Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)

галина бычкова
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)

Рабочая программа «Солнышко» по приоритетному направлению ДОУ гражданско – патриотическое воспитания 1 младшая группа

Составитель

Воспитатель МБДОУ

комбинированного вида

«Детский сад №19 «Рябинка»

Бычкова Галина Петровна

Рубцовск

2013г

Пояснительная записка

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить о таких глобальных вопросах воспитания. Завершение раннего детства и вступление в младший дошкольный возраст связано с изменениями в его социальном развитии. Ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим людям и разнообразной деятельности с предметами, игрушками, природными объектами. И главной задачей педагога в этом возрасте помочь малышам войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, побуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников (радости, любви, сочувствия, огорчения,помогать в освоении представлений, что такое хорошо и что плохо в отношении к окружающему миру. Что является, по сути, подготовительным этапом, началом начал в гражданско – патриотическом воспитании.

Рабочая программа «Солнышко» определяет содержание и организацию первых шагов детей 2 -3 лет в гражданско- патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и условиям ее реализации и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.

Отличительной особенностью программы «Солнышко» является, то, что она исключительно направлена на детей 2- 3 лет и данная проблема мало освещена у разных авторов.

Правовая основа рабочей программы

-Конституция Российской Федерации

-Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

– «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказомМинобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

Содержание программы

Цель

Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.

Задачи:

-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.

-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.

-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.

-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки.

Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.

Особенности организации образовательного процесса

Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».

Система и последовательность работы представлена в следующих темах:

«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,

«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».

Вся жизнедеятельность ребенка организуется и проходит, через: элементарное исследование предметов и экспериментирование с ними; любование и рассматривание; прослушивание и проговаривание (пропевание).

Планирование образовательных ситуаций (проблемных, игровых, практических) соответствует теме месяца, повторяется в разных формах и видах деятельности в течение месяца. В конце каждого месяца детей ожидает сюрприз (вручение подарков, совместный праздник с родителями, совместная продуктивная деятельность, минутки радости).

Непосредственно - образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:

-добровольное включение детей в деятельность;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец организованной деятельности.

В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.

Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:

- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;

-живой и постоянный пример воспитателя;

-искреннее участие в детских делах и проблемах;

-быть веселой и улыбчивой;

-активное использование естественных жизненных обстоятельств.

Предметно - развивающая среда

-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;

-предметные картинки;

- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;

-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;

-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.

Перспективно-тематическое планирование

Перспективно-тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента.

Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность детей.

СЕНТЯБРЬ

Тема «Моя семья».

Цель: Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру.

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».

Пальчиковая игра «Семья».

Игра-драматизация «Петушок и его семья».Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.

«Рассматривание фотографий «Моя семья»

Игровая ситуация «Поможем маме».

ОКТЯБРЬ

Тема: «Осень, осень в гости просим».

Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.

Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.

Игровое упражнение «Осенние листочки».

Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.

Предложить нарисовать «Осень»

Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»

НОЯБРЬ

Тема «Мой любимый детский сад»

Цель:

поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе. Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Образная игра – имитация «Веселые зайчата»

Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»

Наблюдение за работой няни.

Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Новогодние чудеса»

Цель: Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.

Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.

Практическая ситуация: «Какой я». Рассматривание иллюстраций о новом годе.

Рисование «Украсим елочку для зайчика».

Предложить для игры снежинки.

ЯНВАРЬ

Тема «Любимые игрушки

Цель: побудить желание и интерес детей к русской матрешки, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.

Песня – танец «мы веселые матрешки»

Рассказать о святках, игра «Маша, ты где?»

Д\игра «Разложите в ряд» Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

Предложить украсить матрешку.

Предложить построит стол и стул для матрешки.

Самостоятельные игры с матрешкой.

ФЕВРАЛЬ

Тема «мой папа». Цель: способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа Изготовление открыток для пап.

Совместный праздник «Вместе с папой».

Выполнить аппликацию для папы «Самолет». Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».

Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».

Март

Тема: «Мамочка любимая моя».

Цель: Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме. Изготовление открытки для мамы.

Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Разучивание закличек, потешек.

Принятие участие в празднике «Веселая масленица». Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».

С\ ролевые игры «Дом»,

«Привезем маме продукты»

Предложить нарисовать солнышко.

Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.

АПЕРЕЛЬ

Тема: «Мои друзья»

Цель: Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».

Игровая ситуация «Встречаем гостей».

Совместный праздник с родителями «День рождение».

Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».

Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.

Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.

МАЙ

Тема «Мой участок»

Цель: способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры). Беседа «Где мы живем».

Экскурсия к березки, любование ее красотой.

Трудовой десант «Нам трудиться не лень. Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой».

Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.

Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;

-индивидуальные беседы о достижениях детей;

-совместные праздники, родительские собрания;

-дни открытых дверей;

Мониторинг результативности реализации программы

Основной метод мониторинга запланированной деятельности является наблюдения, а так же ведения дневника, где отражены успехи и неудачи детей, что поможет скорректировать индивидуальную работу с ребенком и работу в целом по данной программе.

Уровень освоения программы:

-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;

-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;

-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;

-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.

-использует в своей речи песенки, потешки;

- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.

Методическое обеспечение

-Т. И. Бабаева, М. И. Крулехт, З. А. Михайлова. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе детство.

-Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Н. А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей в первой младшей группе детского сада.

Н. В. Нищева. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

Публикации по теме:

Проект Русские богатыри 2 Проект разработан совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Проект является одной из форм системы гражданско.

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)
Опубликовано: 30 июля 2013 в 10:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «В гости к весне!» Раевская Марина
"В гости к весне" Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы Составила Раевская Марина Львовна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №5" г....
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...