МААМ-картинки

Рабочая программа развивающего кружка «Занимательная математика»

Елена Повтарь
Рабочая программа развивающего кружка «Занимательная математика»

По развитию логического мышления

И математических способностей

«Занимательная математика»

Составитель:

Повтарь Елена Сергеевна

2014-2015 год

Пояснительная записка

1.1. Введение

Публикация «Рабочая программа развивающего кружка „Занимательная математика“» размещена в разделах

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

. интеллектуальное развитие

. создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течении периода (октябрь-май) в работе с детьми будут использоваться развивающие игры (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели и др., занимательные задачи и вопросы, игры на смекалку, игры-головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Среди множества существующих игр-головоломок на создание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений с детьми будут использоваться такие игры, как: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Счетные палочки».

1.2. Цель работы по данной программе - развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются :

. Обучение пониманию и решению логических задач.

. Развитие познавательных процессов, внимания, памяти, воображения, мышления, фантазии, способностей к моделированию и конструированию.

. Формирование умений: абстрагирование, разбиение, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

. Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, пространственной ориентировке.

. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координация действий «глаз-рука».

. Формировать умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

. Развития у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

. Формирование элементов коммуникативной культуры: умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в коллективе.

. Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

1.4. Возраст детей 5-6 лет

1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течении (октябрь-май) 2014-2014 учебного года.

К концу года дети научатся:

. различать и называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и замыслу;

. использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать закономерность;

. ориентироваться в пространстве и на плоскости;

. активности в самостоятельной деятельности;

. высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

. повышение педагогической культуры родителей;

.формирование интереса к развивающим играм.

1.6. Учебно-тематический план

Работа кружка «Занимательная математика» осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю, в пятницу, в форме игрового тренинга, длительностью 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

В течении периода (октябрь-май) будет запланировано 30 занятий.

Дата проведения Используемые игры Задачи

07.10.14 1. «Отгадай последнее слово»

2. «Найди недостающую фигуру».

3. «Составь»

(силуэт морских рыб) Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать внимание, сообразительность, смекалку.

Развивать логическое мышление.

Развивать творческое воображение, комбинаторские способности.

10.10.14 1. «Найди такую же»

2. «Вьетнамская игра»

3. Помоги капитану Немо» Формировать умение находить признаки сходства и различия.

Развивать творческое воображение, комбинаторские способности.

17.101.14 1. «Восстанови рисунок»

2. «Вьетнамская игра»

3. Задачи на смекалку» Развивать умение воссоздавать силуэты предметов.

Развивать творческое воображение, логическое мышление, комбинаторские способности.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать внимание, сообразительность, смекалку.

24.10.14 1. «Какой звезды не хватает»

2. «Полминутки для шутки»

3. «Цветные обручи» Развивать умение решать логические задачи, направленные на поиск недостающих в ряду фигур.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать внимание, сообразительность, смекалку.

Упражнять в умении классифицировать. Находить область пересечения областей. Развивать пространственное представление, логическое и образное и образное мышление.

31.10.14. 1. «Символы»

3. «Ребус»

3. «Игра с тремя обручами» Формировать представление о свойствах предметов путем введение символического обозначения свойств.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

Формировать операции классифицирования блоков по трем признакам. Определение областей пересечения в игре с обручами. Развивать логическое мышление. Внимание.

14.11.14 1. «Лабиринт»

2.«Задачи на смекалку»

3.«Игра с двумя обручами» Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма); выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

Формировать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «не».

21.11.14 1. «Разложи пропущенные фигуры»

2. «Вырастим цветы»

3. «Орнамент» Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закреплять знания о свойствах геометрических фигур.

Развивать творческое и пространственное воображение. Логику мышления и действий, конструктивные способности. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Формировать понятие ритма, умение находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов.

28.11.14 1. «Лего»

2. «Набери код»

3. «Волшебное дерево» Учить делению совокупности на 2 равные части. Развивать мышление, внимание.

Развивать арифметические навыки.

Развивать представление детей о символическом изображении предметов: умение классифицировать блоки по 3 признакам и умение выделять основные признаки.

05.12.14 1.«Домики»

2. «Олимпийские кольца»

3. «Волшебное дерево» Формировать понятие углы (прямой, тупой, острый). Развивать умение ориентироваться на плоскости.

Упражнять в умении классифицировать блоки по2 признакам. Находить область пересечения 2 плоскостей.

Формировать умение решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

12.12.14 1.«Найди такую же»

2. «Дом, который построю я»

3. «Волшебные фигуры» Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицирую по форме и цвету.

Развивать пространственное представление, логическое и образное и образное мышление.

Формировать умение осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счет обдумывания хода поисков, догадки.

19.12.14 1.«Улитка»

2. «Украшаем елочку»

3. «Волшебные фигуры» Упражнять в умении классифицировать блоки по2 признакам.

Развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию.

Учить высказывать предположительный ход поиска решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

26.12.14 1.«Найди недостающую фигуру»

2. «Бусы»

3. «Небылицы» Развивать умение решать логические задачи, направленные на поиск недостающих в ряду фигур.

Развивать мыслительные операции, память, навык самоконтроля. Воспитывать навык сотрудничества.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

16.01.15 1.«Цветок»

2. «Найди отличия»

3. «Кого не хватает» Формировать операции классифицирования блоков по 4 признакам. Определение областей пересечения в игре с обручами. Развивать логическое мышление. Внимание.

Учить в последовательном анализе каждой группы фигур, выделять и обобщать признаки, свойственные фигурам каждой из групп, сопоставлять их, обосновывать найденное решение.

Развивать умение решать логические задачи, направленные на поиск недостающих в ряду фигур.

23.01.15 1.«Ромашка»

2. «Найди отличия»

3. «Поиск девятого» Формировать операции классифицирования блоков по 4 признакам. Определение областей пересечения в игре с обручами. Развивать логическое мышление. Внимание.

Учить в последовательном анализе каждой группы фигур, выделять и обобщать признаки, свойственные фигурам каждой из групп, сопоставлять их, обосновывать найденное решение.

Развивать умение решать логические задачи, направленные на поиск недостающих в ряду фигур.

Развивать умение решать логические задачи, направленные на поиск недостающих в ряду фигур.

30.01.15 1.«Собери бусы»

2. «Найди отличия»

3.«Геометрическое лото» Развивать мыслительные операции, память, навык самоконтроля.

Учить в последовательном анализе каждой группы фигур, выделять и обобщать признаки, свойственные фигурам каждой из групп, сопоставлять их, обосновывать найденное решение.

Развивать мыслительные операции, память, навык самоконтроля.

06.02.15 1.«Задачи-шутки»

2. «Что изменилось»

3.

«Головоломка» Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

Развивать внимание, сообразительность, умение рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы.

Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом построения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

13.02.15 1.«Вопрос-ответ»

2. «Найди фигуру»

3.

«Головоломка» Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

Развивать внимание, речь, умение рассуждать, мыслить, закреплять счетные умения.

Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом построения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

20.02.15 1.«Помоги Петрушке»

2. «Цветные круги»

3.«Составь фигуру» Развивать внимание, память, речь. Закреплять знание геометрических фигур, пространственных отношений.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, мыслительные операции.

Учить составлять геометрические фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуры; пользоваться выражением: пристроил к одной фигуре другую; обдумывать практические действия.

27.02.15 1.«Волшебные точки»

2. «Найди отличия»

3.«Составь фигуру» Развивать память, внимание, умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

Развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления («на». «над», «высокий -низкий», «широкий -узкий», «худой -толстый»)

Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом построения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

06.03.15 1.«Геометрическое лото»

2. «По три в трех»

3.«Дорисуй и назови предмет» Закреплять знания геометрических фигур, память, внимание, пространственные представления.

Развивать внимание, умение делать логические выводы.

Развивать творческое воображение. Воспитывать волевые качества.

13.03.15 1.«Вопрос-ответ»

2. «Найди лишнюю фигуру»

3.«Ремонт» Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать сообразительность, смекалку.

Развивать умение обобщать и сравнивать. Формировать умение слушать и слышать задание педагога, контролировать свое поведение.

Формировать умение видеть закономерность и продолжать ее.

20.03.15 1.«Угадай»

2. «Город веселых Мастеров»

3.«Ремонт» Развивать творческие способности, умение обобщать, сравнивать. Воспитывать умение выслушивать внимательно ответы детей., помогать при затруднениях сверстникам.

Учить решать задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразование данной фигуры.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку.

27.03.15 1.

«Головоломка»

2. «Продолжи ряд»

3.«Сложи фигуру» Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и частей. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Формировать умение на основе сравнения выявлять закономерность в расположении фигур.

Развивать творческое воображение, сообразительность, внимание, точность и координацию движений.

03.04.15 1.«Ракета»

2. «Головоломка»

3.«Выложи силуэт животного» Учить решать задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразование данной фигуры.

Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и частей. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Развивать творческое воображение, умение воссоздавать модель по образцу. Воспитывать умение доводить работу до конца, добиваться желаемого результата, оценивать его.

1.«заселили дом»

2. «сложи фигуру по памяти»

3.«золотая рыбка» Познакомить с понятием таблица (строка, столбец.) Развивать мыслительные операции, пространственное и логическое мышление.

Развивать творческое воображение,сообразительность, комбинаторские способности, зрительную память.

Развивать логическое мышление, творческое воображение, комбинаторские способности. воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничество со сверстниками.

17.04.15. 1 «Бабочка»-1

2»краб»

3 «Танграм»

Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук,внимание, логическое мышление.

Развивать логическое мышление,творческое воображение,комбинаторские способности.

Упражнять детей в сравнение треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур :квадратов, четырехугольников, треугольников.

24.04.15. 1 «Продолжи»

2 «Помоги незнайке»

3 «Танграм. Заяц» Развивать умение сравнивать, выявлять закономерности.

Развивать умение преобразовывать одну фигуру из другой.

Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

15.05.15. 1 «Квадраты перепутались»

2 «Продолжи ряд»

3 «Назовите больше»

Развивать умение конструировать контуры геометрических фигур из частей разного размера.

Формировать умение на основе сравнения выявлять закономерность в расположении фигур.

Развивать воображение, сообразительность, внимание. воспитывать умение выслушивать внимательно ответы сверстников.

22.05.15. 1 «Собери чемодан»

2 «Больше- меньше»

3 «Муха»

Развивать вариативность, мышление, внимание, память речь.

Развивать наблюдательность, логическое мышление.

Развивать пространственные представления, внимание, память, формировать навык самоконтроля.

29.05.15. 1 «Венок»

2 «Помоги Ивану Царевичу»

Развиватьб умение решать логические задачи, рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы.

Развивать мыслительные операции, внимание, память. Предоставить детям возможность быть активным помощниками героям сказок.

Литература:

3. А. Михайловна «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва «Просвещение» 1990.

З. А. Михайловна «Математика от трех до семи» Санкт- Петербург «Акцидент» 1997.

Л. Г. Петерсон «Игралочка» Москва 2000.

Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в доу. Воронеж 2007.

Публикации по теме:

Программа кружка «Занимательная математика для малышей» для детей от 3 до 4 лет 1 часть II часть - Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа кружка «Занимательная математика для малышей» для детей от 3 до 4 лет 2 часть I часть - Теоретическая. Автор: Погодина Н. В. Пояснительная записка. Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Введение Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Пояснительная записка Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Сенсорика» 2015 г. «…Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев» В. А. Сухомлинский Содержание • Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Спортивные игры»Рабочая программа кружка «Спортивные игры» .

Рабочая программа кружка «Своими руками» Пояснительная записка Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих.

Рабочая программа кружка «В гостях у бабушки Васены» Пояснительная записка. «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен». Н. М. Карамзин. Начав изучать историю.

Рабочая программа кружка «Веселые пальчики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселые пальчики» на летний оздоровительный период Возрастная группа младшая 2015г. 1. Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа развивающего кружка «Занимательная математика»
Опубликовано: 15 марта 2016 в 19:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД