Рабочая программа психолога ДОУ

Елена Барилова
Рабочая программа психолога ДОУ

Обязательное психологическое сопровождение рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольника физических, интеллектуальных и личностных качеств. Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А. Н. Леонтьев определял с точки зрения 2непреходящих приобретений», а именно формирования таких психических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь путь ее дальнейшего развития. А. В. Запорожец выделял ценные человеческие качества, формируемые у дошкольника, которые должны войт в «золотой фонд зрелой человеческой личности»: наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям и т. п. Тот факт, что в качестве планируемых и итоговых результатов освоения про8граммы, согласно ФГТ, выступают интегративные качества, показывает, что в современное дошкольное образование ориентируется на возрастные ценности как обусловленные спецификой возрастного развития личностные проявления ребенка.

Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте. Под качеством понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненно важных задач, адекватных его возрасту. Таким образом с одной стороны, подчеркивается уникальная роль дошкольного детства в общем цикле психического развития, с другой стороны, федеральные государственные требования, создают основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А. В. Запорожец определил в свое время: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Целевым центром дошкольного образования становиться ребенок, а образование рассматривается как развивающая и развивающаяся система. Развитие ребенка рассматривается не как побочный результат работы воспитателя по формированию у воспитанников знаний, умений и навыков, а как точка приложения всех ресурсов дошкольного образования.

Глобальной идеей современных изменений дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствии практически дошкольного образования с теми спецфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В работе Л. А. Венгера психологизация рассматривалась как участие психолога в воспитательном процессе, направленное:

• На психологическое просвещение персонала, передачу знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с ребенком и детей между собой принципах организации детских групп на основе изучения конкретных особенностей детей детского сада;

• Гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение, программы на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;

• Адаптацию ребенка в детском саду;

• Организацию разновозрастного общения;

Т. И. Чиркова рассматривала психологическое обеспечение процесса обучения дошкольников как центральное направление деятельности психологической службы в ДОУ. По мнению Г. А. Широковой, практический психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основываясь на специфических особенностях учреждения, в котором работает: особяностям программы, контингента и родителей, профессиональных и личностных особенностях членов педагогического коллектива. Приоритетными направлениями работами для всех психологов образования являются участие в создании эмоционального комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей. И. А. Бурлакова и Е. К. Ягловская высказывают мысль, о том, что психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого- педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также создание условий для психического развития и становления личности каждого ребенка. Необходимой и важной составляющей психологизации образовательного процесса признается повышения психологической культуры воспитателя. Следует признать, что на сегодняшний день идея психологизации не нашла в практике деятельности ДОУ своего повсеместного и действенного воплощения. В данной рабочей программе педагога – психолога представлена технологизация психологизации образовательного процесса в ДОУ разработанная в соответствии с ФГТ. Психологизация это процесс интеграции психологических знаний в образовании на всех его уровнях:

• На уровне сознания субъектов образования;

• На уровне проектирования, создания и использования образовательной среды;

• На уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.

Психологизация предполагает, что психологические знания выступают средством решения широкого круга обучающихся, воспитательных, развивающихся и коррекционных задач. Направления психологизации определяется на базовые составляющие образовательного процесса, предполагая ответы на следующие вопросы:

• кто является субъектами образовательного процесса: ребенок, имеющий образовательные потребности, воспитатель, действующий под влиянием профессиональных установок; родитель, формирующий запрос на образовательные услуги с ориентацией на свои образовательные ожидания;

• что развивается у субъектов образовательного процесса: ценностная, когнитивная, практико – деятельностная сфера;

• зачем ребенок осваивает образовательные области, то есть каков их образовательныйресурс в отношении формирования интегративных качеств;

• как строися образовательный процесс, обеспечивается отбор форм и методов конструирования реализации индивидуализированных образовательных траекторий.

Выделяют несколько основных принципов психологизации дошкольного образования.

1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знании, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов. Развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка – дошкольника (А. А. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Подьяков, Д. Б Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия понимания, воспроизведения действительности, свойственному дошкольникам.

2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого – педагогические основания для личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.

3. Открытость системы дошкольного образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящий по мнению Н. А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы, а именно: игра и родственные ей виды деятельности продуктивная, познавательно – исследовательская деятельность и коммуникативная практика, что противостоит традиционному разделению «игра учебные занятия». Освоения детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта творческого субъекта исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразования дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным является сохранение субкультуры детства.

Центральной идеей при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А. В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В. Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов, «и в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта – ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка – дошкольника.

После реализации принципов психологизации выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Предметно-развивающая среда старшей группы. Детский сад № 4 “Экият” г. Мамадыш РТ. Воспитатель старшей группы Сафина Юлдуз Фаритовна. Предметно-развивающая среда старшей группы. Группа.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Еда, продукты питания
  • Этикет
Автор публикации:
Рабочая программа психолога ДОУ
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 11:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением,...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области "...
МAAM в нашей жизни
Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Аристотель МААМ…...
Весеннее настроение. Украшение раздевалки в детском саду
Наступила долгожданная весна. Преображается вся природа — наступает время красок и цветения, первые капели и цветущие сады, радостное щебетание птиц,...
Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет)
Одна из задач, которая стоит перед коллективом нашего ДОУ, сделать так, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был познавательно-насыщенным,...
Рисуем ластиком. Нетрадиционные техники рисования
Мастер-класс. Запевалова Ирина Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ластиком по графиту. Совершенствовать...