Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе (2–3 года) 2012–2013 учебный год

Насима Нигматуллина
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе (2–3 года) 2012–2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Рабочая программа построена на системе воспитания маленьких детей, которая ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяла бы запросы и родителей, и взрослых.

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др. а также данная программа включает новейшие разработки современных авторов Шамрай С. Е., Васильцова Е. А., Козлова Е. А.

Главными приоритетами рабочей программы являются укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий; порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года и т. д.

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком, предусматривает речевую активность детей в игре и овладение предметными действиями.

Речь в раннем возрасте становится средством общения со взрослыми и сверстниками, поэтому в программе ставятся задачи формирования правильного произношения, развитие элементов связной речи.

В работе с детьми целенаправленно и систематически обогащается сенсорный опыт детей, как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.

Данная программа позволяет обеспечить гармоническое, всесторонне развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.

Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах.

Организация воспитательной работы включает воспитание и обучение на специальных занятиях. Занятия проводятся подгруппами. Предусматривается 10 занятий в неделю, длительностью 10-15 мин. По 2 занятия ежедневно (утром и вечером). В группе проводятся занятия по развитию речи, 2 занятия по ознакомлению с окружающим миром, которые включают занятия по картине и книге, рассказывание с показом и без него, дидактическая игра.

Физкультурные занятия являются основной формой систематического обучения детей физкультурным упражнениям и проводятся 2 раза в неделю. Программой предусмотрено занятия по рисованию, лепке.

Совместная деятельность воспитателя с детьми включает проведение утренней гимнастики, наблюдения во время прогулки и в повседневной жизни, обучение детей трудовым действиям, культурно-гигиеническим навыкам, чтение художественной литературы в различных режимных моментах, используются пальчиковые упражнения и применение дидактических игр.

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, которыйначинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Режим работы группы: с 7.00 до 19.00 мин.

Списочный состав группы - 22 ребенка

Социальный статус семей выглядит следующим образом:

• Полная семья -20

• Многодетная семья - 6

• Неполная семья -2

• Неблагополучная -

Состав группы: постоянный

Форма занятий: групповые, по подгруппам.

Количество занятий в неделю: 10.

Количество учебных часов в неделю: 2 часа 30 мин.

Количество учебных часов в год: 73 часов.

Режим дня группы:

Время Режимный момент

7:00 – 8:00 Утренний приём, осмотр, игры

8.00 – 8.15 Утренняя гимнастика

8:15 – 8:55 Подготовка к завтраку, завтрак

8:55 – 9:00 Подготовка к непосредственно – образовательной деятельности

9:00 – 9:40 Непосредственно – образовательная деятельность подгруппах)

9:40 - 11:30 Подготовка к прогулке, прогулка

11:30 – 12:00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12:00 – 12:40 Обед

12:40 – 15:00 Подготовка ко сну, дневной сон

15:00 – 15:25 Подъём, закаливающие мероприятия, бодрящая гимнастика

15:25 – 15:45 Подготовка к полднику, полдник

15.45 – 16.00 Непосредственно – образовательная деятельность подгруппах)

16:00 – 17:00 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд

17:00 – 17:30 Подготовка к ужину, ужин

17:30 – 19.00 Игры, индивидуальная работа, уход детей домой

Расписание непосредственно образовательной деятельности:

Понедельник 1. Познание (сенсорика)

2. Музыка 9.00 – 9.15

15.45 – 16.00

Вторник 1. Физическая культура

2. Социализация (социальный мир) 9.00 – 9.15

15.45 – 16.00

Среда 1. Коммуникация (развитие речи)

2. Художественное творчество (рисование) 9.00 – 9.15

15.45 – 16.00

Четверг 1. Социализация (социальный мир)

2. Музыка 9.00 – 9.15

15.45 – 16.00

Пятница 1. Физическая культура

2. Художественное творчество (лепка) 9.00 – 9.15

15.45 – 16.00

ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, а также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию, используя различные формы двигательной деятельности.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно - на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся два занятия в неделю: в холодный сезон - в зале, летом - на площадке. В первой половине учебного года детей делят на две подгруппы с учетом состояния их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой - до 15 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя. Во второй половине года в занятии участвуют все дети одновременно.

К концу года дети первой младшей группы могут:

• ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;

• прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д. ;

• брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч;

• ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу;

п/п Наименование образовательной области Количество НОД Форма организации НОД № занятия, тема Задачи Источник

Диагностика 1, 2 недели

Сентябрь, Золотая осень, 3-4 недели

Физическое воспитание 4 Групповое №1, «В гостях у осени» Учить начинать ходьбу по сигналу; развивать равновесие-ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 5

№2, «Листья кружатся, летят» Учить начинать ходьбу по сигналу; развивать равновесие- ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 5

№3, «Мы поможем» Учить ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал; развивать умение ползать. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 6

№4, «Кукла на прогулке» Учить ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал; развивать умение ползать. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 6

Октябрь. Домашние животные 1,2 недели

8 Групповое №1, «На бабушкином дворе» Учить соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега; приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу; развивать внимание. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 7

№2, «Домашние животные» Учить соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега; приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу, развивать внимание. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 7

№3, «Наташины гости» Учить ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет на дальность правой и левой рукой; развивать умение бегать в определенном направлении. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 8

№ 4, «Как коза избушку строила» Учить ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет на дальность правой и левой рукой; развивать умение бегать в определенном направлении. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 9

Октябрь, Мебель 3,4 недели

№ 5, «Комната для Петрушки» Учить лазать по гимнастической стенке; развивать чувство равновесия; упражнять в совершенствовании бега в определенном направлении, умении реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 10

№ 6, «Покажем гостям новую мебель» Учить ходить по ограниченной поверхности, ползать и катать мяч; упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие; помогать преодолеть робость; способствовать развитию умений действовать по сигналу. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 10

№ 7, «Устроим кукле комнату» Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах; учить бросать предмет в горизонтальную цель; совершенствовать умение реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 11

№ 8, «Детский сад для зверят» Учить ходьбе по гимнастической скамейке, бросанию предмета из-за головы двумя руками; упражнять в ползании на четвереньках; развивать чувство равновесия; совершенствовать умение передвигаться в определенном направлении. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 12

Ноябрь, Мы едем, едем, едем (транспорт) 1,2 недели

8 Групповое № 1, «Машина едет по улице» Учить прыгать в длину с места; закреплять метание предмета на дальность из-за головы; способствовать развитию чувства и координации движении. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 13

№ 2, «Прокатим лисичку в автобусе» Учить ходить парами в определенном направлении; бросать мяч на дальность от груди; упражнять в катании мяча; приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движения. Под ред. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 13

№ 3

«Мы-шоферы» Учить ходьбе по наклонной доске; упражнять в метании предмета на дальность от груди; приучать согласовывать движения с движениями других детей, действовать по сигналу. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 14

№ 4, «Автомобили» Учить бросать и ловить мяч; упражнять в ходьбе по наклонной доске; развивать чувство равновесия, глазомер; воспитывать выдержку. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 14

Ноябрь. В гостях у сказки 3,4 недели

№ 5, «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятками» Упражнять в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой, в переступании через препятствия; закреплять умение реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 15

№ 6, «Сказочная карусель» Учить ходьбе по кругу взявшись за руки, ходить на носочках, соблюдая определенное направление; упражнять в ползании на четвереньках, переступании через препятствия, катании мяча. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 16

№ 7 «В гости к Маше и медведю» Учить ходить в разных направлениях не наталкиваясь; упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросании мяча; воспитывать умение сдерживать себя. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 16

№ 8 «Путешествуем с Колобком» Развивать умение организованно перемещаться; учить подлезать под рейку; совершенствовать прыжок в длину с места на двух ногах; упражнять в ползании; развивать ловкость и координацию движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 17

Декабрь, Зима, 1,2 недели

8 Групповое № 1 «В гости к белочке». Учить бросать предмет в горизонтальную цель, прыгать в длину с места; закреплять умение ходить по кругу взявшись за руки. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 18

№ 2 «Зимние забавы». Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, катании мяча под дугу; закреплять умение не терять равновесия во время ходьбы по гимнастической скамейке. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 18

№ 3 «Здравствуй, зимушка-зима». Учить прыгать в длину; упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз; развивать ловкость, глазомер и чувство равновесия. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 19

№ 4 «Поиграем со Снеговиком» Упражнять в прыжках в длину с места на двух ногах, в ползании; воспитывать умение слышать сигналы и реагировать на них. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 20

Декабрь, Кукла Катя и игрушки, 3,4 недели

Групповое № 5 «В гости к кукле Кате» Учить бросать предмет на дальность правой и левой рукой, ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; развивать внимание и координацию движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 21

№ 6 «Пес Барбос зовет нас в гости». Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз; учить бросать и ловить мяч, быть внимательными, стараться выполнять упражнения вместе с другими детьми. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 21

№ 7 «В гости к зайчику». Учить бросанию предмета на дальность; совершенствовать ходьбу по гимнастической скамейке; упражнять в ходьбе друг за другом со сменой направления, количества раз; развивать чувство равновесия и умение ориентироваться в пространстве. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 21

№ 8 «В гости к Курочке». Учить лазать по гимнастической стенке; закреплять умение ходить по гимнастической скамейке; совершенствовать прыжок в длину с места. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 23

Январь, Труд взрослых, 1, 2 недели

8 Групповое № 1, «Мы помогаем маме» Закреплять умение ходить в колонне по одному; упражнять в бросании предмета в горизонтальную цель; учить во время броска соблюдать указанное направление; совершенствовать прыжки в длину с места. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 24

№ 2 «Мы –водители». Закреплять умение ползать и подлезать под веревку; совершенствовать навык бросания предмета из-за головы; учить согласовывать свои движения с движениями товарищей. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 25

№ 3 «Помогаем маме собирать урожай». Учить прыгать в длину с места; упражнять в ходьбе по наклонной доске; развивать чувство равновесия, глазомер, ловкость и координацию движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 25

№ 4 «Поедем в гости к доктору». Закреплять умение ползать по гимнастической скамейке, бросать предмет на дальность обеими руками; учить быстро реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 25

Январь, Дикие животные, 3,4 недели

№ 5, «Что случилось с зайчиком?» Учить катать мяч соблюдая направление; упражнять в лазанье по гимнастической стенке; учить дружно играть. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 26

№ 6, «Ах, красивый теремок! Очень-очень он высок» Закреплять умение бросать предмет в горизонтальную цель; учить ползать по гимнастической скамейке; развивать чувство равновесия и координацию движений: приучать выполнять самостоятельно. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 27

№ 7, «Лес и его обитатели» Учить ходить и бегать в колонне по одному; совершенствовать прыжок в длину с места; упражнять в метании предмета в горизонтальную цель обеими руками; развивать глазомер. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 28

№ 8, «Кто живет в лесу?» Упражнять в прыжках в длину с места, ползать на четвереньках и подлезании под рейку; закреплять умение ходить по гимнастической скамейке; способствовать развитию чувства равновесия. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 29

Февраль, Русское народное творчество, 1,2 недели

8 №1 «Мы матрешки». Упражнять в метании предмета на дальность обеими руками; учить ходить по наклонной доске; следить, чтобы дети были внимательны, дружно играли. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 29

№ 2, «В гости к матрешке» Упражнять в бросании предмета в горизонтальную цель; учить прыгать в длину с места; способствовать развитию глазомера, координации движении, умению ориентироваться в пространстве. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 29

№ 3, «На бабушкином дворе» Учить прыгать с высоты; упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, в ползании и подлезании; способствовать развитию чувства равновесия, ориентировки в пространстве. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 30

№ 4 «В гости к Петрушке» Учить катать мяч друг другу, совершенствовать бросание предмета на дальность из-за головы; закреплять умение быстро реагировать на сигнал; учить дружно действовать в коллективе. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 31

Февраль, Игрушки в гостях у детей, 3,4 недели

№ 5 «В гости к зайчикам». Учить катать мяч в цель, совершенствовать бросание мяча на дальность из-за головы, согласовывать движения с движениями товарищей. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 31

№ 6 «Поиграем с мячиками». Упражнять в ползании и подлезании под рейку, прыжках в длину с места; учить быть дружными, помогать друг другу. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 32

№ 7, «Пойдем в гости к Мишке». Упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросании в цель, прыжках в длину с места; способствовать развитию глазомера, координации движений и чувства равновесия. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 33

№ 8 «В гости к лисичке». Учить ходить по гимнастической скамейке, бросать и ловить мяч; способствовать воспитанию сдержанности, ловкости и умению дружно играть. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 33

Март, О любимых мамах, 1, 2 недели

8 № 1 «Мамины помощники». Учить ползать по гимнастической скамейке и спрыгивать с нее; упражнять в катании мяча в цель; способствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию чувства равновесия и глазомера. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 35

№ 2 «Милой мамочке моей буду помогать». Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке и прыжках в длину с места на двух ногах; развивать умение быстро реагировать на сигнал; способствовать развитию равновесия и координации движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 36

№ 3 «В гости к бабушке». Учить метанию на дальность двумя руками из-за головы и катании мяча в ворота; приучать сохранять направление при метании и катании мячей. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 36

№ 4 «Помогаем бабушке». Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке; учить спрыгивать с нее, ходить парами; закреплять умение бросать на дальность из-за головы предмет; способствовать преодолению робости, развитию чувства равновесия. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 37

Март, Весна, 3,4 недели

№ 1 «Прокатимся по радуге- дуге» Учить ходьбе по наклонной доске, метать мяч на дальность обеими руками; способствовать развитию ловкости, преодолению робости; учить дружно играть. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 37-38

№ 2 «Веселая капель» Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, ползании на четвереньках и подлезании под веревку; учить становиться в круг взявшись за руки; способствовать развитию чувства равновесия и координации движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 38

№ 3 «Солнышко и дождик». Упражнять в метании мяча на дальность одной рукой; повторить прыжки в длину с места; развивать координацию движений; воспитывать внимание и умение сдерживать себя. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 39

№ 4 «Птички прилетели». Учить бросать и ловить мяч, дружно играть, помогать друг другу; упражнять в ходьбе по наклонной доске и ползании на четвереньках. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 39

Апрель, Посуда, 1,2 недели

8 № 1 «Идем в магазин». Упражнять в прыжках в длину с места; повторить ползание по гимнастической скамейке; учить быстро реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 40

№ 2 «В гости к повару». Учить прыгать с высоты; упражнять в метании в горизонтальную цель; повторить ходьбу на четвереньках; способствовать развитию координации движений, умению сохранять определенное направление при броске предметов. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 40

№ 3 «Идем в фруктовый сад». Закреплять умение ходить по гимнастической скамейке и прыгать с нее; учить бросать и ловить мяч; способствовать развитию чувства равновесия и координации движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 41

№ 4 «В лес за грибами». Закреплять умение прыгать в длину с места, бросать предмет в горизонтальную цель; приучать соизмерять бросок с расстоянием до цели, ползти и подлезать, реагировать на сигнал воспитателя. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 42

Апрель, Птицы, 3,4 недели

№ 4, «Петушок золотой гребешок». Закреплять умение бросать на дальность из—за головы, катать мяч друг другу; способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости; учить дружно играть и быстро реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 42

№ 5, «В гости к курочке» Учить бросать мяч вверх и вперед; совершенствовать ходьбу по наклонной доске; способствовать развитию чувства равновесия, ловкости и смелости. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 43

№ 6 «Лесные птицы» Учить бросать предмет на дальность одной рукой и прыгать в длину с места; способствовать развитию смелости, умению по сигналу прекращать движение. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 44

№ 7, «Птицы весной» Закреплять умение ходить по гимнастической скамейке; упражнять в прыжках с высоты; учить бросать и ловить мяч, действовать по сигналу воспитателя. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 44

Май, Солнце, воздух, земля, вода, 1,2 недели

8 № 1, «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья!» Учить ползать по гимнастической скамейке и метать мяч на дальность от груди; способствовать развитию чувства равновесия и координации движений. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 45

№ 2, «Вместе весело шагать по просторам» Закреплять умение бросать предмет в горизонтальную цель и ходить по наклонной доске; способствовать развитию чувства равновесия; обучать ориентировке в пространстве. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 45

№ 3 «Летние забавы». Закреплять умение ходить по наклонной по наклонной доске; совершенствовать прыжок в длину с места и метание на дальность из-за головы; способствовать воспитанию смелости, ловкости и самостоятельности. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 46

№ 4, «Наш теремок» Учить бросать предмет на дальность одной рукой, ползанию и подлезанию под дугу; способствовать развитию ловкости, ориентировке в пространстве; развивать умение быстро реагировать на сигнал. Под ред. Т. Г. Кобзева

«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» стр. 46

Май, диагностика, 3,4 недели

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Введение в предметный мир предполагает:

ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых.

Умственное воспитание в Программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и

пр., о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

К концу года дети первой младшей группы могут:

различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта;

свободно ориентироваться в ближайшем окружении; узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;

знать имена членов своей семьи и персонала группы.

п/п Наименование образовательной области Количество НОД Форма организации НОД № занятия, тема Задачи Источник

Диагностика 1, 2 недели

Сентябрь, Золотая осень, 3-4 недели

Социализация 4 Социальный мир (групповая) №1, «В гостях у осени» Учить здороваться при встрече, прощаться при расставании; воспитывать добрые чувства, положительные гуманные способы поведения и общения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 26

№2, «Листья кружатся, летят» Закрепить знания о наиболее типичных особенностях осени, учить вступать взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 26

№3, «Мы поможем» Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий «овощи», «фрукты». Учить называть цвет и форму предмета. Воспитывать чувство симпатии к окружающим. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 21

№4, «Кукла на прогулке» Объяснить детям, что такое верхняя одежда. Разъяснить и показать последовательность одевания на прогулку. Вспомнить, что они знают о листопаде, как явлении природы. Воспитывать доброжелательность. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 20

Октябрь. Домашние животные 1,2 недели

8 Социальный мир (групповая) №1, «На бабушкином дворе» Развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние животных и особенности их поведения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 27

№2, «Домашние животные» Формировать у детей доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным; продолжать учить понимать особенности поведения животных; пробуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженные состояния животных: желание помочу, угостить, сказать ласковые слова. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 27

№3, «Наташины гости» Познакомить детей с некоторыми домашними животными, вызвать желание заниматься с ними говорить о них, рассматривать и называть основные части тела. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 23

№ 4, «Как коза избушку строила» Познакомить с новой сказкой, учить уметь слушать и понимать сказку, воспитывать отзывчивость доброжелательность. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 22

Октябрь, Мебель 3,4 недели

№ 5, «Комната для Петрушки» Расширять знания о предметах ближайшего окружения, развивать познавательные умения и социально-нравственные представления и ориентации. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 28

№ 6, «Покажем гостям новую мебель» Побуждать детей вступать в игровое и речевое общение; знакомить с назначением, строением и особенностями использования предметов мебели. Помочь освоить простые способы взаимодействия, приучать к выполнению простых правил культуры общения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 28

№ 7, «Устроим кукле комнату» Уточнить знания детей о мебели, активизировать словарь: стол, стул, кровать, комната, спать, устала. Стимулировать использование в речи простых предложений, воспитывать заботливое отношение к кукле. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 15

№ 8, «Детский сад для зверят» Закрепить представление детей о домашних животных и дать знания об их детенышах, повысить уровень психологической комфортности. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 51

Ноябрь, Мы едем, едем, едем (транспорт) 1,2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1, «Машина едет по улице» Учить детей играть вместе, делиться игрушками, обогащать словарь детей названиями транспортных средств. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 29

№ 2, «Прокатим лисичку в автобусе» Учить детей играть вместе; помогать осваивать простые способы взаимодействия со сверстниками, навыки совместной деятельности, простые выражения заботы; приобщать к элементарной культуре поведения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 29

№ 3 «Ремонтируем автобусы» Расширить и уточнить знания детей о различных видах транспорта, и характерных отличиях, воспитывать отзывчивость доброту. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 47

№ 4, «Автомобили» Продолжать обучать различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, их основные части. Т. Н. Доронова «Планирование работы с детьми» стр. 47

Ноябрь. В гостях у сказки 3,4 недели

№ 5, «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятками» Развивать интерес к сказочному персонажу и к друг другу, желание запомнить имена сверстников; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласованно в игре. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 29

№ 6, «Сказочная карусель» Учить узнавать персонажи из знакомых сказок; вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами, вступить в игровой взаимодействие. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 30

№ 7, «Маша и медведь» Познакомить детей со сказкой, помочь понять произведение, опираясь на иллюстрации, активизация словаря, побуждать к использованию в речи простых предложений, воспитывать интерес к художественной литературе. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 29

Социальный мир (групповая)

№ 8, Настольный театр «Колобок», «Теремок» Привлекать детей к участию в рассказывании сказки, закрепить представление детей о животных. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 14

Декабрь, Зима, 1,2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1, «Мишка-Топтыжка приносит подарки» Помочь детям лучше запомнить имена друг друга; развивать доброжелательность к сверстникам, уверенность, стремление участвовать в общем игровом действии, желание передавать в речи и в движении образы животных, учить здороваться, прощаться, благодарить. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 30

№ 2, «Снежинка в гостях у детей» Формировать представления о зимних явлениях природы, способствовать формированию доброжелательного отношения к окружающему миру, воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 30

№ 3, Рассматривание картины «Зима» Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе» стр. 144

№ 4, Беседа «Заяц и волк-лесные жители» Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях - зайце и волке, как они живут зимой. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе» стр. 144

Декабрь, Кукла Катя и игрушки, 3,4 недели

Социальный мир (групповая) № 5, «Что случилось?» Привлечь внимание детей к ситуации ссоры между игрушками; помочь установить причину их неопрятного внешнего вида, учить замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 31

№ 6, «Что случилось с Катей?» Вызвать эмоциональную отзывчивость, стремление к участию в решении проблемы, развивать речевую активность и взаимодействие детей, осуществить конкретные действия заботы и помощи. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 31

№ 7, «Я и кукла» Расширять представления детей о возможностях игры с куклой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к кукле. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 18

№ 8, «Уложим кукол спать» Закрепить умение снимать одежду, соблюдая последовательность действий с помощью взрослых, учить общаться с просьбой о помощи к взрослому. Г. Н. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 17

Январь, Труд взрослых, 1, 2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1, «Мы уже большие и можем позаботиться о взрослых» Закрепить представления о взрослых и детях, способствовать общению детей с сотрудниками, учить проявлять заботу о взрослых: помогать в выполнении несложных действий. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 32

№ 2, Рассматривание картины «Кто что делает?» Учить внимательно рассматривать картинки, помочь детям понять сюжет и увидеть доброе и заботливое отношение взрослых к детям на картинке. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 32

№ 3, Экскурсия на кухню «За что мы благодарны повару» Познакомить с профессией повара, привлекать к обращению с вопросами к взрослым, закрепит знания о посуде и ее величине. Г. Н. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 27

№ 4, Экскурсия в прачечную «Кто стирает нам белье?» Продолжать знакомство детей с работой сотрудников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых, желание облегчить их труд. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» стр. 31

Январь, Дикие животные, 3,4 недели

№ 5, Проблемно-игровая ситуация «Что случилось с зайчиком?» Формировать представления о гуманном отношении к животным, развивать эмоциональную отзывчивость. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 33

Социальный мир (групповая) № 6, «Ах, красивый теремок! Очень-очень он высок» Пробуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженное состояние героев сказки, желание помочь, успокоить, утешить. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 33

№ 7, «Лес и его обитатели» Дать первоначальные представления о лесе, и некоторых его обитателях: зайце и лисе. Учить узнавать их и их детенышей (зайчат, лисят); познакомить с образом жизни. Г. Н. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 65

№ 8, «Кто живет в лесу?» Формировать у детей представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 27

Февраль, Русское народное творчество, 1,2 недели

8 № 1, Развлечение «Петрушкин концерт» Вызвать эмоциональный отклик на зрелищное представление, вовлекать в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 34

Социальный мир (групповая) № 2, «Калачи из печи» Продолжать знакомить с русским народным творчеством, побуждать к игре с движением, развивать игровой опыт, побуждать интерес к игровому общению со сверстниками. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 34

№ 3, «На бабушкином дворе» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественную литературу, чувство языка, учить повторять небольшое стихотворение, потешку. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 51

№ 4, Настольный театр «Теремок», «Репка» Побуждать детей к участию в представлении. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 7

Февраль, Игрушки в гостях у детей, 3,4 недели

Социальный мир (групповая) № 5, «Наши игрушки» Учить детей играть с игрушками, участвовать в общих игровых действиях, не отнимать игрушки, делиться ими, играть вместе. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 34

№ 6 «Мы помогаем кукле Маше выздороветь» Вызвать сочувствие к «заболевшей» кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 34

№ 7, «Купание куклы Кати» Помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий и качества. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе» стр. 142

№ 8, «Едем к кукле в гости» Закрепить знания детей об основных цветах спектра; умение узнавать и называть их; учить узнавать персонажи по звукоподражанию; воспитывать доброжелательность, отзывчивость. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 49

Март, О любимых мамах, 1, 2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1, «Чем можно порадовать маму?» Воспитывать желание помогать маме в ее работе по дому, радовать ее хорошими поступками и добрыми делами. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 35

№ 2, Рассматривание «Наша дружная семья» Обсудить особенности внешнего вида членов семьи ребенка, воспитывать любовь к членам семьи. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 35

№ 3, Рассказ «Профессии мам» Познакомить детей с профессиями мам, активизировать восприятие, речь, мышление детей. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 45

№ 4 Беседа «Мама дома повар» Помочь детям понять как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи; воспитывать уважительное отношение к труду мамы. Т. С. Комарова «Перспективное планирование работы с детьми 2-3 лет» стр. 65

Март, Весна, 3,4 недели

Социальный мир (групповая) № 1, Рассматривание иллюстраций «Капают капели» Продолжать знакомить с приметами весны, побуждать к проявлению добрых чувств и отношений, объединять детей общим эмоциональным настроем. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 36

№ 2, «Что взрослые делают весной?» Расширять знания о взрослых и их деятельности; способствовать приобретению социальных навыков поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 36

№ 3, Беседа, рассматривание картинок «Что подари весна» Расширить представления детей о растениях, деревьях. Т. Н. Доронова «Планирование работы с детьми» стр. 71

№ 4 Беседа «О весне» Уточнить некоторые наиболее яркие особенности весны. Т. Н. Доронова «Планирование работы с детьми» стр. 66

Апрель, Посуда, 1,2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1 «У чайника день рождения» Продолжать формировать представления о предметах быта; вызвать у детей положительные эмоции, вязанные с новыми впечатлениями, приобщать к элементарной культуре поведения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 36

№ 2, «Мы встречаем гостей» Закрепить правила и навыки культуры поведения во время еды; воспитывать интерес к общению, симпатию к сверстникам. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 37

№ 3, «Чаепитие у куклы Кати» Учить детей различать и называть посуду. Познакомить с назначением посуды. Т. Г. Кобзева «Развернутое перспективно планирование» стр. 78

№ 4, «Магазин посуды» Способствовать появления в словаре детей обобщающего понятия посуда. Обогащать игровые сюжеты. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 42

Апрель, Птицы, 3,4 недели

№ 4, «Петушок и его семейка» Расширить представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 37

№ 5, «Что мы подарим сове в день рождения?» Закреплять умение пользоваться словесными формами приветствия, прощания; учить вежливо обращаться с просьбой. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 37

№ 6 Рассматривание картинок «Лесные птицы» Закреплять представления о птицах. Т. Н. Доронова «Планирование работы с детьми» стр. 64

№ 7. Беседа «Птицы весной» Учить детей проявлять заботу о птицах, наблюдать, заботиться, бережно относиться к живым существам, дать общее представление о строении птиц, вызывать положительные эмоции. Г. Н. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 70

Май, Солнце, воздух, земля, вода, 1,2 недели

8 Социальный мир (групповая) № 1. «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья!» Формировать целостное восприятие окружающей действительности; помогать в игре отражать мир, воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 38

№ 2, «Вместе весело шагать по просторам» Учить участвовать в несложной совместной практической деятельности, воспитывать у детей чувство сплоченности, стремление к положительным поступкам. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 38

№ 3, Беседа «Что подарит нам?» Расширить представления детей о лете. Уточнить некоторые наиболее яркие особенности лета. Т. Н. Доронова «Планирование работы с детьми» стр. 81

№ 4 Развлечение «Наш теремок» Стимулировать речевую активность детей, воспитывать любовь к совместным играм. О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-3 лет» стр. 24

Май, диагностика, 3,4 недели

КОММУНИКАЦИЯ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи - одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает свое-временное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого необходимо следующее:

- внимательно и заинтересованно выслушивать детей,

- много говорить самому,

- вовлекать детей в разговор на определенную тему,

- помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Развитие речи рассматривается по следующим направлениям:

- развивающая речевая среда,

- формирование словаря,

- звуковая культура речи,

- грамматический строй речи,

- связная речь.

С детьми 2—3 лет проводятся групповые занятия.

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т. п.). Они наиболее эффективны первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.

К концу года дети первой младшей группы могут:

иметь активный словарный запас (не менее 1000—1200 слов);

повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

ответить на понятный вопрос взрослого;

поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал)

и действия сверстника (отнимает);

сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»);

слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;

пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

Детей второго года жизни по традиции знакомят с русскими народными песенками, потешками, сказками, стихами и рассказами отечественных поэтов и писателей. С них и надо начинать учебный год.

Если дети этого возраста впервые переступили порог дошкольного учреждения, программные произведения станут для них открытием. А посещавшие ясли иначе - с некоей долей компетентности - будут реагировать на знакомые тексты, тем более что они или сопровождают игру (а играть — всегда удовольствие) или обыгрываются с использованием игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театра.

Приступив к освоению репертуара для детей 2-3 лет, следует при любой возможности, особенно в первой половине года, повторить знакомые им произведения.

К концу года дети первой младшей группы могут:

слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривать слова, небольшие

фразы;

вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках;

читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).

п/п Наименование образовательной области Количество НОД Форма организации НОД № занятия, тема Задачи Содержание, в т. ч. регионального компонента

Диагностика 1, 2 недели

Сентябрь, Золотая осень, 3-4 недели

Коммуникация 2 Развитие речи (групповая) №1, «Листопад» Уточнить представления детей об объектах и некоторых явлениях природы, стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных и глаголов, побуждать к повторению отдельных слов и предложений. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 67

№ 2, Рассказывание «Репка» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказ показом фигурок настольного театра, побуждать детей к проговариванию отдельных слов и фраз, закрепить знания об осеннем урожае овощей. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 86

Октябрь. Домашние животные 1,2 недели

4 № 1 Рассматривание «Домашние животные» Учить детей понимать сюжет, отвечать на вопросы, развивать умение различать взрослых и детенышей, упражнять в произнесении звукоподражаний. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 69

Развитие речи (групповая) № 2, «Кто как кричит?» Закреплять представления о домашних животных и их детенышах, тренировать в звукопроизношении; развивать фонематический слух; активизировать словарь. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 69

Октябрь, Мебель 3,4 недели

№ 3, Чтение сказки «Три медведя» Познакомить с русской народной сказкой, приучать внимательно слушать относительно большие по объему произведения. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 89

Развитие речи (групповая) № 4, Рассказывание потешки «Устроим кукле комнату» Уточнить знания детей о мебели, активизировать словарь, поддерживать проявление положительных эмоций при слушании художественного текста. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 89

Ноябрь, Мы едем, едем, едем (транспорт) 1,2 недели

4 Развитие речи (групповая) № 1, «Транспорт» Закреплять у детей умения различать легковой, грузовой транспорт, его части; познакомить с потешкой «Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор», способствует запоминанию стихотворного текста. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 71

Развитие речи (групповая) № 2, Инсценировка «Как машина зверят катала?» Учить участвовать в инсценировании рассказа. Согласовывать существительное с глаголом, авизировать словарь. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 71

Ноябрь. В гостях у сказки 3,4 недели

№ 3, Настольный театр «Репка» Помочь понять содержание через показ настольного театра, побуждать к повторению отдельных слов и предложений, развивать голосовой аппарат, речевое дыхание и внимание. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 72

№ 4, Настольный театр «Козлятки и волк» Познакомить детей со сказкой через показ настольного театра; вызвать желание рассказать сказку; развивать слуховое внимание и выразительность речи. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 72

Декабрь, Зима, 1,2 недели

4 № 1, Рассматривание картинки «Зимой на прогулке» Помочь понять содержание картинки; пополнять словарь новыми словами, закреплять умение отвечать на вопросы. Учить рассказывать о нарисованном на картине. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 73

№ 2, «Рассматривание елки, украшенной игрушками Елка» Развивать разговорную речь; способствовать общению; активизировать словарь, привлечь к диалогу со взрослыми. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 73

Декабрь, Кукла Катя и игрушки, 3,4 недели

Развитие речи (групповая) № 3, «Наша кукла» Познакомить с потешкой «Наша Маша», учить понимать сюжет, отвечать на вопросы, активизировать словарь, способствовать запоминанию стихотворного текста. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 74

Развитие речи (групповая) № 4, «Знакомство с куклой Катей» Научить ребенка узнавать и называть свое имя и имена других детей в разных формах; вызвать желание общаться. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 74

Январь, Труд взрослых, 1, 2 недели

4 № 1, Наблюдение «Труд младшего воспитателя» Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 75

Развитие речи (групповая) № 2, Инсценировка «Оля и Айболит» Закрепить представления детей о профессии доктора, учить передавать содержание сценки в игре-инсценировке, активизировать словарь. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 75

Январь, Дикие животные, 3,4 недели

№ 3, Настольный театр «Колобок» Помочь понять содержание сказки при помощи фигурок настольного театра; развивать голосовой аппарат, речевое дыхание и внимание. Учить различать тембр голоса. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 75

Развитие речи (групповая) № 4 Инсценировка «Теремок» Пробуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженные состояния героев сказки, помочь, успокоить, утешить, сказать ласковые слова. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 94

Февраль, Русское народное творчество, 1,2 недели

4 Развитие речи (групповая) № 1, Настольный театр «Курочка-Ряба» Привлечь к самостоятельному обследованию персонажа настольного театра, учить эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 77

№ 2, Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующие эмоциональное отношение к кисоньке, учить обыгрывать потешку, воспитывать умение слушать. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 77

Февраль, Игрушки в гостях у детей, 3,4 недели

№ 3, Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать помогать читать стихотворение; вызывать сочувствие к девочке «Тане». Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 78

№ 4, Рассматривание картинки «Дети играют в кубики» Уточнить представления детей о назначении прилагательных: длинный и короткий; активизировать в словаре название геометрических фигур, учить отвечать на вопросы по картинке. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 78

Март, О любимых мамах, 1, 2 недели

4 Развитие речи (групповая) № 1, Заучивание «Мама, так тебя люблю» Помочь запомнить стихотворение, пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание сказать ласковое слово. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 96

№ 2, Дидактическая игра «Что подарим маме?» Закрепить знания о знакомых предметах, развивать речь, учить строить предложении. Грамматически правильно употребляя существительное. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 79

Март, Весна, 3,4 недели

№ 3, «Рассматривание картины Весна» Учить рассматривать картину, обратить внимание на одежду, игры детей, их настроение, связать сюжет картины с текущим временем года, обращая внимание на признаки весны. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 80

№ 4, «Заюшкина избушка» Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; расширять словарный запас, вводить в активный словарь антонимы. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 97

Апрель, Посуда, 1,2 недели

4 Развитие речи (групповая) № 1, Инсценировка «Магазин посуды» Способствовать появлению в словаре детей обобщающего слова «Посуда», освоению диалогической речи, учить отвечать на вопросы. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 79

№ 2, Чтение сказки «Маша и медведь» Познакомить с русской народной сказкой, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, через сказку закреплять название предметов посуды, прививать интерес к драматизации. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 98

Апрель, Птицы, 3,4 недели

№ 3, Рассматривание иллюстраций «Дети кормят курицу и цыплят» Учить понимать сюжет, правильно и четко произносить звук «ц», отвечать на вопросы по содержанию изображенного, активизировать речь. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 82

№ 4, Чтение стихотворения. Дидактическая игра. Чтение потешки. «Кто как кричит» А. Барто Познакомить со стихотворением-загадкой, совершенствовать умение понимать вопросы, познакомить с фольклорным произведением, учить различать птиц. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 99

Май, Солнце, воздух, земля, вода, 1,2 недели

2 Развитие речи (групповая) № 1, Чтение стихотворения «Кораблик», А. Барто Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи; повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить с новым стихотворением. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 83

№ 2, Чтение стихотворения «Солнечные зайчики» А. Бродский Помочь понять смысл стихотворения и отдельных фраз. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 82

Май, диагностика, 3,4 недели

ПОЗНАНИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.

Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:

- приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

- привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;

- побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем

(о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».

п/п Наименование образовательной области Количество НОД Форма организации НОД № занятия, тема Задачи Содержание, в т. ч. регионального компонента

Диагностика 1, 2 недели

Сентябрь, Золотая осень, 3-4 недели

Познание 2 Сенсорика

(групповая) № 1, «Грибы на поляне» Учить детей группировать грибы по размеру (большой, маленький гриб) Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 45

№ 2, «Разноцветные листочки» Учить детей сравнивать листочки с использованием слов: «одинаковые», «разные», чередовать элементы по цвету. Под ред. С. Е. Шамрай «Комплексно-тематическое планирование» стр. 45

Октябрь. Домашние животные 1,2 недели

4 Сенсорика

(групповая) № 1, «Наши верные д

Публикации по теме:

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Система педагогической деятельности Для аттестации. Система педагогической деятельности. Моя миссия-Реализовать личностно-ориентированную модель педагогической работы с детьми;.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе (2–3 года) 2012–2013 учебный год
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 07:57
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....