МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда. Часть 1. Содержание программы. Пояснительная записка

Талия Аникеева
Рабочая программа учителя-логопеда. Часть 1. Содержание программы. Пояснительная записка

Организация режима пребывания детей

Часть 2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5–6 лет с ОНР по освоению образовательных областей

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда, Часть 1, Содержание программы, Пояснительная записка» размещена в разделах

Взаимодействие со специалистами. Мониторинг динамики речевого развития детей. Заключение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида»

городского округа ЗАТО Шиханы Саратовской области

«Согласовано»

заместитель заведующей по ВМР МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида»

ЗАТО Шиханы

___С. В. Федотова

«__»___2013г.

Принята на педагогическом совете

№__от ___20__г.

«___»___2013 г.

Утверждено:

Заведующая МДОУ

«Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа

ЗАТО Шиханы

Приказ №___от

«___»___2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №1 комбинированного вида»

городского округа ЗАТО Шиханы

Аникеевой Натальи Александровны

(без категории)

по коррекционной работе с детьми

логопедической старшей группы №23

Шиханы

2013-2014 учебный год

Содержание программы

I. Обязательная часть Программы

Пояснительная записка….с. 3

1. Организация режима пребывания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы ….….… с. 7

2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5-6 лет с ОНР по освоению образовательных областей….… с. 8

2.1. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;… с. 10

2.2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;… с. 12

2.3. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества….с. 14

3. Планируемые результаты освоения детьми …с. 18

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий …с. 19

Заключение…. …. с. 19

Литература …. …с. 20

Приложение

Часть 2

Пояснительная записка

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования;

* СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г.

*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06

от 18 апреля 2008 г.)

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

(от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в группе компенсирующей направленности МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы, а именно – логопедической подготовительной к школе группы №6, для детей с общим недоразвитием речи.

Число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в данной группе составляет 12 человек. Из них, 11 детей имеют логопедическое заключение – ОНР III, 1 ребенок имеет логопедическое заключение ОНР II. Группа однородна по возрастному составу.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик»-снеговик, антиципации («астобус»-автобус, добавление лишних звуков («мендведь», усечение слогов («мисанел»- милиционер, перестановка слогов («восолики»-волосики, добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования и программу коррекционной направленности с приоритетным осуществлением деятельности - обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи;

Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования сформирована для контингента детей с общим недоразвитием речи, посещающих МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа ЗАТО Шиханы.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5-6 лет (ОНР III ур.) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач. Для успешной деятельности по реализации Программы коррекционной работы для детей с ОНР необходимо:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, детей – инвалидов.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно–речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

В МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы нет особенностей осуществления образовательного процесса (национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей). Основной контингент воспитанников МДОУ «Детский сад №1комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы – россияне, родной язык которых – русский.

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы :

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей

(законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности.

Программа разработана в соответствии Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой ДОУ и направлена на ее реализацию.

Публикации по теме:

Презентации для работы с детьмиПрезентации для работы с детьми Каждый день на нашем сайте регистрируется все больше и больше народу. С каждым днем информации выкладывается все больше и больше. Мы не.

Мои статьи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда. Часть 1. Содержание программы. Пояснительная записка
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 15:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД