Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Лилиана Алешина
Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Месяц Неделя Фактическая дата Тема, задачи

Методические приемы НРК+

компонент ДОУ * Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Сентябрь 1

День знаний Диагностика Обследование мелкой моторики руки, звукопроизношение

Диагностика Обследование мелкой моторики руки, звукопроизношение

2

День нефтяника 3. Речевой тренинг

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки б-бь; упражнять в умении изменять глагол хочу (по числам, родам, временам); развитие памяти. Закрепление знаний русских пословиц и поговорок, их значение. Развитие мелкой моторики.

(Т. И. Гризик, №1, стр. 211).

1. Игра «Магазин». (раскладывание картинок с предметами со звуками б-бь;

2. Упр. «Я (ты, мы) хочу (хотел, хотим…»

3. Упр.»Продолжи начало». (пословицы).

4. Физкультминутка «Подуем на плечо»

5. Упражнения на ориентировку на листе бумаги.

6. Выполнение графических заданий.

* Заучивание пословиц и объяснение и их назначение «Алфавитный конструктор: Как построить букву Б?». Выкладывание буквы Б из разных предметов (карандаши, фломастеры, нитки, желуди и т. п.) П/игра «Полярная сова и евражка»

Набор картинок

4. Развитие связной речи.

Составление рассказа по картине «Мы живём в Ноябрьске.»

Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Ямалом, г. Ноябрьск. Развивать и воспитывать интерес и любовь к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; Развитие связной речи, памяти.

Беседа с детьми «Где мы живём?» (на Севере, на Ямале) 2. В каком городе мы живём? 3. рассматривания картины «Мой Ноябрьск». 4. Физкультминутка. «А в лесу растёт черника» 5. Как называют людей, живущих на севере? (северяне) Людей какой профессии вы знаете, живущих на Ямале? 6. Какие народы населяют Ямал? Рассматривание кукол в национальных костюмах ненцев. Описание их одежды. 7. Игра «Узнай свой город».

* Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Ямалом, г. Ноябрьск. Развивать и воспитывать интерес и любовь к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; Заучивание стихотворения С. Есенина «Пороша»

Конкурс рисунков «Мой город Сюжетные картины о городе Ноябрьск

3 Дары природы 5. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки к,.г; отрабатывать слова – паронимы; упражнять в умении объяснять смысл сложных слов и образовывать их; развивать память. Развитие мелкой моторики.

(Т. И. Гризик, №2, стр. 211).

Организационный момент

1. Игра «Копилка слов»

2Упр. «Расставь слова по своим местам».

3Педагог показывает детям на 2-3 примерах образование сложных слов из простых. 4. Физкультминутка «Вышли уточки на луг»

5. Упр. «Образуй слово».

6. Упр. «Продолжи стихотворение» (знакомые).

Упр. «Ниткопись»

* Наблюдения на огороде «Что здесь вырасло»

Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

«Алфавитный конструктор: Как построить букву К и Г?». Дидактическая игра «Отгадай, какое слово задумано, по описанию. Рисование овощей и фруктов «Что я люблю» Сюжетные картинки, магнитная азбука, нитки, слоговая таблица

6. Развитие связной речи

Составление рассказа по картине «В школу»

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

(О. С. Ушакова, с. 132)

1. Рассматривание картины «В школу»

2. Вопросы по содержанию картины

3. Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

4. Игра «Идет – стоит»

5. Самостоятельный рассказ детей по содержанию картины

6. Рассказ педагога по содержанию картины.

*

Экскурсия в школу Ср игра «Школа» Чтение стихотворения З. Александрова «Скоро в школу» Загадки про школу

Игра на развитие координации «будьте внимательны»

Картина «В школу»

4 День красоты 7. «Слово»

Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слышать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов («звуковыми домиками»); учить самостоятельно, определять количество звуков в звукоподражательных и однослож - них словах.

(Т. И. Гризик, стр. 76).

1. Организационный момент

Дид/упр. «Угадай-ка».

Игр. ситуация «Секреты слов». Игр. упр.»Звуки заблудились».

2. Физкультминутка «Ветер». 3. Игровое упражнение «Звуки заблудились» 4. Заключение Самостоятельная работа со звуковыми бусами.

*

Чтение рассказа Л. Пантелеев «Честное слово»

Дидактическая игра «Слова»

Сбор бусинок на нитку.

Пособие «Ниткопись» чтение О. Осеева «Волшебное слово»; Игра «Скажи иначе» Рисование осенних цветов

Звуковые схемы для каждого ребенка; полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображением птиц и животных.

8. Развитие связной речи

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательным и глаголам; учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатаю воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса

(О. С. Ушакова, с. 134)

1. Чтение рассказа «Четыре желания»

2. Вопросы по содержанию рассказа

3. Физкультминутка «Мяч»

3. Пересказ рассказа детьми.

4. Игра «Замени слово»

5. Упражнение «Закончи пословицу»

*

Знакомство с творчеством К. Ушинского Прослушивание песни Л. Черникова

«Тайные желания»

Изготовление из бумаги «Цветок -желаний» Дидактическая игра: «Подбери признак»

Рассказ К. Ушинского «Четыре желания»

5 День дошкольного работника 9. Речевой тренинг

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки кь, гь; упражнять в умении образовывать сложные слова: развивать руку (подготовка к обучению письму).

(Т. И Гризик, стр. 213).

1. Упр. «Подбери слово».

2. Составление коллективного рассказа со словами с одним звуком (кь, гь);

3. Физкультминутка «Игрушки»

4. Игр. упр. «Придумляндия» (образование сложных слов);

Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Заборчик»,

д/упр. «Расшифруй слово», «Угадай слово»;

выставка игрушек, разучивание скороговорок, чистоговорок; чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей; рассматривание картинок с заданным звуком; с/р игра «Книжный магазин» Картинки со звуками (кь, гь);

10. Развитие связной речи

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании. (О. С. Ушакова, с. 144) Сюрпризный момент (приход куклы Тани в гости)

Беседа с детьми «Поможем кукле Тани» Игр. упр. «Разбери посуду» Придумывание рассказа «Первый день Тани в детском саду» Физкультминутка «Мы дежурим» Игра «Магазин Посуды Игр. упр. «Что из чего сделано»

* Рассматривание сюжетных картин «Детский сад»

Заучивание стихотворения «Мой любимый детский сад» П/и «Мы веселые ребята» Составление узоров с использованием семян и плодов Картинки- заяц, волк, белка, кролик, галка.

Месяц Неделя Фактическая дата Тема, задачи

Методические приемы НРК+

компонент ДОУ * Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Октябрь 1

Международный день музыки 11. Речевой тренинг

«Гласные звуки»

Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. Развивать непроизвольную зрительную память

(Т. И. Гризик,, стр. 81). I.Организационный момент:

1,2,3 упражнения на внимания, память, восприятия (работа с картинками)

II.Сюрпризный момент (приход Мишки)

1. Фонетическая минутка

2. Фонематические упражнение (работа с картинками)

3. Д/и «Спор»

4. И/у «Мишкины ошибки»

* «Звук [у] и буква У у». Знакомство с буквой У. Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящих из двух гласных звуков; ознакомить с буквой Уу; Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» танцевально- ритмические движения «Неваляшки Картинки, медвежонок, матрёшка

12. Развитие связной речи

«Как звери друзей искали». Диалогическое взаимодействие

.

(Определить диалогическую позицию детей в группе (активный/пассивный).

.(Т. И. Гризик,, стр. 84).

Беседа с детьми о диалоге между двумя героями в сказках

сообщение темы «Как звери друзей искали»

Физкультминутка «Сделай, как я»

работа детей в парах по составлению сказки

.рассказ воспитанников

* Чтение сказки «Как звери друзей искали»

Беседа по иллюстрациям домашние и дикие животные

работа с пластилином «Домашние животные»;

п/ и «Лохматый пес» Сюжетные картинки1-6 из пособия Т. И Гризик «На пути к сказке»

2

Всемирный день животных 13. Речевой тренинг «Певучие гласные»

Выделение в слове первого гласного звука, находящегося под ударением) Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и], [ы], [э]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени (так правильно образовано слово, так неправильно образовано слово. Развивать непроизвольную зрительную память.

(Т. И. Гризик,, стр. 86). I.Организационный момент:

Упражнение. «Найди гласный звук (звуки)». 2. Дид. упр.»Слова –сравнения». 3. Физкультминутка «Медвежата» 4. Игр. Упр. «Мишкины ошибки» (развитие граммат. строя речи). 5. Тренинг «Медвежонок Миша» (развитие непроизвольной зрительной памяти). 6. Упр. «Заполни предметы точками»

* «Звук [и] и буква Ии». Знакомство с буквой Ии. Выкладывание буквы И из разных предметов (карандаши, фломастеры, нитки, спички) Дидактическая игра «Из чего варенье?» Рассматривание картин из серии «Жизнь зверей в разные периоды года» Рисование «Кто живет в лесу» Набор демонстрационных картинок; рамка-экран.

14. Развитие связной речи

«Ярмарка игрушек». Монолог (описание)

Вспомнить и закрепить правила составления монолога описательного типа: выбор логики перечисления признаков объекта).

(Т. И. Гризик,, стр. 87). Рассказ воспитателя о ярмарке

1. Игр. упр. «Какой, какая, какое, какие?» (рассматривание игрушек в группе)

Игр. мотивация. Приглашение на ярмарку игрушек. Пример воспитателя – описание мышонка. Описание игрушек Физкультминутка «Мяч». 5. Дети описывают новые игрушки.

* Рассматривание картины «Ярмарка»

Оформление выставки «Ярмарка любимых игрушек»

Дидактическая игра «Назови слово на заданный звук» Игры и упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры; Слушание аудиокассеты из серии «Жизнь в лесу» Новые игрушки (мягкие, механические, конструкторы) (5-6шт); разные игрушки группы

3 Международный день врача 15. Речевой тренинг «Гласные – согласные»

Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные звуки. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания.

(Т. И. Гризик,, стр. 89). 1. Упр. «Поймай хлопком гласный звук».

2. Упр. «Повтори звуки в том же порядке».

3. Упр. «Скажи» (радостно, грустно, гневно и т. д.).

4. Физкультминутка «Мы топаем ногами»

5. Упр. «Составь слово» (образование слов).

6. Упр. «Что общее (лишнее, новое?» 7. Упр. «Заштрихуй одинаковые геометрические фигуры».

* «Звук [э] и буква Э э». Знакомство с буквой Э. Упражнять в умении анализировать звукоряд, находить в нем [э]. «Алфавитный конструктор: «Как построить букву Э?» И/упр «Эхо» Чтение К. И Чуковский «Доктор Айболит» Набор демонстр. картинок, рамка –экран.

16. Развитие связной речи

«Описание растений и животных».

Формировать умения описывать живой объект; закреплять правила составления описательного высказывания

(Т. И. Гризик,, стр90). 1. Чтение сказки про крота 2. Описание ёлки (внешние признаки, особенности произрастания)

3. Физкультминутка «Дует ветер с высоты»

4. Описание ежа (внешние признаки, особенности жизнедеятельности

5. Рассказ воспитанников

* Беседа о хвойных деревьях, Рассматривание еловых веток 2. Д. упр. «Кто что делает?» 3. Загадки о животных и растениях нашего края. Чтение сказки Г. Х. Андерсона «Дюймовочка» С/р игра «Больница» Картинки с изображением крота, елки и ёжика.

4 Международный день анимации 17. Занятие дифференцированного подхода

«Мышка на прогулке» согласные звуки. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать аналитическую деятельность в сфере словообразования.

(Т. И. Гризик,, стр93). 1. Беседа с детьми (вспомнить рассказ Л,Н,Толстого «Мышка на прогулке»).

2. Обратить внимание на описание петуха и кошки

3. Физкультминутка «Мышка Мауси»

4. Чтение В. А Жуковского «Похороны кота»

5. Сравнить описание двух произведений

* «Звук [о] и буква О о». Знакомство с буквой Оо. Дидактическая игра «Поймай звук [о]». «Алфавитный конструктор: «Как построить букву О?». Работа с буквой из цветного картона и ножницами. чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»; Хрестоматия для детей 6-7 лет Л,Н,Толстого «Мышка на прогулке»

Сюжетные картинки по теме

18. Развитие связной речи.

Описание живых объектов (животных).

Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных, знакомых детям).

(Т. И. Гризик,, стр94).

1. Вспомнить рассказ Л,Н,Толстого «Мышка на прогулке». Составление коллективного описания на основе данного произведения.

2. Упр. «Какой какая, какие?».

3. Физкультминутка «Хомка – хомка, хомячок»

4. «Новая сказка». Детям предлагают составить сказку про мышат, которые жили в лесу. Дети выбирают картинку с изображением животного на своё усмотрение, готовятся к его описанию. 5. Рассказывание сказки вместе с педагогом.

* Посещение зоомагазина

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии (зверей, птиц, насекомых, рыб)

Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец»

С/р игра «Зоомагазин» Чтение произведение К. Чуковского «Тараканище»

Картинки с изображением различных животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, знакомых детям

Месяц Неделя Фактическая дата

Тема, задачи

Методические приемы НРК+

компонент ДОУ *

Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Ноябрь 1

День народного единства

единства

19. Речевой тренинг

Упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [с], [ш]. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Упражнять детей в нахождении однокоренных слов. Развивать вербальную память через запоминания слов, связанных по смыслу.

(Т. И. Гризик,, стр97).

1. Дид. упр. «Разбери картинки на группы» (по звукам).

2. Дид. упр. «Определи место звука в слове».

3. Развитие тембра речи (просьба, приказ).

4. Физминутка «Видишь, бабочка летает»

5. упр. «Родные слова» (подбор однокоренных слов».

6. упр. «Запомни и назови слова» (развитие памяти).

Упр. «Заполни предметы галочками».

*

«Звук [ы] и буква Ыы». Знакомство с буквой Ы. Игр/упр «Поймай звук». [с], [ш], [ы]. Рассматривание картинок с определенным звуком; Разучивание скороговорок Рассматривание художественных иллюстрации:

- К. Маковский "Воззвание Минина",

- М. Скотти "Гражданин Минин и князь Дмитрий Пожарский",

Набор картинок, панно букв, фишка (палочка, пуговица) по 4-5 штук на каждого ребенка, ножницы.

20. Развитие связной речи

«Кукла» Диалогическое взаимодействие.

Упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки. Невербальные средства выразительности).

(Т. И. Гризик,, стр98).

1. Чтение стихотворения Т. Боковой «Кукла на витрине».

2. Разбор лексических значений слов радость, веселье, грусть, печаль, тоска.

3. Пластические этюды: «человек грустит (радуется, веселится)».

4. Распределение детей на пары (пассивный + активный). Дети выбирают картинку и недостающего героя.

5. Физкультминутка «Игрушки»

6. Составление сказки в паре на тему «Как развеселить друга».

Заслушивание сказок детей.

* Игры с игрушками,

с/р игра «Магазин игрушек»;

рисование «Моя любимая игрушка»;

заучивание стихотворения Берестова «Большая кукла»

Чтение рассказа В. Осеевой «Девочка с куклой» Заучивание стихотворения Н. Майданик «День народного единства»

Картинки 1-3 из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки» (панно с прорезями, с заданным одним героям)

2

Всемирный День толерантности 21. Речевой тренинг Учить детей в умении дифференцировать звуки «з», «ж»; работать над медленным темпом речи с убыстрением в конце фразы и наоборот; упражнять в составлении предложений с несклоняемыми существительными; развивать произвольную память.

(Т. И. Гризик,, стр101).

1. Упр. «Найди картинку с определенным звуком».

2. Реч. игра «Магазин» (определение места звука в слове).

3. Физкультминутка «Фрукты».

4. Работа над медленным темпом речи с убыстрением в конце фразы и наоборот.

5. Упр. «Составь предложение»

(с несклоняемыми существительными). Упр. «Посмотри, запомни, назови». Упр. «Обведи рисунок по пунктиру и закрась»

*

Игра «Кривое зеркало»

Чтение В. Катаева «Цветик –семицветик» Дидактическая игра «Поймай звук». [з], [ш], [ж]. Дидактическая игра «Шутки художника Беседа с детьми о толерантности Игра «Комплименты»

Сюжетные картинки, игрушки (кукла, мишка)

22. Развитие связной речи

Монолог (повествование). Вспомнить и закрепить правила составления монолога повествовательного типа (главная мысль, композиция: начало, середина, конец. Упражнять в умении составления описательного высказывания с использованием иллюстраций.

(Т. И. Гризик,, стр103).

1. Чтение сказки «Глиняный парень», определить главную тему.

2. Короткий пересказ каждой части.

3. «Сказка на новый лад». (увеличение количества событий в ср. части сказки, составление диалога новых героев).

4. Физкультминутка «.«Непослушная дочка»

5. Описание героев сказки (2-3 описания).

Самостоятельная работа рисование главного героя

* игра «Самый внимательный ребенок»;

Музыкально ритмические движения «Хлопай – топай». Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Дидактические игры с природным материалом (желудями, орехами, шишками) Заучивание пословиц о дружбе П/и «Медведь и пчелы» Цветные карандаши и бумага

3 Международный день приветствия 23. Речевой тренинг. упражнять детей в умении дифференцировать звуки «с», «з»; работать над высотой тона в вопросительном и повествовательном предложениях; упражнять в словообразовании с помощью приставок; развивать непроизвольную память.

(Т. И. Гризик,, стр107).

1. Упр. «Найди звук в слове». 2. Развитие интонации в речи (составление вопросительных и повествовательных предложений). 3. Физкультминутка «Черный кот». 4. Упр. «Назови действие» (образование слов с помощью прис 5. Упр. «Найди предметы». 6. упр. «Дождь» (проведение косых линий сверху вниз).

* Разучивание скороговорок со звуком (с, (з,

игра «Скажи, какой»,

д/и «Четвертый лишний»;

Познакомить детей с приветствиями разных национальностей. Коммуникативная игра «Повернись и поздаровайся» Полоски бумаги синего и зеленого цвета. Картинки с изображением различных предметов

24 Развитие связной речи. Монолог.

Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; работать над лексическим значением слов (хороший – плохой).

(Т. И. Гризик,, стр108).

1. Упр. «Подбери слово».

2. Разбор лексических значений слов хороший, плохой, хороший поступок, плохой поступок.

3. «Найди последовательность сюжета картинок»

4. Физкультминутка ««В понедельник».

5. Беседа по содержанию картинок и частей сказки на тему: «Хороший поступок».

6. Самостоятельное составление сказок с описанием одного героя.

Рассказывание сказок.

* Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры. Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседы о хороших и плохих поступках

Картинки к сюжету «Хороший поступок» из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки.

4 День матери 25. Занятие дифференцированного подхода

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (З) и (Ж, учить дифферинцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе6 быстро, умеренно, медленно.

.(О. С. Ушакова, с. 138) 1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 2. Беседа по содержанию рассказа. 3. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»

4. Повторное чтение на пересказ. 5. Пересказ рассказа детьми. 6. Заучивание скороговорки

* Д/игра «Скажи наоборот» Риторические песни «Споем, прохлопаем, протопаем» упражнять в умении делить слова на слоги. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая» Заучивание стихотворения ко дню матери г. Р. Лагздынь «Без мамы» В. Бианки ««Купание медвежат»

26. Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). упражнять детей в составлении комбинированных высказываний (контаминации). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания. Продолжать учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с нею можно играть Развитие связной речи

(Т. И. Гризик. стр. 111)

1. Рассматривание и описание двух пар

игрушек: кораблик бумажный и пластмассовый, мишка резиновый и плюшевый.

2. детям предлагают составить сказку с

описанием героя про предложенные игрушки. 3. Физкультминутка «Зарядка». 4. Рассказывание сказок.

* Звуки [м] и [м,]. Буква Мм. Знакомство с буквой Мм. Дидактическая игра «Поймой звук». упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [м], [м,]. Упражнение «Сколько слогов в слове?». Пальчиковые игры «Кто приехал» Логопедическая гимнастика для укрепления жевательно- артикуляторных мышц. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Чтение стихотворения С. Михалкова «Магазин игрушек» Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек. Кораблики (пластмассовый и бумажный, медведи (плюшевый и резиновый)

5 "Всемирный день ребенка" 27. Речевой тренинг. Предложение.

Упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Знакомить с предложением, учить выделять на слух предложение из высказывания, учить членить предложение на слова, упражнять в делении слова на слоги. Закреплять понятия звук и буква.

(Т. И. Гризик. стр. 109)

1. 1 Упр. «Произнеси звук» (гласные звуки). Дети дают характеристику гл. звуков.

2. Игра «Найди гласный звук» (работа с картинками парами)

3. Игра «Измени слово».

4. Физкультминутка «Море волнуется» .

5. Знакомство с понятием предложение, его обозначение – прямоугольник или длинная полоска бумаги.

6. Упр. «Составь предложение».

7. Выделение предложений из высказывания.

8. Выделение слов из предложения.

Условное обозначение слов – короткая линия.

9. Игр. Упр. «Весёлая гимнастика» (пространственная ориентировка).

* Д /игра «Сколько слогов в слове?». Чтение П. Астахов «Я и моя семья»

Беседы по картинкам. Права ребенка. работа с трафаретами и ножницами (развитие мелкой моторики); ниткопись. П/игра «Мы веселые ребята» Панно букв, фишки (пуговицы, полоски бумаги, счетные палочки, набор картинок

28. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

.(О. С. Ушакова, с. 162) 1. Вспомнить правила, которые необходимо знать при составлении описательных рассказов

2. Работа с наборами предметных картинок.

3. Рассмотреть картинку с изображением «Игрушки»

4. Составить описание игрушки, начинать описание сверху вниз.

5. Физкультминутка «Ветер дует»

7. Рассказ воспитанника

* Беседа о любимых игрушках;

Э. Успенский “Чебурашка и крокодил Гена”.

с/р игра «Магазин игрушек»;

рисование «Моя любимая игрушка»;

Чтение стихов о разных игрушках Г. Лагздынь Игрушки –лисенок, щенок.

Месяц Неделя Фактическая дата Тема, задачи

Методические приемы НРК+

компонент ДОУ * Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Декабрь 1

День инвалида 29. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать мягкие согласные «с,», «з,»; упражнять в расстановке логического ударения в повествовательных и вопросительных предложениях; закреплять обобщённое понятие животные; упражнять в подборе глаголов действия к одному предложенному существительному; развивать внимание.

(Т. И Гризик стр. 114) 1. Упр. «Определи звук в слове».

2. Упр. «Скажи одним словом».

3. Упражнение на развитие логического ударения.

4. Физкультминутка.

5. Игра «Цепочка» (Кто что делает).

6. Игра «Букет» (на внимание).

Упражнение «Продолжи бордюр». Знакомство с буквой Нн. Уточнить артикуляцию [н], [н,] Упражнять в нахождении звуков [н], [н,] в словах. Игра «Поймай звук». [н], [н,]. «Алфавитный конструктор: «Как построить букву Н?». Работа с буквой из цветного картона и ножницами. Разучивание скороговорки со звуком (с) и (з) Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» Риторическая игра «Я пойму тебя без слов». Набор сюжетных картинок, игрушки.

30. Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие.

Упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки; развивать внеречевые средства выразительности.

(Т. И Гризик стр. 116)

1. Беседа о наступающем месяце – декабре.

2. Сюрпризный момент – показ картинки «Подарки от деда Мороза».

3. Физкультминутка «Дед Мороз».

4. Распределение детей на пары (пассивный + активный).

5. Взаимодействие детей в парах по составлению диалога Деда Мороза с выбранным героем. 6. Рисование подарка. 7. Заслушивание сказок детей. Иллюстрирование стихотворения Ю. Кушака «Ночное приключение».

«Скоро, скоро Новый год!» Работа с трафаретом,

белой бумагой и ножницами «Рождественский ангел». М/п игра «Снеговик Егорка» Продолжение прослушивания монологических сказок, начатое на занятии № 18 «Зимние сказки для Деда Мороза».

Картинка из пособия Т. И Гризик «Мои первые сказки» (панно с прорезями, с заданным одним героем – «Подарки от Деда Мороза», карандаши, фломастеры, бумага, ножницы.

2

31. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «ш», «ж»; упражнять в изменении глаголов по родам; знакомить с условным обозначением глаголов – стрелкой; развивать объём внимания.

(Т. И Гризик стр. 119) 1. Упр. «Подбери слово со звуками Ж, Ш».

2. Упр. «Измени слово» (звук Ш на звук Ж).

3. Игра «Оля и Коля» (изменение глаголов по родам).

4. Физкультминутка «Елочка».

5. «Составь предложение» (разбор и составление предложений по схеме).

Упр. «Волны».

Знакомство с буквой Б б. Уточнить артикуляцию [б], [б,]. Упражнять в нахождении звуков [б], [б,] в словах. «Поймай звук». [б], [б,], [ш], [ж]. Чистоговорка «ш», «ж»;

«Алфавитный конструктор: «Как построить букву Б?». Работа с буквой из цветного картона и ножницами. Картина «Мальчик читает книгу»

32. Развитие связной речи.

Монолог (повествование + описание).

Упражнять детей в составлении комбинированного текста (сказки). Продолжать учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

(Т. И Гризик стр. 120) 1. Вспомнить встречу с Дедом Морозом (героев, подарки и т. д.).

2. Педагог предлагает составить коллективную «Новогоднюю сказку». Обсуждение различных сказочных ситуаций.

3. Разбивание детей на пары.

4. Физкультминутка «Зимние забавы».

5. Составление детьми в парах своей части сказки.

Рассказывание историй. Продолжение прослушивания монологических сказок, начатое на занятии № 18 «Зимние сказки для Деда Мороза».

Чтение стихотворения «Снеговик» Из кн. «Румяные щечки». Изготовление снеговика из скатанных бумажных шариков. «Скоро, скоро Новый год!» Работа с трафаретом, золотой бумагой и ножницами «Золотой колокольчик». Рисунки подарков, выполненные детьми на занятие 18; картинка с Дедом Морозом из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки»

3 Новый год 33. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «с», «з», «ц»; знакомить с условным обозначением предлога в; упражнять в умении составлять предложения с предлогом (по схемам); развивать внимание посредством сравнения.

(Т. И Гризик стр. 124) 1. Упр. «Доскажи словечко».

2. Упр. «Поставь звук в начало слова».

3. Знакомство с понятием предлог, вест его обозначение в схеме предложения – квадрат.

4. Физкультминутка «Скачет шустрая синица».

5. Составление предложений с предлогом В по схеме.

Упр. «Обведи снежинки по пунктиру»

* Знакомство с буквой П п. Уточнить артикуляцию [п], [п,]. Разучивание скороговорок со звуками «с», «з», «ц»; Риторические песни «Споем, прохлопаем, протопаем». «Поймай звук». [с], [б], [з], [п], [п,]. «Алфавитный конструктор: «Как построить букву П?». Работа с буквой из цветного картона и ножницам Выкладывание буквы П из разных предметов (нитки, бусинки, фасоль, снежинки, т. п.) Картина «Белка в дупле сидит»

Набор картинок.

34. Развитие связной речи.

Монолог (повествование + описание).

Закреплять у детей представления о структуре повествования; упражнять в умении вставлять в текст описание и диалоги. Продолжать учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказыва-ний и придерживаться его в процессе рассказывания.

(Т. И Гризик стр. 124) 1. Загадка о Снеговике. Реч. игра «Скажи, какой?». Почему Снеговик приходит к нам только зимой?

2. Детям предлагается силуэт снеговика и задание – нарядить его.

3. Обдумывание описания снеговика. Заслушивание описаний детьми.

4. Физкультминутка «Новый год».

5. Раскрашивание снеговиков (2-3 мин.).

6. Составление сказки на тему «Кто как снеговика встречал?»

Рассказывание сказок.

* Просматривание мультфильма «Снеговик – почтовик» слушание песен про Новый год; чтение русской народной сказки «Дед Мороз и Снегурочка».

рассматривание иллюстраций с изображение новогоднего праздника;

д/и «Узнай по описанию»; подбор приятных слов о зиме в подарок Деду Морозу и Снегурочке. Дидактическая картинка «Снеговик» из пособия Т. И. Гризик (картинка заранее готовится к работе6 разрезается и складывается, карандаши.

4 Новый год 35. Занятие дифференцированного подхода

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Развивать умение отбирать для рассказасамое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

(О. С. Ушакова, с. 172) 1. Вспомнить правила, которые необходимо знать при составлении описательных рассказов

2. Работа с наборами предметных картинок.

3. Рассмотреть картинку с изображением «Игры зимой на участке»

5. Физкультминутка «Ветер дует»

6. Игра «Брат-братец-братик» 7. Составление коллективного рассказа по теме

* Знакомство с буквой Й й. «Алфавитный конструктор: «Как построить букву Й?». Работа с буквой из цветного картона и ножницами. Выкладывание буквы Й из разных предметов (нитки, бусинки, фасоль, снежинки, карандаши, фломастеры и т. п.) «Скоро, скоро Новый год!» Работа с трафаретом, цветной бумагой и ножницами «Снежинки».Чтение К. Ушинского «Проказы зимы» сюжетная картина «Зимние забавы» .

36. Развитие связной речи.

Монолог.

Закончить мероприятия по составлению сказок на тему: «Новогодняя сказка». Продолжать учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

(Т. И Гризик стр. 127)

1. Диалогическая разминка «Заяц белый». 2. Игр. упр. «Назови зимние приметы». 3. Рассматривание картинки «Снеговик», вспомнить, каких героев он встречал 4. Физкультминутка «Снеговик». 5. Заслушивание сказок о Снеговике (тех детей, которые ещё не рассказывали). 6. Рассматривание книги «Новогодняя сказка» (авторы и художники – дети группы). Заслушивание общей сказки.

* «Скоро, скоро Новый год!» Работа с трафаретом, цветной бумагой и ножницами «Снежинки».

Беседа «Какой подарок я мечтаю получить от Деда Мороза».

Беседа, монологи о русской традиции празднования Рождества Христова.

«Что я знаю о Рождестве?».

Книга с коллективной «Новогодней сказкой»; дидактическая картина «Снеговик»

Месяц Тема недели Фактическая неделя Программное содержание Методические приемы Компонент ДОУ Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Январь 2 Рождество 37. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки К, К,; отрабатывать слова – антонимы; упражнять в умении составлять предложения сложных конструкций; развивать описательную речь; развитие мелкой моторики.

(Т. И. Гризик стр. 213, №4) 1. Упр. «Подбери слово на определённый звук». 2. Игра «Наоборот»; 3. Игра «Составь предложение» (с союзами А, потому что). 4. Физкультминутка «Зимние забавы». 5. Игра «Придумай загадку». 6. Выполнение графических заданий.

упражнение на речевое дыхание «Снежинка»;

чтение сказки «Морозко»; рассматривание иллюстраций с изображение новогоднего праздника;

д/и «Узнай по описанию»; подбор приятных слов о зиме в подарок Деду Морозу и Снегурочке.

П/игра «Два морза»

Сюжетные картины «Новый год»

38. Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»

Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок, синонимов; знакомить с многозначностью слова)

(О. С. Ушакова, с. 160) 1. Организационный момент 2. Объявление темы. (выставление картин) 3. Игра «Узнай по описанию» 4. Рассматривание картины 5. Беседа по картине 6. Физкультминутка «Кто спит зимой» 7. Придумывание сказки 8. Рассказ воспитанников

Чтение Г. Скребицкий «Маленький лесовод»

Новогодние загадки Массаж рук «Зимняя разогревалочка» Рассматривание иллюстраций изображением животных и их детенышей; игры на прогулке, катание на санках, лыжах, коньках; картина «Вот так покатался!»

3 Крещение 39. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «ц», «с»; упражнять в составлении предложений с предлогом к по схемам; развивать наблюдательность, концентрацию объёма внимания.

(Т. И. Гризик стр. 132) 1. Упр. «Замени звук» (С на Ц). 2. Упр. «Составь предложение» (по схеме, с предлогом К). 3. Физкультминутка «Буратино». 4. Упр. «Найди отличия» (картинки с геометрическими фигурами, пособие «Умные раскраски»). 5. Пальчиковая гимнастика.

* Знакомство с буквой Ёё, Ее. Учить детей определять дифтонги [jо], [jе], Знакомить с буквами Ё ё, Е е. Закреплять образы букв. «Алфавитный конструктор: Как построить букву Ё, Е?» Рисование на манке букв Е, Ё. Игра «Перепутаница» Разучивание скороговорок со звуками «ц», «с»; Набор картинок

40. Развитие связной речи.

Монолог

(повествование + описание). Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова благодарность. Обогащать нравственную сферу ребёнка-дошкольника

(Т. И. Гризик стр. 133) 1. Диалогическая разминка «Шапка» 2. Упр. «Настроение» (мимика). 3. Разбор лексического значения слова благодарность. Беседа о благодарности. 4. Физкультминутка «Зайка» 5. деление детей на 4 подгруппы. Каждая подгруппа составляет сказку «Благодарность» (середину и конец к своему сюжету по картинке). 6. Заслушивание сказок. 7. Объединение всех картинок в правильной последовательности. Один ребёнок рассказывает сказку по картинкам.

* Заучивание пословиц о благодарности

Дидактическая игра «Шутки художника». Беседы о правилах поведения в группе, в общественных местах; чтение О. Осеева «Волшебное слово»; Беседа, монологи о русской традиции празднования Крещения. «Что я знаю о празднике Крещение?». Набор картинок к сюжету «Благодарность» из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки»

4 Международный день объятий 41. Занятие дифференцированного подхода Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить регулировать силу голоса.

(О. С. Ушакова, с. 160) 1. Загадать загадку о ёжике

2. Рассмотреть картину ««Как ежик попал в беду»

3. Вопросы по содержанию картины

4. Физ. минутка «Зарядка»

6. Вопросы по содержанию картины

7. Заслушать рассказы детей по картине

8. Игра «Кто быстрей составит рассказ по картинке»

9. Игра «Шишка»

* Знакомство с буквой В в. Учить детей находить в словах звуки [в], [в,], определять позицию заданного звука в слове. «Алфавитный конструктор: Как построить букву В?» Работа с картоном и ножницами, пластилином. Рисование на манке букв Е, Ё, В. Чтение Г. Шалаева, О. Журавлёва, Двигательное упражнение «Мы идем»

Серия сюжетных картин «Как ежик попал в беду»

42. Развитие связной речи.

Монолог и диалогическое взаимодействие «Сказки по картинкам»

упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом взаимодействии (в процессе составления совместной сказки).

(Т. И. Гризик стр. 135) 1. Диалогическая разминка «Заяц». 2. Грамм. задание «Слова – наоборот». 3. педагог предлагает придумать сказки на тему «Благодарность» и «Хороший поступок». 4. Выбор детьми картинок. 5. Физкультминутка «Два хлопка». 6. Составление сказок. 7. Рассказывание сказки.

* Чтение русской народной сказки «Каша из топора»

работа с бисером «Бисерография» (развитие мелкой моторики);

с/р игра «Больница»;чтение Массаж пальцев «Овощи» Игры: «Назови ласково» Беседа, о традиции празднования Всемирного дня объятий

Набор картинок к сюжету «Благодарность» и «Хороший поступок» из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки» (по одной на каждого ребенка)

Месяц Тема недели №

п/п Программное содержание Методические приемы Компонент ДОУ Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Февраль 1 День доброты 43. Речевой тренинг.

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «Щ», «Ш»; упражнять в составлении предложений с предлогами у, около; упражнять в установлении последовательности событий. Развивать руку (подготовка к обучению письму).

(Т. И. Гризик стр. 137) 1. Рассказывание скороговорок со звуками «Щ», «Ш»; 2. Упр.»На картинки посмотри и три слова назови» 3. Упр. «Составь предложение» (с предлогами у, около по схеме). 4. Физкультминутка «Тик –так». 5. Упр. «Что сначала, что потом». 6. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Знакомство с буквой Ф ф. Учить детей находить в словах звуки [ф], [ф,], определять позицию заданного звука в слове. Знакомить с буквами Ф ф. Закреплять образы букв. Разучивание скороговорок со звуками «Щ», «Ш»;

«Алфавитный конструктор: Как построить букву Ф?» Работа с картоном и ножницами, пластилином. Рисование на манке букв Ф, В. Игра «Поймай звук». [ф], [ш], [щ] Набор картинок

Пособие «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

44. Развитие связной речи.

Упражнять детей в умении задавать вопросы; упражнять в составлении коротких описаний.

(Т. И. Гризик стр. 138) 1. Рассказ воспитателя о Волшебнике-Невидимке. 2. Реч. упр. «Кто ты?» 3. Физкультминутка «Часы». 4. Составление описаний объектов. 5. Рассказ воспитанников Чтение произведения Н. Носова «Живая шляпа»;

с/и «Семья»;

Лаконичные монологи «Вызываем скорую помощь», «Звоним в пожарную часть», «Дорога из садика домой» Разучивание стихотворения Э. Флеминга «Кто дома?». «Кошечка». Беседы по картинкам. Уроки доброты. Демонстрационный материал.

Набор игрушек и предметов 9лошадь, кошка, мышка и пр. ; елка, цветок, кастрюля и пр)

2 Международный день родного языка 45. Речевой тренинг

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «т», «д»; упражнять в составлении предложений с предлогом на; ввести условное обозначение слов определений (прилагательных и наречий – карандаш и упражнять в составлении предложений; развивать мышление.

(Т. И. Гризик стр. 141) 1. Реч. упр. «Подбери слово» (существительное к прилагательному).

2. Упр. «Подбери слово к схеме» (из одного, двух, трёх слогов).

3. Упр. «Составь предложение» (с предлогом на по схеме). 4. Физкультминутка «С неба падают снежинки». 5. Составление предложений с определениями. Вводится условный знак – карандаш. 6. Упр. «Найди сюрприз» (ориентировка по схеме).

* Знакомство с буквой Т т.

Звуки[т], [т,]. Буквы Т т. Знакомить с буквами. Закреплять образы букв. «Алфавитный конструктор: Как построить букву Т?» Работа с картоном и ножницами. Рисование на манке букв Т. Игра «Поймай звук». [т], [т,], [д] в словах. Чтение сказки братьв Гримм «Госпожа Метелица»

Чистоговорка «Д-Д”»

Логопедическая гимнастика Набор картинок

46. Развитие связной речи.

Упражнять в составлении повествовательного высказывания с элементами описания и диалогами (прямая и косвенная речь).

(Т. И. Гризик стр. 142) 1. Диалогическая разминка «Кискино горе». 2. Вспомнить с деть о Волшебнике-Невидимке. 3. Разбор лексического значения слова просьба, необычная просьба. 4. Физкультминутка «Звериная зарядка». 5. выбор детьми картинки с изображением героя или куклы бибабо. 6. самостоятельное придумывание детьми части сказки на тему «Необычные просьбы». 7. Коллективное рассказывание сказки «Необычные просьбы».

* Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

Игра «Подбери признак» игра «Четвертый лишний»,

Картинки с изображением разнвх объектов (животных, растений) и предметов или куклы бибабо.

3 День защитника отечества

47. Речевой тренинг

упражнять детей в умении дифференцировать звуки «т», «д»; упражнять в составлении предложений с предлогами над, под; в подборе определений к словам; учить понимать переносное значение слов и применять слова с переносным значением в свое речи; готовить к обучению письму.

(Т. И. Гризик стр. 145) 1. Упр. «Замени звук».

2. Упр. «Составь предложение» (с предлогами над и под по схеме). 3. Работа с переносным значением слов. 4. Физкультминутка «Чтобы сильным стать и ловким». 5. Составление предложений с выражениями переносного значения. 6. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Знакомство с буквой Д д.

Учить детей находить в словах звуки [т], [т,], определять позицию заданного звука в слове. Алфавитный конструктор: Как построить букву Д?» Работа с картоном и ножницами. Рисование на манке букв Д. Игра «Поймай звук». [т], [т,], [д], [д,] в словах. Раскрашивание «Алфавита». Чтение детям произведений Гайдар, Баруздин "Рассказы об армии» рассматривание иллюстраций, предметов обмундирования, знаков различия. Набор картинок

Пособие «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

48. Занятие дифференцированного подхода

Составление рассказа «Собака--санитар» по серии сюжетных картин учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; • активизировать и расширять словарь по теме; закреплять знания детей о военных профессия.

1. Упражнение «Назови военные профессии» 2. Беседа с детьми по сюжетным картинкам 3. Составление рассказа. 4. Физкультминутка «Стойкий солдатик». 5. Рассказы детей.

* чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой».

Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины

Чтение стихотворения Г. Р Лагздынь «Военная игра», «Я буду вертолётчиком»

Сюжетная картина

«Собака--санитар»

4 49. Развитие связной речи.

Диалогическое взаимодействие.

упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки; развивать внеречевые средства выразительности.

(Т. И. Гризик стр. 146)

Диалогическая разминка. Рассказывание в парах потешки «Заяц». 2. Обсуждение лексического значения слов храбрость, смелость, трусость. 3. Пантомимика «Заяц». 4. Физкультминутка «Клен». 5. Составление в парах диалогической сказки на тему «Смелый поступок» и «Трусливый поступок» (по предложенному плану). 6. Рассказывание сказок.

* Знакомство с буквой К к

«Алфавитный конструктор: Как построить букву К?» Работа с картоном и ножницами. «Поймай звук». звук [к], [к,] в словах. Орфоэпическая игра «К превращается в Ч». Чтение Д. Н Мамин –Сиберяк «Сказка про храброго зайца» Показ научного фильма «Животные в зимнем лесу» Рисование следов животных на снегу Картинки из пособия Т. И. Гризик «Мои первые сказки» с прорезями и без них

50. Развитие связной речи.

Пересказ.

упражнять детей в умении перестраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста. (Т. И. Гризик стр. 149) 1. Пантомимика «Мишки, мышки, мошки». 2. Вспомнить с детьми сказку «Колобок» (определить главную тему, выделить начало, среднюю часть и конец). 3. Физкультминутка «Найди свое место». 4. Распределение ролей (героев); коллективный пересказ сказки (по цепочке) от лица героев (колобка, бабушки, лисы и т. д).

* Чтение сказки «Колобок»

Массаж рук «Зимняя разогревалочка»

Викторина «Знатоки русских народных сказок»

Отгадывание загадок о животных

Слушание аудиокассеты «Лесная сказка» о жизни медведя и других лесных жителй. Сказка «Колобок», куклы бибабо.

5 Масленица 51. Речевой тренинг.

Упражнять детей в дифференцировании звуков г, г,; упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; Упражнять в образовании слов с ум. -ласк. суф. ; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Готовить к обучению письму.

(Т. И. Гризик стр. 214, №5) 1. Упр. «Подбери слово». (со звуками г, г,; 2. Игра «Чьи хвосты?» 3. Игра «Назови ласково». 4. Физкультминутка с мячом «Назови скорее». 5. Игра «Скажи наоборот»; 6. Игра «Слова – приятели». 7. Выполнение графических заданий.

* Чтение Н. Сладкова «Звериные спаленки»

Чтение сказки Л. Толстой «Белка и волк»

Беседа о приспособлении хищников к добыванию пищи

П/игра «След в след»

Беседа о русских традициях,

рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний «масленица»; разучивание народных потешек, закличек; П/игра «Гари, гари ясно»

Сюжетные картины диких животных

52. Пересказ рассказа

М. Пришвина «Ёж»

Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные 9многосложные) слова.

(О. С. Ушакова, с. 189) Загадывание загадки про ёжика Игра «Подбери признак» Чтение рассказа М. Пришвина «Ёж» с последующим обсуждением. Игра «Что приготовить лисятам на обед» Физкультминутка. «Русская песенка» Повторное чтение на пересказ. Пересказ рассказа детьми.

* Рассматривание изображений ежей в детских энциклопедиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей

игра «Четвертый лишний»,

отгадывание и заучивание загадок о ежах; чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Ёж».

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные» Масленица дорогая - беседа-развлечение Картина «Лисята –братья»

Месяц Тема недели №

п/п Программное содержание Методические приемы Компонент ДОУ Сопутствующие формы

Материалы и оборудование

Март Международный женский день 1 53. Речевой тренинг. «Весну- красну встречаем!» Упражнять в умении дифференцировать звуки [т], [т,] и умении определять позицию звука в слове. Закреплять умения образовывать слова при помощи именьшительно-ласкательных суффиксов. Упражнять в составлении предложений с предлогом с (по схемам) самостоятельно. Учить устанавливать причинно-следственные связи).

(Т. И. Гризик стр. 152) 1. Упр. «Измени слово» (со звуками «т, и «ч»); 2. Упражнять детей в образовании сравнительной степени наречий. 3. Физкультминутка «Маму я свою люблю». 4. Упр. «Составь предложение» (с предлогом между по схеме). 5. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Знакомство с буквой Г г.

«Алфавитный конструктор: Как построить букву Г?» Работа с картоном и ножницами. Изготовление буквы из материала по выбору ткань, тесьма, картон, бисер, бусинки, закрепление образа буквы. «Поймай звук». звука [г], [г,] в словах. Заучивание чистоговорок со звуками [т], [т,] Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры. Весенние заклички. Предметные картинки

54. Развитие связной речи.

Диалогическое взаимодействие

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»

упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки; развивать внеречевые средства выразительности.

(Т. И. Гризик стр. 153) 1. Диалогическая разминка «Заяц белый». 2. Лексический разбор слов радовать, огорчать. Составление фраз с этими словами. 3. Физкультминутка «Мамины помощники» 4. Составление в парах диалогической сказки «Не будем маму огорчать, будем только радовать». 5. Рассказывание сказки.

* беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше -- младше». Рассматривание семейных фотографий, принесенных в группу. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая»

Предметные картинки с изображением разных животных, сказочных героев; куклы бибабо.

Всемирный день земли и водных ресурсов

Всемирный день земли и водных ресурсов 2 55. Речевой тренинг.

«Дед Данила делил дыню…»

Упражнять в умении дифференцировать звуки [д], [д,] и умении определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом за (по схемам) самостоятельно. Учить находить однокоренные слова. Развивать пространственную ориентацию.

(Т. И. Гризик стр. 156) 1. Разбор значений слов клады – клади, награды – награди. Звуковой анализ этих слов. 2. Упр. «Составь предложение» (с предлогом за. по схеме). 3. Упр «Родные слова». 4. Физкультминутка «Синие лужи весны». 5. Составление предложений с однокоренными словами. 6. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Знакомство с буквой Х х. Учить детей находить в словах звуки [х], [х,], определять позицию заданного звука в слове. Упражнять в звукослоговом анализе слов). Дидактическая игра «Поймай звук» [д], [д,], [х], [х,]. «Алфавитный конструктор: Как построить букву Х?» Работа с картоном и ножницами. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры. «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

56. Развитие связной речи

Монолог «Описание предмета»

Упражнять в составлении сказочного монолога с элементами описания по предмету.

(Т. И. Гризик стр. 157) 1. Разбор значений слов клады – клади, награды – награди. Звуковой анализ этих слов. 2. Упр. «Составь предложение» (с предлогом за. по схеме). 3. Упр «Родные слова». 4. Физкультминутка «Скачет шустрая синица» 5. Составление предложений с однокоренными словами. 6. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Штопальная игла». «Ярмарка игрушек». Цель: закрепление умения составлять подробное описательное высказывание о предмете. Дидактическая игра «Словоглотик шутит». Цель: по описанию предмета или явления определить задуманное слово.

Игрушки, набор картинок

3 57. Речевой тренинг. Упражнять в умении дифференцировать звуки [ч], [т,] и умении определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом между (по схемам) самостоятельно. Развивать пространственную ориентацию.

(Т. И. Гризик стр. 160) 1. Упр. «Измени слово» (со звуками «т, и «ч»); 2. Упражнять детей в образовании сравнительной степени наречий. 3. Физкультминутка «Ёжик». 4. Упр. «Составь предложение» (с предлогом между по схеме). 5. Работа с пособиями «Маленький помощник», «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик (по выбору воспитателя).

* Знакомство с буквой С с. Учить детей находить в словах звуки [с], [с,], определять позицию заданного звука в слове. Закреплять образ буквы. Разучивание скороговорк со звуками [ч], [т,] Упражнять в звукослоговом анализе слов Дидактическая игра «Поймай звук» [т,], [ч], [с], [с,]. «Алфавитный конструктор: Как построить букву С?» Работа с картоном и ножницами Изготовление буквы из материала по выбору (ткань, тесьма, картон, бисер, бусинки). Карандаш – штамп, Т. И. Гризик «маленький помощник»

58. Развитие связной речи Пересказ Упражнять в умении выстраивать повествование высказывание посредствомс изменением сюжета сказки. Развивать речевую активность в процессе преобразования сказки).

(Т. И. Гризик стр. 161) 1. Диалогическая разминка «Яма» 2. Вспомнить с детьми сказки «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят». Обратить внимание на то, что они разные, а повадки у волка одинаковые. 3. Анализ сказок (выделить начало, середину и конец; определить главную тему0. 4. Физкультминутка «Кот Антипка». 5. Дети выбирают сказку, героя, от имени которого будут пересказывать сказку. 6. Рассказывание сказок.

* Напомнить детям сказки «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят».

Рассматривание картинок «Дикие и домашние животные»;

д/и «Кто как говорит»;

работа с пластилином «Домашние животные»;

п/ и «Волк во рву» Иллюстрация волка

Международный день театра 4 59. Развитие связной речи

Монолог

«Сказка-небылица»

(Упражнять в составлении повествовательной сказки-небылицы с элементами описания по предмету).

(Т. И. Гризик стр. 165)

1. Диалогическая разминка «Кисонька-мурасонька»; 2. Игр. упр. «Небылица-путаница» (стр. 163). 3. игр. упр. «Отвечай и объясняй». 4. Физкультминутка «Физкультурник». 5. Педагог предлагает детям составить сказку-небылицу. 6. Составление сказок –

Публикации по теме:

Презентация для педагогов Коррекция нарушения речи путем развития мелкой моторики рук. Работая с детьми группы коррегирующей направленности,понимаю,насколько важно.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет
Опубликовано: 6 мая 2012 в 07:55
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...