«Родом из Донского края». Рабочая программа по приобщению дошкольников к культуре родного края

Елена Нестеренко
«Родом из Донского края». Рабочая программа по приобщению дошкольников к культуре родного края

Введение

Станица Кутейниковская - казачья станица на территории которой работает муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Малыш», в котором создаются равные условия для полноценного целостного развития ребенка: обеспечивается физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества, делая приоритетным в развитии ребенка игру.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Поэтому и выбор проблемы не составил большого труда. Где как не в селе зарождались истоки народного творчества, что как не село сохранило это наследие нашего народа, нашего края. Именно с села начинается возрождение русской народной культуры.

С возрождением казачества в станице стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.

Ведущая цель работы - Формировать личность выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.

Задача эта - на года, поэтому в основе системы воспитания лежит знакомство с русским фольклором, народным творчеством Донского края.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Для того чтобы начать работу в МДОУ необходимо было определить направления деятельности:

- создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;

-изучение литературы по введению регионального компонента;

-выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая модель представляет собой тематические блоки, где на каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

«Родом из Донского края». Рабочая программа по приобщению дошкольников к культуре родного края

Данная программа реализуется в образовательной области "Познание" в блоке «Краеведение» и в совместной деятельности.

Непосредственно образовательную деятельность по краеведению рекомендуется проводить для младшей и средней групп один раз в месяц, для старшей и подготовительной группы два раза в месяц. Длительность занятий:

• Младшая группа-15 минут;

• Средняя группа-20 минут;

• Старше- подготовительная- 25-30 минут.

Совместная деятельность предусматривает различные формы работы:

• Речевое общение

• Игры, театрализация

• Наблюдения, экскурсии

• Встречи с интересными людьми

• Совместные праздники с родителями

• Практическая, продуктивная деятельность

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)

Содержание программы:

1. Младшие группы: «Фольклорное наследие»

2. Средняя группа: «Моя семья и Я»

3. Старшая и подготовительная группы: «Родом из Донского края»

Примерное содержание курса

3-4 года: «Фольклорное наследие»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи:

• Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.

• Знакомство с малыми фольклорными формами расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

• Речевое общение

• Игры

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

4-5 лет: «Моя семья и Я»

Цель: изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

Задачи:

• повышение педагогической культуры родителей;

приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

• индивидуальная работа с семьей,

• дифференцированный подход к семьям разного типа

Методы и приемы:

• Рассказы взрослых

• Игры сюжетно-ролевые.

• Встречи в семье (ходим в гости)

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций, фото.

• Практическая деятельность

Формы работы:

• Посещение семьи ребенка

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Опыт семейного воспитания представляется в виде:

• Создание фотоальбома «Моя семья»

• Создание альбомов «Наши папы», «Мамочка моя», «Наши детки» (рисунки, рассказы)

• Газеты, буклеты для родителей

5-7 лет: «Родом из Донского края»

Цель: развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:

• Пробудить интерес к истории и культуре родного села, района, края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.

• Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины, гордости за свой край.

Методы и приемы:

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые.

• Встречи в семье (ходим в гости)

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото.

• Практическая деятельность

Формы работы:

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Развивающая среда группы

4. Младшие группы: «Фольклорное наследие»:

Народные куклы и игрушки (матрешки, пеленашки, свистульки, ложки и т. д.)

• Иллюстрации потешек, песенок, прибауток

• Русские народные костюмы или элементы костюмов

• Картотека малых фольклорных форм

5. Средняя группа: «Моя семья и Я»:

• Тематические альбомы (или выставки): «Моя семья», «Наши папы», «Мамочка моя», «Наши детки», «Наша группа», «Мой детский сад» и т. д.

• Подбор литературных и музыкальных произведений о семье, детях

6. Старшая и подготовительная группы: «Родом из Донского края»:

• Символика области, района

• Фотоальбомы о станице

• Тематические альбомы о родном крае

Народные куклы (казак и казачка)

• Казачьи костюмы или элементы костюмов

• Подбор литературных и музыкальных произведений о Донском крае, казаках

• Информация об истории и обычаях края

Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате изучения блока «Фольклорное наследие» дошкольник может:

• Знать несколько потешек

• Узнавать знакомые народные песенки, подпевать их

• Различать народные игрушки (матрешки, ложки, куклы)

• Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра

• Проявлять эмоциональную отзывчивость

• Играть в народные игры

В результате изучения блока «Моя семья и Я» дошкольник может:

• Рассказать о себе, своей семье, семейных традициях

• Рассказать о своей малой родине (станица, хутор)

• Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье

В результате изучения блока «Родом из Донского края» дошкольник может:

• Знать названия своего края, района, своей малой родины

• Знать адрес проживания

• Иметь представление об истории области, района, станицы

• Иметь представление об истории и обычаях донского казачества

• Рассказать о своей малой родине

• Знать несколько фольклорных произведений, драматизировать их

• Реализовывать полученные знания через продуктивную деятельность

• Знать представителей растительного и животного мира нашего края

• Проявлять самостоятельную творческую деятельность

В результате изучения курса дошкольник:

• Узнает историю своего края, своей малой родины

• Формируется чувство любви к своему народу, своей малой родине

• Знакомится с казачьим фольклором, с обычаями и традициями Донского края

• Формируется чувство патриотизма

• Воспринимает себя как часть общества

• Развивается интерес к познанию своего края, своей истории

Используемая литература:

1. С. А. Вострякова «Развитие сельского детского сада», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

2. Л. Земскова- Названова «Люби и знай свой край», М, Чистые пруды, 2006г.

3. «Модернизация дошкольного образования на селе», М, Владос, 2004г.

4. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

5. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

6. «Фольклор- музыка-театр»,М, Владос, 1999г.

7. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Владимир,1995г.

8. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.

9. Сажина С. Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»: М, ТЦ «Сфера», 2007.

10. «Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы»: Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.

11. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края»:

12. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: М, УЦ «Перспектива», 2008г

13. Журнал «Дошкольное воспитание»:

Публикации по теме:

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Родом из Донского края». Рабочая программа по приобщению дошкольников к культуре родного края
Опубликовано: 11 марта 2013 в 00:27
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...