Рабочая учебная программа кружка по изобразительной деятельности «Страна Фантазия» (на 1 год обучения)

Татьяна Шалаганова
Рабочая учебная программа кружка по изобразительной деятельности «Страна Фантазия» (на 1 год обучения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное образовательное учреждение Ц Р Р детский сад «Журавушка» осуществляет развитие детей по приоритетным направлениям с обновлением содержания по различным парциальным программам, позволяющим расширять и углублять знания, умения и навыки детей.

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребёнка дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Поэтому в дошкольный период изобразительная деятельность является устойчивым увлечением детей, то мы, увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, незаметно для него развиваем у него воображение и способности, формируем качества творческой личности, культуры общения, поведения, чувств.

Художественная деятельность способствует пространственному мышлению и наблюдательности, даёт возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно испытывать радость творчества во взаимодействии с окружающей средой.

Данная программа разработана для детей подготовительной к школе группе. Она воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.

Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства, так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

Занятия построены в виде игры, импровизации, мистификации – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т. д.). Основная цель этих превращений в весёлую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности; изобретательной – Мастера Изображения, декоративной - Мастера Украшения, конструктивной – Мастера Постройки, которые являются основой творчества.

Структура программы предусматривает постепенность погружения в мир искусства.

Принципы проведения занятий;

• От простого к сложному;

• Доступность и простота изучаемого;

• Сравнение на основе восприятия впечатлений в жизни и в произведениях живописи;

• Самостоятельность выбора.

Цель программы: развитие творческого воображения и художественных способностей через постижение ребёнком разного вида искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

Задачи программы:

• сформировать представления о многообразии средств выразительности через изобразительную деятельность;

• активизировать творческую и мыслительную активность детей;

• помочь детям овладеть элементами теории решения изобретательских задач;

• формировать независимость и нетрадиционность мышления;

• формировать в детях умение отражать реальную действительность в новых непрерывных сочетаниях и связях (смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном);

• развивать творческий индивидуализм, умение воплощать свой замысел;

• развивать художественный вкус;

• стимулировать умение работать в коллективе.

Программа является программой дополнительного образования, реализуется в течение учебного года в 3 этапа:

Этапы сроки задачи Кол-во занятий

1. Подготовительный сентябрь

• Создание условий для художественного творчества,

• подготовка материала, мониторинг 3

2. развивающий Октябрь-

апрель • Знакомство с различными техниками в изобразитель

ном искусстве;

• Развивать умения видеть особенности окружающей действительности и по своему передавать их в своих работах;

• Помочь ребёнку овладеть знаниями о различных художественных материалах и их возможностях;

• Развивать художественно-

творческие способности

ребёнка, наблюдатель-

ность, воображение;

• Развивать стремление к созданию образов, компо-

зиций

28

3. итоговый май Подготовить выставку детских работ 1

Занятия в кружке начинаются с 1 сентября, проводятся 1 раз в неделю, длительность 30-40 минут, общее количество 32 занятия в год.

Содержанием программы предусматривается использование сопутствующих форм и методов обучения:

• Музыкальные занятия;

• Ознакомление с окружающей действительностью (экскурсии, с художественной литературой, с различными жанрами изобразительного искусства, с творчеством различных современных и зарубежных художников;

• Занятия по развитию речи.

Два раза в год проводится педагогический анализ (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные

направления

программы Содержание

направлений Количество

занятий Требовании к

знаниям, умениям и навыкам

1. занятия на

формирование

восприятия цвета, цветовых отношений и их воздействие на настроение Техника:

• Монотипия

• Рисование по мокрой

бумаге

• Рисование ладошкой,

поролоном,

кистью,

красками,

карандаша-

ми,фломас-

терами

• Пальцевая

живопись

• Рисование

музыки,

настроения

• кляксография Овладевают своим понима-

нием цвета.

Научаются выра-

жать свои эмо-

ции и чувства.

Формируется

художественно-

творческая

активность

ребёнка.

Воспитывается

эмоциональная

чуткость.

2. занятия на знакомство с разнообразными способами графического линейного рисунка, на пластичность и выразительность линии. Техника:

• Рисование

Свечой, восковыми карандаша-ми, тушью,

Простыми карандаша-

Ми,углём,

Цветными

Карандашами,

Рисование палочками

(граттаж)

• Рисование клеем, рисование из

тюбика 5 Обращают внимание на линию, как на

Основное выразительное

средство.

Развивают уме-

ния выбирать нужные изобра-

зительные средсва для соз-

дания образа.

Закркпляют представления о

Видах линий, их

Характере и выразительности.

Знакомятся с разнообразными способами гра-

Фического линейного рисунка.

Развивют

художественно-

творческие способности,

наблюдательность.

Учатся видеть, понимать и эмоционально

откликаться на увиденное.

Знакомятся с понятием «архи-

тектурный пейзаж».

3. занятия по предметному рисованию, детализации в

рисунке. Техника:

• Бумагопастика

• Тестопластика

• Барельеф

• Монотипия

Работа с природным и бросовым материалом Развивают стремление к созданию образов.

Учатся строить предметные композиции, постигать законы

Композиции.

Формируют три формы художественного

мышления (изобразительной,

декоративной, конструктивной,

как в самостоя-

тельном их проявлении, так и в единстве.

Учатся выражать своё отношение к

Тому, что человек

Строит, украшает,

Изображает.

Воспитывают чуткость к искусству.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата (месяц) № Тема занятия Цель занятия

сентябрь 1 «Мы в стране Фантазия» Создание условий, подбор и группировка материала, мониторинг.

сентябрь 2 «Волшебный кружок» Развивать у детей творческое воображение, учить видоизменять,

преобразовывать имеющиеся представления и создавать новые образы.

сентябрь 3 «Сегодня мы волшебники» Развивать умение видеть, вглядываться, знакомство с кляксографией.

сентябрь 4 «Трое из Фантазии» Познакомить с работой в смешанной технике (рисование карандашами, фломастерами, акварелью, развивать воображение.

октябрь 5 «Светлое и тёмное» формировать представления о тоне

октябрь 6 «Расколдуем белый город» Продолжить знакомство с цветовым многообразием мира; учить детей получать нужные оттенки цвета способом смешивания

октябрь 7 «Путешествие в королевство кривых зеркал» Знакомство с новой техникой рисования на мятой бумаге, учить эмоционально- образному восприятию цвета, показать взаимосвязь двух видов искусства-

музыки и живописи, учить создавать композиции

октябрь 8 «Фантастические страны» Развивать творческое воображение, учить использовать выразительно-изобразителбные средства для воплощения образов

ноябрь 9 «Весело или грустно» Учить детей отражать в рисунке своё настроение, создавать цветовую композицию.

ноябрь 10 «Что я вижу» Учить слушать музыку и изображать, то что увидел.

ноябрь 11 «В королевстве госпожи линии» Закреплять представление детей о видах линий, их характере и выразительности, продолжить знакомство с разнообразными способами графического линейного рисунка

ноябрь 12 «Вечерний город» Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж»; учить передавать в рисунке свои впечатления, закреплять умение в изображении домов разных пропорций, применять метод монотипия, развивать творчество.

декабрь 13 «Солнечные и лунные часы» Формировать умение создавать средствами линейной графики символические образы.

декабрь 14 «Невидимки» Учить детей передавать характер музыки линиями, развивать у детей фантазию и воображение, продумывать композиционное построение рисунка, использовать цвет как средство передачи характера музыки.

декабрь 15 «Рисуем ножницами» Учить с помощью ножниц вырезать различные характерные формы и составлять композиции, развивать фантазию и творчество.

декабрь 16 «Японский сад» Учить создавать композицию из бросового материала

январь 17 «Чудо-дерево»

(аппликация+лека+рисование) Учить детей применять различные техники для создания нового образа, использовать новые приёмы преобразований и комбинирования представлений развивать воображение

январь 18 «Сказочный витраж» Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, формировать умение делать рисунок на «стекле», используя тюбик с краской

январь 19 «Старичок - лесовичок» Закреплять навыки работы с разнообразным материалом, построение схемы поэтапного изготовления.

январь 20 «Снегири на ветке» Совершенствовать навыки работы с солёным тестом

февраль 21 «Авангард» Развивать творческие способности, воображение, учить изменять, преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать новые образы и образные ситуации.

февраль 22 Мозаика из яичной скорлупы (по замыслу) Познакомить со свойствами яичной скорлупы, с техникой работы с данным природным материалом, развивать творческий индивидуализм, развивать чувство формы, цвета и композиции.

февраль 23 В подарок папе (рисование пластилином) Воспитывать желание сделать подарок своими руками для близких людей, развивать фантазию, самостоятельность

февраль 24 «Путешествие по сказкам» (изготовление коробковых игрушек для театра, куклы из теста) Учить преображать бросовый материал, используя дополнительные детали, характерные для придуманного образа, развивать воображение в конструировании, знакомство с тестопластикой.

март 25 Бутафорская еда, или Праздник лакомки Знакомство с искусством поп-арта, развивать творчество, фантазию, умение использовать всевозможный бросовый материал при изготовлении

поделки

март 26 Подарок для мамы (подсвечник) Совершенствовать навыки и умение детей в лепке из соленого теста и комбинировании его с разнофактурным материалом

март 27 Птичье гнездо Учить создавать образ птиц из природного материала, формировать уверенность.

март 28 «Лебединое озеро» Совершенствовать навыки работы с бросовым и природным материалом

апрель 29 «Города страны Фантазии» Учить детей фантазировать и воплощать свои фантазии в сюжетном рисовании

апрель 30 «Транспорт Фантазии»

(коллективное) Рисование фантастического транспорта, используя приём «фантастическое сложение»

апрель 31 «Символ страны Фантазии» Дети самостоятельно находят выразительные средства, символы, отражающие их интересы, предпочтения, создав свой отличительный знак для страны

апрель 32 Организация выставки детских работ

Всего занятий 32

май Консультации для родителей, диагностика

НАВЫКИ

• Освоили различные техники в рисовании, в лепке, приёмы работы с различным материалом

• Умеют применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;

• Умеют воплощать свои замыслы в художественный образ

• Приобрели коммуникативные навыки работы в коллективе

• Умеют объединять свои работы, поделки единым сюжетом

• Сформировали независимость мышления

• Умеют отражать реальную действительность в новых непрерывных сочетаниях и связях

• Умеют изменять, преобразовывать и комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать новые образы и ситуации

• Умеют наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений

• Умеют воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности

• Овладели элементами теории решения изобретательских задач

• Умеют в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности

• Приобрели опыт художественного рукоделия с разным

материалом

• Знают разные жанры в рисовании

ГРУППОВОЙ МОНИТОРИНГ

Период проведения Форма диагностирования Содержание диагностирования

I-II неделя сентября Вводная диагностика 1. Анкетирование родителей на предмет отношения к изобразительному искусству

2. Диагностика уровня развития творческого воображения по методике О. М. Дьяченко (приложение 1)

3. Экспресс-диагностика определения уровня развития воображения детей в форме игры «На что похоже?»

4. Обследование изобразительной деятельности Ю. Ф. Гаркуша

I-II неделя мая Итоговая диагностика Оформление выставки для детей и родителей

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Технические средства Наглядные пособия материалы оборудование

Музыкальный центр

Магнитофон

Видеомагнитофон

ДВД

Мультимедийная установка

Иллюстрации

картины

Мнемотаблицы

Предметные и сюжетные картинки

Схемы последовательности

рисования и изготовления поделок Различный бросовый и при-

родный материал

разнофактурная

бумага

разнообразный

изобразительный

материал:

• Краски

• Карандаши

• Фломастеры

• Восковые мелки

• Пластилин

• Пастель

• Угольный карандаш

• тушь Мольберты

Столы

Баночки для воды

Кисти

Ножницы

Трафареты

Стеки

Палитры

Доски

Клей ПВА

Доска для рисования мелом

Коробки для хранения разного материала

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа «Итоки»: Базис развития реб. -дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова; Научн. Ред. Л. А. Парамонова – М: Просвещение 2003г.

2. Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. № 677 (с изменениями от 14.02.1997, 23.12.2002, 01.02.2005г.)

4. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, утверждённые приказом Минобразования РФ №448 от22.08.1996г.

5. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности: 2-е изд.:-Ростов-на-Дону,1992г.

6. Смирнова М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009г.

7. Прохорова Л. Н. Путешествие по Фанталии. Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

8. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. 2001г.

10. Соломенникова О. А. «Радость творчества».-М.: ИПК и ПРНО МО 2001.

11. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем».

12. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА на определение уровней развития воображения по трём степеням уровней развития детей по методике О. М. Дьяченко.

1. Низкий уровень – ребёнок в рисунке видит реальные предметы (один или два); повторяет ответы других детей; названия придумать не может.

2. Средний уровень – ребёнок перечисляет все предметы, объединяет их в сюжет или какой-то предмет, нарисованный на фантике, включает в придуманную им ситуацию; придумывает название по какой-либо детали.

3. Высокий уровень – ребёнок находит в рисунке какую- либо часть, деталь, и на основе этого у него возникает образ, иногда очень отдалённый от задуманного художником; может придумать название, объединив все детали рисунка.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ по методике О. М. Дьяченко

Исследование выявляет 6 типов решений детьми задач на воображение.

Тип 0. Изобразительное решение характеризуется тем, что ребёнок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

Тип 1. Ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и т. п., но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

Тип 2. Ребёнок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Тип 3. Ребёнок изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку и т. п.).

Тип 4. Ребёнок изображает несколько объектов, но по воображаемому сюжету.

Тип 5. При этом типе задания фигура используется качественно по-новому. В данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребёнком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша). При этом типе ребёнок прявляет большую свободу в использовании заданных элементов для создания образа воображения.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Рабочая учебная программа кружка по изобразительной деятельности «Страна Фантазия» (на 1 год обучения)
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 06:09
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...