Рабочая программа по театральной деятельности для дошкольников

Наталья Шумеева
Рабочая программа по театральной деятельности для дошкольников

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обнов-ления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеоб-разие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразова-ние предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желания-ми и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музы-кальной и др.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического разви-тия личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, му-зыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей представляет театрали-зованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

Направленность программы:

Данная дополнительная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной дея-тельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, разви-тие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромис-важные моменты данной программы.

Новизна программы:

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Ребятам дается возможность самим придумы-вать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому со-здавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведени-ем животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс фор-мирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве ак-тивного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на разви-тие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков обще-ния, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, уме-ние развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям рас-крыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повыше-ние уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важ-ных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: по-нимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противо-речия в общении.

Основной целью программы является:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знания-ми, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1. Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и во-ображения;

2. Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

3. Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжела-тельности в коллективе;

4. Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании твор-ческой мастерской

Отличительные особенности: каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти является первоочередной задачей данной программы.

Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содер-жание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артику-ляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, ко-торые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельно-сти.

5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни.

6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет (2 младшая, средняя, саршая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательно-го минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом интеграции образовательных обла-стей и обновления содержания по различным программам.

Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во 2 младшей группе, 2 занятия в средней группе, 2 занятия в старшей группе, 2 занятия в подготовительной группе во вторую половину дня. Продолжительность заня-тий во 2 младшей группе 10-15 мин, в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной - 30 мин.

Срок реализации программы: 4 года.

Формы и режим занятий: группами по 10-15 человек.

Занятия проводятся во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН (а).

3-4 года: (младшая группа) года: 1 раз в неделю по 15 минут.

4-5лет: (средняя группа): 2 раза в неделю по 20 минут.

5-6лет: (старшая группа): 2 раза в неделю по 25 минут.

6-7лет: (подготовительная группа): 2 раза в неделю по 30 минут.

Ожидаемые результаты:

По окончании курса обучения ребенок овладевает следующими знаниями, умениями и навыками:

Младший возраст - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоя-тельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи-ванию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нрав-ственное отношение к окружающему миру.

- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения

- умение подражать образу героев

- умение работать в коллективе

Средний возраст:

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимиче-скую выразительность, навыки имитации) .

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные про-цессы, фантазии) .

Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Старший возраст:

Дети произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой го-лоса;

выразительно читают стихотворный текст;

передают образ героя характерными движениями;

действуют на сцене в коллективе;

держатся уверенно перед аудиторией.

Подготовительная группа:

Ребята имеют представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;

- имеют навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;

- знают основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т. д.);

- умеют пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- умеют свободно ориентироваться на сценической площадке;

- умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

- умеют сочинять этюды по сказкам.

- может применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Ребята участвуют в ежегодных районных соревнованиях по театрализованной деятельности: «Театральные под-мостки» и «Золотая маска», все полученные знания и умения ребята демонстрируют на открытых занятиях, откры-тых концертах для родителей, фестивалях.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, ито-говый - в мае по методике Э. Г. Чуриловой.

Учебный план

(Младший возраст)

«Мы в театре

(театрализованное представление)

Знакомство с куклами и театральной студией

Работа над репертуаром

Мастерство актера

Сценическая речь

Ритмопластика 19

5

3

3

5

3

6

2

1

1

2

-

14

3

2

2

3

3

3

3.1

3.2

3.3

3.4

«Волшебная сказка» (Рождественская сказ-ка)

Работа над репертуаром

Мастерство актера

Сценическая речь

Репетиции

9

1

3

3

2

1

1

-

-

8

-

3

3

2

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Театральные этюды, постановоки, ДОУ

Основы театральной культуры

Работа над репертуаром

Мастерство актера

Сценическая речь

Ритмопластика

Итого: 38 10

1

2

5

5

5

38 1

1

-

-

-

-

9

-

1

1

3

4

Календарно-тематическое планирование (младший возраст)

Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональ-ный компонент Интеграция образователь-ных областей

Воспитывать у детей инте-рес к театрально-игровой деятельности.

Сентябрь (5 занятий)

Вводное занятие:

Задачи:

Познакомить с театраль-ными куклами студии.

Вырабатывать умение сле-дить за развитием действия в кукольном спектакле.

Побудить детей к участию в танцевальных импровиза-циях.

Поощрять участие детей в театрально-игровой дея-тельности и желание детей участвовать в танцеваль-ных импровизациях.

Формировать положитель-ное отношение к театраль-но-игровой деятельности.

Познакомить детей с прие-мами управления настоль-ными куклами.

Показ детям спектакль настольного театра «Маша и медведь».

Потешки: «Водичка», «Маша - маленька», «Уж я Танечке пирог испеку».

Игра «Сорока-сорока»

Игра «Гуси, гуси».

Пальчиковая игра «На две-ри висит

Загадки о зайце, лисе, мед-веде.

Русские народные Потеш-ки: «Расти коса до пояса», «Наварила, напекла», «Баю-бай».

Песня «Колыбельная» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой»»

Танец «Марш медвежон-ка»

под музыку М. Протасова.

Музыка, ритмика, рисова-ние

Развивать речь: обогатить словарь, формировать уме-ние строить предложения.

Формировать умение ми-микой, жестами, движением передавать основные эмо-ции.

Научить выразительным жестам. замок».

Октябрь (4 занятия)

Развивать интерес и береж-ное отношение к игрушкам, театральным куклам.

Развивать интерес к играм драматизациям и к куколь-ным спектаклям, поддер-живать радостное настрое-ние. Формировать умение чувствовать эмоциональное состояние другого челове-ка и адекватно реагировать на него.

Задачи:

Познакомить с приемами вождения настольных ку-кол.

Потешка: «Заинька».

Показ детям спектаклей настольного театра

«Маша и медведь», «Реп-ка».

Побудить детей участво-вать в танцевальных им-провизациях с настольны-ми куклами.

Потешки: «Расти коса».

«Наварила, напекла», «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Заинька», «Вышел козлик погулять».

Этюды на выражение ос-новных эмоций: «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?».

Разыгрывание народной прибаутки: «У пчелки хво-ри».

Разыгрывание спектакля

«Маша и медведь».

Игра-драматизация «Реп-ка».

Привлечь детей к сочине-нию коротких сказок, ис-торий.

Сочинение совместно с детьми сказки «Встреча в лесу». Иллюстрации к книге С. Файнштейн.

Цикл стихов А. Барто: «Игрушки», «Кукла», «Мишка», «Лошадка».

Книга С. Фанштейн «У нас порядок».

Песня «Цветики, цветики»

(Н. Френкель)

Музыка, хореография, развитие речи, музыка

Ноябрь (4 занятия)

Побудить детей к участию в кукольном спектакле на осеннем утреннике, игре- драматизации, плясках, му-зыкальных играх, испол-нении песен перед родите-лями, сотрудниками дет-ского сада.

Учить плавно, двигаться под музыку, бережно качая куклу.

Вызвать желание инсцени-ровать стихотворение А. Барто.

Задачи:

Закрепить приемы вожде-ния настольных кукол.

Формировать умение вы-ражать эмоциональное со-стояние мимикой, жестами, движениями.

Драматизация сказки «Реп-ка», кукольный спектакль «Маша и медведь».

Кукольный спектакль «Маша и медведь».

Чтение стихотворения А. Барто.

Поддерживать желание двигаться под веселую му-зыку, самостоятельно при-думывать танцевальные движения.

Приучать внимательно, слушать потешки, изобра-зить спящего человека.

Потешки: «Идет коза рога-тая», «Котик», «Ах, не плач, не плач, «Ночь». Игра «Гости»

Стихотворение «Грузовик»

А. Барто.

Грамзапись песни «Тихо, куколка» (муз. М. Прота-сова). хореография, развитие ре-чи, ритмика, музыка

Декабрь (5 занятий)

э

Развивать умение мимикой, позой, жестами, движения-ми передавать основные эмоции.

Совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.

Задачи:

Поощрить участие детей в театрально-игровой дея-тельности.

Разыгрывание стихотворе-ния «Кто как»

Побудить сочинять сказки используя для этого кукол настольного театра.

Сочинение сказки «Пету-шок наш не поет»

Средствами кукольного те-атра способствовать разви-тию речи: формировать умение строить предложе-ния, добиваться правильно-го и четкого произнесения слов.

Разыгрывание потешек «Сова», «Две тетери», «Мы шагаем по сугробам», «Да-вай будем одеваться».

Показать детям настоль-ный кукольный спектакль «Машенька и рукавичка».

Инсценирока «Добрая Де-вочка»

Январь (4 занятия)

Оценить умения детей в те-атрально-игровой деятель-ности на пройденном с сен-тября по декабрь (включи-тельно) материале:

Этюдный тренаж, игры-драматизации, этюды с куклами, кукольные спек-такли.

Выразительные движения: котик мурлычет, трется го-ловой о руку педагога.

Мимика: приветливый взгляд.

Учить согласовывать свои действия с действиями то-варищей.

Рисование.

Побудить оценивать и изображать отдельные чер-ты характера человека.

Разыгрывание сценки «Ан-тошка»

Песня «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.

Сказка «Добрая девочка» С. Сулиной.

Разыгрывание диалогов и потешек: «Сынок, не плач».

С помощью мимики, дви-жений, жестов изобразить трудолюбивого кота.

Потешка: «У неряхи-растеряхи».

Книга «Всю жизнь я играю в куклы» С. Образцова.

Стихотворение

«Петушок»

(Г. Сапгир)

Стихотворения

«Ежик»,

(Про лягушонка»

(С. Еремеев)

Спектакль «Маша обедает»

(С. Капутякин)

хореография, развитие ре-чи, музыка

хореография, развитие ре-чи, музыка

Закрепить навыки управле-ния настольными куклами.

Побудить самостоятельно искать выразительные же-сты, движения для созджа-ния образа.

Февраль (4 занятия)

.

Показать детям настольный кукольный спектакль «Ма-ша обедает»

Разыгрывание стихотворе-ния по ролям: «Ежик»

Разыгрывание кукольного спектакля «Маша обедает»

Разыгрывание потешки «Летели кукушки»,

«Зайчишка-трусишка»

Стихотворение

«Зимняя пляска»

(О. Высотская).

ритмика, изо, музыка

Продолжать побуждать де-тей к участию в кукольном спектакле на осеннем утреннике, игре-драматизации, плясках, му-зыкальных играх, испол-нении песен перед родите-лями, сотрудниками дет-ского сада.

Задачи:

Учить различать положи-тельные и отрицательные черты характера персонажа и изображать их с помо-щью мимики, жестов

Март(4 занятия)

Показ детям театрализо-ванной сказки «Козлятуш-ки и волк»

Разыгрывание настольного театра «Козлятушки и волк»

Потешка: «У неряхи-растеряхи».

Книга «Всю жизнь я играю в куклы» С. Образцова.

Стихотворение

«Петушок»

(Г. Сапгир)

развитие речи, ритмика, музыка

Поощрить участие детей в теавтрально-игровой дея-тельности.

Совершенствовать навыки вождения настольных ку-кол.

Поощрить желание высту-пать перед сотрудниками детского сада и родителями

Апрель (4 занятия)

Задачи: Побудить самосто-ятельно придумывать дви-жения для создания образа.

Развивать мелкую мотори-ку рук, выразительные же-сты.

Учить детей различать эмоции, уметь передавать их с помощью мимики и жестов.

Познакомить детей с ку-кольным спектаклем «Заюшкина избушка».

Учить понимать эмоцио-нальное состояние героя и изображать его.

Предложить детям изобра-зить игрушкой как идет бычок. Используя потешку «Ой, бычок»

Прибаутка «Синичка-сестричка».

Разучивание скороговорки «У Антипа»

Стихотворение «Корабль»

(В. Степанов)

Инсценировка «Под гриб-ком»

(по сказке Сутеева)

Сценка

«Купанье»

(по стихот-ворению З. Александровой)

математика, развитие речи, ритмика, музыка

Май (4 занятия)

Развивать желание играть с театральными куклами, са-мостоятельно находя выра-зительные движения для создания образа персо-нажнй, участвующих в диалоге.

Провести анализ театраль-но-игровой деятельности детей.

Оценить творческие спо-собности детей в различ-ных видах игровой дея-тельности.

Задачи: Научить различать отдельные черты характера человека и литературного персонажа, изображать их с помощью мимики, жестов.

Стимулировать желание играть с настольными кук-лами, самостоятельно находить выразительные движения для создания об-раза персонажа.

Закрепить представления о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов.

Развивать дикцию, умение четко и быстро произно-сить скороговорки.

Разучить с детьми скорого-ворку «Раз-росинка».

Разыгрывание стихотворе-ний: «Сверху пискнула си-ница»

(С. Еремеева);

«Капризный бычок» Г. Ладонщикова);

«Сенокос»

Перевод из чешской нар поэзии С. Маршака)

Математика, развитие ре-чи, ритмика, музыка

Публикации по теме:

Рабочая программа по изобразительной деятельности  «Аппликация» МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» Рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность – Аппликация» Автор:.

Рабочая программа по кулинарии для дошкольников Рабочая программа по Кулинарии для дошкольников в «British PreSchool Дошкольная академия». Содержание 1. Пояснительная записка.

Мастер-класс для педагогов детского сада «Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников» Развитие артистических способностей детей и обогащение их духовной жизни – одна из основных задач в ДОУ. В этой ситуации возрастает роль.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Рабочая программа по театральной деятельности для дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 18:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Мы веселые мухоморчики.
Хвастал в роще Мухомор: - Ах, красив на мне убор! Позавидует любой Красной шляпе с бахромой! Автор Т. Керстен В детском саду проходил осенний...
Фотоотчет: «Страна Читалия» — оформление холла
«Есть страна Австралия, Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо: Есть страна Читалия! Мы как раз оттуда». Здравствуйте, гости дорогие! Мы...
«Пропавшая Снегурочка». Сценарий Новогоднего праздника в старшей разновозрастной...
Сценарий Новогоднего утренника в детском саду Старшая разновозрастная группа 2017 «Пропавшая Снегурочка» Фонограмма … 001. Ведущий. Что происходит...
Коллективная работа из ниток «Символ года-2018»
Каждый год, делая коллективную работу к Новому году, я стараюсь выбрать что-то новое и интересное для детей. Собачку я решила предложить сделать детям из...
Поделка на конкурс «Ёлка безопасности дорожного движения»
В этом году моему старшему сыну , в школе, предложили поучаствовать в конкурсе "Ёлка безопасности дорожного движения". Конечно он с радостью согласился , и...