Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)

галина бычкова
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)

Рабочая программа «Солнышко» по приоритетному направлению ДОУ гражданско – патриотическое воспитания 1 младшая группа

Составитель

Воспитатель МБДОУ

комбинированного вида

«Детский сад №19 «Рябинка»

Бычкова Галина Петровна

Рубцовск

2013г

Пояснительная записка

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить о таких глобальных вопросах воспитания. Завершение раннего детства и вступление в младший дошкольный возраст связано с изменениями в его социальном развитии. Ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим людям и разнообразной деятельности с предметами, игрушками, природными объектами. И главной задачей педагога в этом возрасте помочь малышам войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, побуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников (радости, любви, сочувствия, огорчения,помогать в освоении представлений, что такое хорошо и что плохо в отношении к окружающему миру. Что является, по сути, подготовительным этапом, началом начал в гражданско – патриотическом воспитании.

Рабочая программа «Солнышко» определяет содержание и организацию первых шагов детей 2 -3 лет в гражданско- патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и условиям ее реализации и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.

Отличительной особенностью программы «Солнышко» является, то, что она исключительно направлена на детей 2- 3 лет и данная проблема мало освещена у разных авторов.

Правовая основа рабочей программы

-Конституция Российской Федерации

-Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

– «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказомМинобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

Содержание программы

Цель

Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.

Задачи:

-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.

-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.

-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.

-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки.

Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.

Особенности организации образовательного процесса

Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».

Система и последовательность работы представлена в следующих темах:

«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,

«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».

Вся жизнедеятельность ребенка организуется и проходит, через: элементарное исследование предметов и экспериментирование с ними; любование и рассматривание; прослушивание и проговаривание (пропевание).

Планирование образовательных ситуаций (проблемных, игровых, практических) соответствует теме месяца, повторяется в разных формах и видах деятельности в течение месяца. В конце каждого месяца детей ожидает сюрприз (вручение подарков, совместный праздник с родителями, совместная продуктивная деятельность, минутки радости).

Непосредственно - образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:

-добровольное включение детей в деятельность;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец организованной деятельности.

В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.

Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:

- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;

-живой и постоянный пример воспитателя;

-искреннее участие в детских делах и проблемах;

-быть веселой и улыбчивой;

-активное использование естественных жизненных обстоятельств.

Предметно - развивающая среда

-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;

-предметные картинки;

- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;

-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;

-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.

Перспективно-тематическое планирование

Перспективно-тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента.

Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность детей.

СЕНТЯБРЬ

Тема «Моя семья».

Цель: Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру.

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».

Пальчиковая игра «Семья».

Игра-драматизация «Петушок и его семья».Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.

«Рассматривание фотографий «Моя семья»

Игровая ситуация «Поможем маме».

ОКТЯБРЬ

Тема: «Осень, осень в гости просим».

Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.

Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.

Игровое упражнение «Осенние листочки».

Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.

Предложить нарисовать «Осень»

Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»

НОЯБРЬ

Тема «Мой любимый детский сад»

Цель:

поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе. Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Образная игра – имитация «Веселые зайчата»

Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»

Наблюдение за работой няни.

Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Новогодние чудеса»

Цель: Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.

Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.

Практическая ситуация: «Какой я». Рассматривание иллюстраций о новом годе.

Рисование «Украсим елочку для зайчика».

Предложить для игры снежинки.

ЯНВАРЬ

Тема «Любимые игрушки

Цель: побудить желание и интерес детей к русской матрешки, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.

Песня – танец «мы веселые матрешки»

Рассказать о святках, игра «Маша, ты где?»

Д\игра «Разложите в ряд» Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

Предложить украсить матрешку.

Предложить построит стол и стул для матрешки.

Самостоятельные игры с матрешкой.

ФЕВРАЛЬ

Тема «мой папа». Цель: способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа Изготовление открыток для пап.

Совместный праздник «Вместе с папой».

Выполнить аппликацию для папы «Самолет». Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».

Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».

Март

Тема: «Мамочка любимая моя».

Цель: Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме. Изготовление открытки для мамы.

Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Разучивание закличек, потешек.

Принятие участие в празднике «Веселая масленица». Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».

С\ ролевые игры «Дом»,

«Привезем маме продукты»

Предложить нарисовать солнышко.

Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.

АПЕРЕЛЬ

Тема: «Мои друзья»

Цель: Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».

Игровая ситуация «Встречаем гостей».

Совместный праздник с родителями «День рождение».

Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».

Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.

Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.

МАЙ

Тема «Мой участок»

Цель: способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры). Беседа «Где мы живем».

Экскурсия к березки, любование ее красотой.

Трудовой десант «Нам трудиться не лень. Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой».

Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.

Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;

-индивидуальные беседы о достижениях детей;

-совместные праздники, родительские собрания;

-дни открытых дверей;

Мониторинг результативности реализации программы

Основной метод мониторинга запланированной деятельности является наблюдения, а так же ведения дневника, где отражены успехи и неудачи детей, что поможет скорректировать индивидуальную работу с ребенком и работу в целом по данной программе.

Уровень освоения программы:

-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;

-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;

-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;

-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.

-использует в своей речи песенки, потешки;

- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.

Методическое обеспечение

-Т. И. Бабаева, М. И. Крулехт, З. А. Михайлова. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе детство.

-Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Н. А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей в первой младшей группе детского сада.

Н. В. Нищева. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

Публикации по теме:

Проект Русские богатыри 2 Проект разработан совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Проект является одной из форм системы гражданско.

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Одежда, обувь
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)
Опубликовано: 30 июля 2013 в 10:30
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...