Лучший педагог года

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»

Морозова Мария
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»

1. Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка», являющаяся продолжением урока, его дополнением.

Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса „Тайны русского языка“» размещена в разделах

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т. д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011, с использованием пособий для учителя Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. - М. : Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

2. Содержание программы.

Организационное занятие. (1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5. Сказочные превращения.

Тема 2.6. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию) : телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет. (3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

3. Планируемые результаты

Личностные результаты

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

• интерес к изучению языка;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов.

№п/п Тема Теория Практика

1. Организационное занятие. 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова 1 1

3 Для чего используют звуковые повторы в речи 1 1

4 Какова роль интонации в устной речи 1 1

5 Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» 1

Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология)7ч)

6 О чем рассказывает словообразовательная модель слова. 0,5 0,5

7 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 0,5 0,5

8 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 0,5 0,5

9 Этимология слов. Работа со словарями. 0,5 0,5

10 Сказочные превращения 0,5 0,5

11 Презентация творческой работы. 1 1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12 Зачем нужно знать алфавит 0,5 0,5

13 В чем секрет правописаний морфем. 0,5 0,5

14 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 0,5 0,5

15 Не пером пишут- умом. Тайны письма. 0,5 0,5

16 Бенефис знаний 0,5 0,5

Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология) (5ч)

17 На какие группы делится словарный состав русского языка 0,5 0,5

18 В чем особенность употребления слова в художественном тексте. 0,5 0,5

19 А чем рассказывают фразеологизмы. 0,5 0,5

20 Фразеология в художественных произведениях. 0,5 0,5

21 Лабораторная работа. 0,5 0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6ч)

22 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 0,5 0,5

23 В чем секрет глагола и его формы. 0,5 0,5

24 Как отличать грамматические омонимы. 0,5 0,5

25 Какими бывают предложения. 0,5 0,5

26 Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний. 1 1

Речевой этикет (2ч)

27 Правила речевого этикета. 1 1

28 Формулы речевого этикета. 1

Обобщающее занятие. (1ч)

29 Аукцион знаний. 1

Итого 34 часа

5. Календарно-тематическое планирование.

№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности учеников Количество часов Дата

план Дата факт.

1. Организационное занятие. Учащиеся знакомятся с целями и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Дети заполняют анкеты. 1

2-3. Секреты устной речи.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукозапись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь 2

4-5. Для чего используют звуковые повторы в речи. 2

6-7. Какова роль интонации в устной речи. 2

8. Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» 1

9-10. Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология.

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового грамматического и словообразовательного анализа. Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, характеризуют словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют способ образования слов. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получают представление об этимологии, об исторических изменениях в структуре слова. Пользуются этимологическим словарём. 2

11. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 1

12. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. 1

13. Этимология слов. Работа со словарями. 1

14. Сказочные превращения. 1

15. Презентация творческой работы. 1

16. Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.

Зачем нужно знать алфавит. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

1

17. В чём секрет правописания морфем. 1

18. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. 1

19. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 1

20. Бенефис знаний. 1

21. Тайны русского языка. Лексика. Фразеология.

На какие группы делится словарный состав русского языка. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Знать в чём особенность употребления слова в художественном тексте. Осознавать основные понятия фразеологии. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фра-зеологические обороты в речи. 1

22. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 1

23. О чём рассказывают фразеологизмы. 1

24. Фразеология в художественных произведениях. 1

25. Лабораторная работа. 1

26. Секреты морфологии и синтаксиса.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Овладеть основными понятиями морфологии. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: согласовывать части речи. Анализировать и характеризировать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Различать грамматические омонимы. 1

27. В чём секрет глагола и его формы. 1

28. Как отличать грамматические омонимы. 1

29. Какими бывают предложения. Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. 1

30. Грамматике учиться – всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний. 2

31. Речевой этикет.

Правила речевого этикета. Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Познакомиться с правилами речевого этикета и формулами речевого этикета. 1

32. Формулы речевого этикета. 1

33. Обобщающее занятие.

Аукцион знаний. 1

34. Резерв

Список литературы для педагога

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М: Просвещение, 2000.

2. Бурмаков В. М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2011.

3. Волина В. В. Весёлая грамматика. - М: Знание, 2005.

4. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя : 5 класс / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Львова С. И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - М: Мнемозина, 2007.

6. Павлова Т. И., Чигвинцева О. Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С. И. Львовой, В. В. Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.

7. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - М: Дрофа, 2007

8. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. –М. : Дрофа,2010.

Список литературы для учащихся

1. Львова С. И. Русский язык 5-7 классы. - М: Дрофа,2012.

2. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет- М: Дрофа,2007

3. Львова С. И. Рабочие тетради к учебному пособию по русскому языку в 5 классе- М : Мнемозина,2012.

4. Тумина Л. Е. Сочини сказку. - М: Дрофа,2006.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 17:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД