением зрения является системность с привлечением к работе различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, речевого).

А также обучение ПДД прочно связано со всеми разделами образовательной программы и работа осуществляется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса и в тесной связи с семьей, так как пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Актуальность.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей. Причиной ДТП чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Что главное на дороге? Видеть самому и быть видимым. В этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности движения.

Несмотря на огромный технический прогресс нашей цивилизации, зрение и способности визуального восприятия человека практически не изменились и остались такими же, как и в древние времена. А нагрузка на наши глаза возросла многократно. На дороге человек, водитель или пешеход должен научиться использовать зрение как можно эффективнее.

Что же мы имеем в виду, когда говорим о правильном использовании зрения? Во-первых, вовремя заметить опасность и избежать ее. Во-вторых, не пропускать важных элементов дорожной обстановки: знаков, светофоров, разметки; учитывать дорожные условия, поведение и состояние других участников движения.

Особенно этот вопрос актуален для детей с нарушением зрения.

Цель программы: воспитание у детей культуры поведения на проезжей части, формирование навыка безопасного поведения в условиях дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в совместной с родителями деятельности.

Задачи

• Формировать навык пространственной ориентировки, представления о направлении;

• Расширять и закреплять знания детей о различных видах транспорта;

• Расширять представления об окружающем;

• Дать первоначальные элементарные знания ПДД;

• Обогащать и расширять представления детей о труде водителей некоторых видов автомототранспорта.

• Уточнять и дополнять полученные знания.

• Уделять особое внимание вопросу создания материальной базы: условий для работы в группах и на участке ДОУ.

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация (развитие речи) – использование во время занятий художественного слова, рисование иллюстраций к рассказам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др., просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихов, чтение рассказов.

Познание (Ознакомление с окружающим, РЭМП, Конструирование) –расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома).

Чтение художественной литературы- чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал.

Социализация (Игра)- закрепление и расширение знаний ПДД посредством дидактических, сюжетно-ролевых и других игр.

Физическая культура (Физическое развитие)- развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

Музыка (Музыкальное развитие) – побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Художественное творчество (Рисование, Лепка, Аппликация) – использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада по теме «Дорожная азбука».

Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных игр и непосредственно образовательной деятельности.

Организация непосредственно образовательной деятельности

1 непосредственно образовательная деятельность в месяц (9 в год).

2-я младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут

Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20 минут

Старшая группа (от 5 до 6 лет) -25 минут

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 30 минут.

Ожидаемый результат работы

• Организация выставок детских работ по данной теме для родителей

• Тематические выставки в ДОУ

• Участие в городских, областных, всероссийских выставках и конкурсах в течение учебного года.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации программы является усвоение знаний о ПДД, переходящих в навык правильного поведения. Замечательно, если у ребенка появилась потребность узнать, как нужно вести себя на дороге и действовать в определенной ситуации и применить полученные знания в реальной жизни.

Воспитанник будет уметь:

• Применять на практике знания ПДД;

• Правильно ориентироватьсяв окружающем пространстве;

• Применять пространственную терминологию;

• Правильно и безопасно вести себя в условиях дорожного движения.

Воспитанник сможет решать следующие практические задачи:

• Владеть нормами и правилами поведения на дороге;

• Владеть правилами поведения пешеходов.

Воспитанник будет способен проявлять следующие отношения:

• Проявлять интерес к обсуждению своих творческих работ и работ своих товарищей по тематике;

• Эмоционально откликаться на поступки людей при обсуждении различных ситуаций, чтении художественных произведений, рассматривании иллюстраций.

• Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.

Способы проверки освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

• Контрольных занятий по изученным темам.

• Конкурсов.

• Выставок творческих работ.

• В конце и в середине года проводится промежуточная и итоговая диагностики.

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы «Дорожная азбука»

Одно из главных условий успешной работы по ознакомлению дошкольников с ПДД и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – сочетание теоретических знаний, полученных во время непосредственно образовательной деятельности с их практическим применением.

При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников. А имеющееся нарушение зрения детей дошкольного возраста сказывается на развитии и формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических функций.

Замедленность восприятия у детей с нарушением зрения, обусловленное, главным образом, недостатком фиксации и сохранения в памяти признаков предметов, затрудняет воссоздание образа, сформированного на зрительно- сенсорной основе. Сложившийся образ памяти при неполноценном зрении отличается неустойчивостью и быстро распадается. Однако, при увеличении времени и неоднократном повторении, он вновь воссоздается, поэтому необходимо предусматривать разную дозировку времени для рассматривания наглядных пособий, иллюстраций, конструкций, макетов и. т. д. и частоту повторяемости занятий.

Некоторым детям необходимо предварительное словесное объяснение, характерных признаков тех или иных предметов. При рассматривании изображений, дети с нарушением зрения, получают значительно меньше информации, чем хорошо видящие сверстники. Для полного восприятия таким детям требуется больше времени. На полноту и правильность восприятия детей с нарушением зрения, значительное влияние оказывают условия восприятия. Дети лучше воспринимают цветные картинки, хуже черно-белые силуэты и контурные изображения. Все выше сказанное относится к детям с косоглазием и амблиопией т. к. они временно находятся в состоянии слабовидения (в процессе лечения хорошо видящий глаз заклеен.) Надо отметить, что лечебно- восстановительная и коррекционно-педагогическая работы тесно взаимосвязаны. В ортоптический период (лечение косоглазия) стоит задача развития бинокулярного стереоскопического зрения. Нарушение бинокулярного зрения нарушает пространственную ориентировку: оценку глубины, взаимоположение предметов и их удаленность от наблюдателя. Для таких детей необходима система специальных игр и упражнений по развитию способности зрительного восприятия двумя глазами. При нарушении зрения, возникают затруднения при выделении цветов спектра и их оттенков. Большое значение уделяется коррекции цветовой чувствительности. Под влиянием специальных игр и упражнений, способность различать цвета и оттенки постепенно развивается.

Весь наглядный материал подбирается ярких цветов — автомобили, домики, дорожки, макеты, конструкции… Яркий цвет различных атрибутов, пособий, игрушек дает дополнительное воздействие на сетчатку глаза, в результате чего повышается острота зрения.

Важен и принцип воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации непосредственно образовательной деятельности. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Во время проведения любой из форм непосредственно образовательной деятельности обязательно должен использоваться наглядный, раздаточный и демонстрационный материал. Поэтому необходимо проводить постоянную разработку и накопление материалов, не только в методическом кабинете, но и в каждой группе.

Педагогический подход

Для наиболее качественного усвоения знаний ПДД программой предусмотрено:

• Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы.

• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение знаниями всеми воспитанниками.

• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы непосредственно образовательной деятельности.

• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворенности от процесса познания.

• Творческие работы воспитанников по «дорожной» тематике имеют значимость для них самих и для окружающих.

• В каждый вид деятельности, в том числе в занятия по правилам дорожного движения, вносятся моменты, которые благотворно влияют на развитие зрения и зрительного восприятия.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых этапах непосредственно образовательной деятельности, а затем закрепляются в практической работе.

При составлении плана непосредственно образовательной деятельности учитываются и сезонные особенности природы. При проведении непосредственно образовательной деятельности педагогу необходимо использовать в своей речи правильную терминологию. При составлении планов также необходимо планировать и работу с родителями. В групповых комнатах необходимо иметь различный информационный материал для родителей: папки-передвижки, буклеты, памятки, консультации, рекомендации.

В работе по ознакомлению дошкольников с ПДД и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, развлечения, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические виды непосредственно образовательной деятельности. В начале каждой непосредственно образовательной деятельности несколько минут отводится теоретической беседе, завершается непосредственно-образовательная деятельность просмотром картин, иллюстраций, сооружением построек, чтением и обсуждением литературных произведений, подведением итогов на основании впечатлений детей.

Условия реализации программы

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется воспитателям групп на базе ДОУ.

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к образовательной деятельности детей.

Информационное обеспечение: методические пособия, методические разработки занятий, специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми.

Материалы:

• Демонстрационные картинки

• Плакаты

Раздаточный дидактический материал

• Макеты улиц

• Схемы

• Диафильмы, диски, кассеты

• Разнообразные игрушки: спецмашины, куклы, одетые в форму регулировщика

• Различные атрибуты для игр: жезлы, знаки, светофоры, форменная одежда ит. д.

• Методическая и художественная литература, материал для чтения и заучивания наизусть.

• Сценарии праздников и развлечений.

В ДОУ организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр, папок-передвижек; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Также разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы). В работе с родителями предусмотрены: родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД, семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений; деловые игры и тренинги, информация на стендах и папки-передвижки; «дни открытых дверей» с просмотром занятий по дорожной грамоте; устные журналы, дискуссии; совместные праздники и развлечения; выпуск газеты для родителей.

Литература:

1. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга; Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы/ В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Г. А. Панина; сост. Т. Ф. Саулина, - М.: Просвещение, - 1989.

2. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет/ Т. А. Шорыгина, - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детского сада/ Э. Я. Степаненкова, М. ФФиленко, - М.: Просвещение, 1979.

4. Из опыта работы тифлопедагогов ГОУ детский сад компенсирующего вида № 277 Е. Н. Дамян, Т. А. Мельниковой,К. М. Утехиной,И. В. Князевой

5. Ресурсы сети Интернет.

Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности

2-я младшая группа

месяц Тема Программное содержание

Сентябрь «Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки)» Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части (кабина, руль, кузов, колеса); развитие зрительно — анализирующего восприятия. Анализ сложной формы. Развитие мелкой моторики, зрительнодвигательной координации и прослеживающей функции зрения.

Октябрь «Знакомство с улицей» (прогулка) Уточнять и расширять представления детей об улице дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развитие наблюдательности. Развитие зрительно-анализирующего восприятия.

Анализ сложной формы. Развитие зрительно-двигательной координации и прослеживающей функции зрения.

Ноябрь «Наш город» Закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход; познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу;

воспитывать у детей дружеское взаимопонимание

Декабрь «Транспорт» Прививать интерес к занятиям, умение взаимодействовать с детьми и педагогом, стремление достигать успеха в выполнении задания, формировать общее представления о транспорте. Закреплять умение сравнивать по величине (большой, маленький). Учить ориентироваться в пространстве, оперируя двумя понятиями:

далеко — близко.

Январь «Светофор» Познакомить детей с работой и назначением светофора. Прививать интерес к занятиям, стремление достигать успеха в выполнении заданий. Развитие усидчивости. закреплять знания основных цветов: красный, желтый, зеленый, последовательность расположения сигналов на

светофоре. Развитие зрительно-анализирующего восприятия, мелкой моторики.

Февраль «Знакомство с дорогой и ее частями» Прививать интерес к занятию, воспитывать умение правильно выполнять задание, следовать инструкциям. Познакомить детей с понятием «дорога», частями дороги.

Закрепление понятий цвета, формы, величины.

Учить ориентироваться в пространстве. Развитие внимания, восприятия. Развивать умение выполнять инструкции, следуя звуковым сигналам.

Развитие зрительно-анализирующего восприятия. Анализ сложной формы. Развитие мелкой моторики, зрительнодвигательной координации и прослеживающей функции зрения.

Март «Чтение сказки С. Михалкова «Бездельник светофор» Закрепить представления детей о работе светофора и его назначении. Прививать доброжелательное отношение к сверстникам и умение взаимодействовать между собой. Закрепление понятий цвета, формы, величины

Апрель Рассматривание и беседа по картине «Едем в автобусе» Расширять и углублять представления детей о некоторых видах транспорта, в частности о пассажирском. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительно-анализирующего восприятия. Анализ сложной формы.

Май «Незнайка на улице» Учить детей элементарным правилам поведения на улице, закреплять полученные знания о дороге, транспорте, светофоре. развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности

средняя группа

месяц Тема Программное содержание

Сентябрь Чтение и беседа по книге В. Арбекова «Про умных зверушек» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге, учить предвидеть и избегать их. Учить соотносить форму предмета с его силуэтом. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти и локализация зрительных функций. Развитие мелкой моторики.

Октябрь «Мы и улица» Познакомить детей с улицей, с ее особенностями, учить правилам поведения на улице. Дать первые представления о разнообразии дорожных знаков и их назначении.

Ноябрь «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания правил дорожного движения.

Упражнять детей в названии таких понятий, как «пешеходный переход» Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь нуждающимся. Закрепление понятий цвета, формы, величины

Декабрь «Когда мы пассажиры»

Добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.

воспитывать вежливое отношение друг к другу. Развитие зрительно-анализирующего восприятия. Анализ сложной формы. Развитие мелкой моторики, зрительнодвигательной координации и прослеживающей функции зрения.

Январь «Дорожные знаки»

Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге; формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.

Ориентировка в пространстве (вправо — влево, вперед — назад) Развитие зрительного внимания, поисковой и бинокулярной функции зрения.

Февраль «В гостях у Светофорчика»

Уточнение обобщающего понятия: транспорт

и его классификации (наземный, подземный, воздушный, водный.) закрепление дидактических понятий: вправо — влево, цвета, формы, величины.

Ориентировка в пространстве (вправо — влево) развитие плавности движения глаз и фиксации взора. Развитие зрительного восприятия и локализации, прослеживающей функции

глаза и зрительно двигательной координации, развитие мелкой моторики.

Март «Улицы нашего города»

(прогулка) Прививать интерес к занятию, воспитывать умение правильно выполнять задания, следовать инструкциям. Воспитывать активность и умение отвечать, не перебивая товарищей.

Познакомить детей с дидактическими понятиями: широкий — узкий. Закрепить понятия: тротуар, дорога, уточнить их назначение. Уточнить понятия: пассажир, пешеход. Закрепить умение двигаться в соответствии с сигналами светофора.

Ориентировка в пространстве (вправо — влево, вперед — назад, далеко — близко) Развитие зрительного внимания, поисковой функции

зрения, координации движений.

Апрель «Наблюдение за работой светофора»

(на прогулке) Закреплять знания детей о работе светофора., о правилах перехода улицы. Прививать интерес к занятию, воспитывать умение правильно выполнять задания, следовать инструкциям. Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительно-анализирующего восприятия. Анализ сложной формы

Май «Не попади в беду на дороге»

Расширять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения

Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, объяснить, то соблюдение ПДД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей;

Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия (пешеход, тротуар, проезжая часть, шоссе, пешеходный переход, наземный транспорт, регулировщик, знаки дорожного движения);

Развивать навыки творческого рассказывания;

Развивать навыки построения высказываний – рассуждений;

Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности

старшая группа

месяц Тема Программное содержание

Сентябрь "Путешествие по городу" познакомить с сигналами светофора; закрепить знания цветов: красного, зелёного, жёлтого; продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, c понятиями: пешеход, проезжая часть, тротуар, зебра, дорожный знак “пешеходный переход”; закрепить знания детей видов транспорта (пассажирский, грузовой, основных частей автомобиля ; воспитывать чувство ответственности на дороге; активизировать словарь: пешеходный переход, зебра, проезжая часть дороги, тротуар.

Октябрь «Наблюдение за движением машин

и работой водителя» (прогулка)

Рассказать детям об опасностях на дорогах; познакомить с местом пересечения улиц – перекрестком; сформулировать представления о правилах движения пешеходов; познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещен»;

еще раз обратить внимание детей на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги

Ноябрь «Красная шапочка идет в гости»

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить название некоторых видов транспорта, закрепить понятие «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть», их назначение, уточнить представление и светофора и назначение каждого его цвета.

Декабрь «Путешествие по городу дорожных знаков» Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Январь «О правилах кошке расскажем немножко» Повторить правила дорожного движения;

Ззакрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и

авиадорожном транспорте»;

Воспитывать у детей правила поведения

Февраль «Дорожная азбука»

В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

Март «Экскурсия в центр города» Расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них.

Закрепление навыков поведения на улице.

Закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, и о их значениях.

Формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.

Апрель «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»

(на прогулке)

дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о светофоре и некоторых знаках.

закрепление правил перехода через улицу.

воспитывать уважительное отношение к работникам милиции.

Май Викторина по ПДД

«Правила – твои друзья! Забывать о них нельзя!»

закрепить у детей знания правил дорожного движения;

- закрепить знания правил поведения на дороге и правила пешехода.

Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности

подготовительная к школе группа

месяц Тема Программное содержание

Сентябрь «Путешествие в страну Светофорию» Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

Октябрь «Правила дорожные — правила надёжные»

Продолжить знакомство детей с дорожными знаками; закрепить умение различать дорожные знаки: предписывающие, запрещающие, указательные, предупреждающие; повторить основные правила поведения на улице, дороге, переходе улицы; закрепить знания детей об элементах улиц и дорог (тротуар, проезжая часть); повторить сигналы светофора;

Ноябрь «Конкурс на знание ПДД»

Закрепить с детьми знание ПДД.

Закрепить знания, полученные на занятиях.

Воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу

Декабрь «Путешествие по городу» Закрепить знания сигналов светофора; Закрепить знания цветов: красного, зелёного, жёлтого; Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, c понятиями: пешеход, проезжая часть, тротуар, зебра, дорожный знак “пешеходный переход”; Закрепить знания детей видов транспорта (пассажирский, грузовой, основных частей автомобиля ; воспитывать чувство ответственности на дороге; активизировать словарь: пешеходный переход, зебра, проезжая часть дороги, тротуар.

Январь «Загадки» Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово.

развивать у детей смекалку и сообразительность.

воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

Февраль «Перекресток» (на прогулке) Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, знакомство с перекрестком.

Март «Зачем на дороге нужны знаки» Закрепить знания запрещающих и разрешающих знаков;

Закрепить знания правил поведения на дороге, правил пешеходов;

Повторить правила поведения в транспорте.

Апрель Наблюдение за движением машин и работой водителя.

Целевая прогулка к перекрестку.

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о назначении светофора. Активизировать словарь: название частей улицы, транспорта. воспитывать чувство ответственности на дороге;

Формировать ориентировку в пространстве.

Май «Красный, жёлтый, зелёный»

Закрепить знание детей о Правилах дорожного движения.

Формировать ориентировку в пространстве.

Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов, а также значение сигналов светофора — закрепить представление детей о цвете.

Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.

Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движения.

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Ручеёк»

муниципального образования город Ноябрьск

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании пед. совета Заместитель заведующей Заведующая МДОУ «Ручеёк»

Протокол № 28 по ВМР ___ ___ Галкина Н. В.

Чеботарева О. В.

от «__» ___ 2011года

Председатель педагогического

совета ___

Рабочая программа

по разделу

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Образовательной области «Безопасность»

Составитель:

Воспитатель

Селезнева О. В.

Публикации по теме:

Конкурс «Дорога и мы»Конкурс «Дорога и мы» Конкурс "Дорога и мы" В 2011- 2012 году в Пушкинском районе г. Санкт-Петербурга проводился ежегодный районный открытый конкурс детского.

Консультация для родителей с презентацией. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Консультация для родителей Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Здоровье, гигиена
  • Транспорт
Автор публикации:
Рабочая программа по разделу «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Опубликовано: 27 января 2013 в 08:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...