Получи документы

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство»

Ольга Алексеевна Мошкоркина
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад п. Пустоши»»

Шатурского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора от___№___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для младших школьников 1 класса

по общекультурному направлению

«Книжкино царство»

Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению „Книжкино царство“» размещена в разделах

(составлена на основе авторской программы

Л. А. Ефросининой «В мире книг»)

Составитель программы :

учитель начальных классов

Мошкоркина О. А.

П. Пустоши 2016г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Книжкино царство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века»)

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Книжкино царство» (далее- программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы внеурочной деятельности :

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными

учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Книжкино царство» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

Программа внеурочной деятельности «Книжкино царство» в 1 классе- 33 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общекультурного направления.

Содержание программы курса «Книжкино царство» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся -читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования

полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы организации и видов деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

• беседы;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии

Практические занятия

• творческие конкурсы;

• коллективные творческие дела;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

• тренинги;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• творческие проекты, презентации;

• сюжетно-ролевые игры

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга- сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (4 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А. Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А. Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» : слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа : сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Книжкино царство» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта) :

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные УУД:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Тематическое планирование

№ Тема занятия теория практика Экскурсия,

отчётное мероприятие Дата

1. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. 1

2. Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 1

3. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. 1

4. Книги о Родине и природе. 1

5. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. 1

6. Книги-сборники писателей-классиков о детях. 1

7. Книги современных писателей о детях. 1

8. Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». 1

9. Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». 1

10. Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». 1

11. По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). 1

12. В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. 1

13. Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева 1

14. Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. 1

15. Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. 1

16. Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. 1

17. Книга сказок (сборники сказочных историй). А. Н. Толстой «Приключения Буратино». 1

18. По страницам книги А. Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 1

19. Книги С. Маршака. Выставка книг. 1

20. Книги-сборники произведений К. Чуковского. 1

21. Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. 1

22. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. 1

23. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». 1

24. В гостях у сказки. 1

25. Стихотворения для детей. Книги-сборники. 1

26. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. 1

27. Дети — герои книг детских писателей. 1

28. Литературная игра «Вопросы и ответы». 1

29. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. 1

30. Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» 1

31. Творческая работа : сочинение рассказа «Мой маленький друг». 1

32. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. 1

33. По страницам любимых книг. Выставка книг. 1

Промежуточные результаты освоения программы выявляются в ходе проведения следующих творческих работ :

1 класс

Инсценирование знакомых сказок

Занятие №14

Подведение итогов освоения программы дополнительного образования детей проводится в следующих формах:

1 класс

Библиотечный урок. Выставка книг

«По страницам любимых книг»

Материально- техническое оснащение образовательного процесса.

Мультимедийное обеспечение:

компьютер, проектор, множительная техника, интернет

телевизор, DVD- плеер

музыкальный центр

Литература:

Для учителя: Сборник программ внеурочной деятельности 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.

Для детей и родителей:

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. : Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост. Е. А. Копытова. Ижевск,1998.

3. Былины/ Сост. Ю. Г. Круглов. :Просвещение. 1985.

4. Русский детский фольклор/М. Н. Мельников. - М:Просвещение, 1987.

5. Русские народные сказки/ Сост. В. П. Аникин. : Просвещение, 1992.

6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С. Маршак. :Детская литература, 1984.

7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. / Сост. Г. Кружков. : просвещение, 1992.

8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. \ Сост И. Г. Сухин-М:Новая школа, 1994.

9. Т. В. Городкова, Н. В. Ёлкина Детские кроссворды. -Ярославль, Академия развития, 1999.

СОГЛАСОВАНО

Протокол от ___№___

Заседания учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ___О. А. Мошкоркина

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Программа психолого-педагогической реабилитации неуспешных в учебной деятельности младших школьников Программа содержит материалы из опыта работы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению учащихся начальной школы, разработанной.

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Организация работы кружка по чтению художественной литературы «Книжкино царство»Организация работы кружка по чтению художественной литературы «Книжкино царство» Пояснительная записка Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется.

Программа по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» Программа внеурочной деятельности по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров»[/b].

Программа по внеурочной деятельности «Волшебные краски» для 1–4 классов Муниципальное общеобразовательное учреждение Прозоровская средняя общеобразовательная школа Согласовано Утверждено Заместитель директора.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1–2 классов [b]Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов [/b]Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе «Здоровейка» Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровейка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 15:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД