Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей

Юлия Калениченко
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей

Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели программы: 5

Задачи программы: 5

Принципы реализации программы 6

Способ организации 6

Методы проведения обучения 6

Условия реализации программы: 7

Ожидаемые результаты: 7

Диагностика. 7

Вторая младшая группа. 8

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 8

Средняя группа. Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 11

Старшая группа. 14

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 14

Методическое обеспечение: 18

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.

О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты кружка двери «Умка».

Ключевой формой работы с детьми в детском саду комбинированного вида №11 «Росинка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику.

Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.

Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.

Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.

Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель программы:

1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

1. Развитие начал логического мышления.

2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1. Совершенствование навыков общения.

2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Принципы реализации программы

- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;

- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;

- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:

Младший возраст – 15-20 мин

Средний возраст – 20-25 мин

Старший возраст – 25 – 30 мин

С учётом предусмотренного учебного плана.

Способ организации

Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.

Методы проведения обучения

- игровой

- самостоятельной экспериментальной деятельности

- совместной деятельности педагога с детьми

Условия реализации программы:

Дидактические игры, логические блоки «Дьенеша», счётный материал, наглядный материал, индивидуальные тетради.

Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.

2. Умение анализировать.

3. Формирование абстрактного мышления.

4. Подготовка руки к письму.

5. Успешное обучение в школе.

Диагностика.

Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .

Старшая группа.

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов

сентябрь 1. Адаптационный период.

2. Диагностика.

3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).

4. Игра: «Художники». (Блоки Дьенеша). Цель: продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук.

октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)

6. Занятие 3. Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать их в пространстве в соответствии с расположением заместителей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь).

7. Занятие-игра: «Заполни квадрат». Цель: учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Продолжать учить находить закономерность и выбирать недостающий рисунок. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь № 4).

8. Занятие-упражнение: «Что пропало?» (с использованием блоков Дьенеша) Цель: развивать внимание, долговременную и кратковременную память.

ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)

9. Занятие-игра: «Логическая цепочка. Веселый поезд». Цель: учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (См. конспект)

10. Занятие №7. Цель: учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 14

11. Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие геометрического мышления. Цель: учить «геометрически мыслить», представлять объемные конфигурации; Учить выявлять закономерности. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №8, стр. 16

декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).

6. Занятие-игра: «Логические цепочки. Орнаменты». Цель: продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (см. конспект)

7. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение: «Зеркало». Цель: развивать концентрацию внимания.

8. Занятие №9. Цель: развивать конструктивные навыки, память; учить сравнению. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 18

Январь 1. Занятие-игра: «Лабиринты». Цель: развивать зрительную память; развивать мышление и речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №10, стр. 20.

2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)

3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.

февраль 5. Занятие № 11. Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами; учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 22

6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.

7. Упражнения: «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке); «Следопыт» (учить расставлять на карте геометрические тела, учитывая их основания, цвет и объяснять, почему выбор пал на эти формы).

8. Блоки Дьенеша. Игра: «Художники» (продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук).

март 5. Занятие 13. Цель: закреплять умение ориентировать на плоскости; продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развивать пространственное воображение (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 26

6. Занятие-упражнение на развитие геометрического мышления. Цель продолжать учить находить закономерности; учить «геометрически» мыслить. (см. конспект) Найди все блоки, как эта». (по цвету, форме, размеру или по цвету и размеру, по цвету и форме, по цвету, форме и размеру).

7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)

8. Игра: «Логические цепочки». (учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь).

апрель 1. Занятие № 13. Цель: продолжать учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 28

2. Занятие №15. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 30.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра «Запоминай-ка». Цель продолжать развивать память и внимание детей.

4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)

май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.

2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

4. Диагностика.

Методическое обеспечение:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике».

3. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».

5. «Игры и упражнения с логическими блоками» «Обруч» №2 – 01.

6. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе».

7. В. Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия».

8. С. Е. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка». (рабочая тетрадь)

9. О. Г. Жукова «Логика. Математика. Конструирование и ИЗО».

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 19:53
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...