Лучший педагог года

Рабочая учебная программа по курсу «Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни»

Сабина Рябышена Алексеевна
Рабочая учебная программа по курсу «Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе специальных программ :

• Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

• Т. Б Филичевой, Г. В Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»;

• Г. А Каше, Т. Б Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи»;

Публикация «Рабочая учебная программа по курсу „Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни“» размещена в разделах

Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В Гербовой, Т. С Комаровой, и обеспечивает целенаправленную и планомерную работу с логопедическими детьми по преодолению у них выраженных недостатков речи.

Коррекционно-речевая работа с детьми осуществляется на специальных логопедических занятиях и вне их. Логопедические занятия делятся на :

• Фронтальные (проводятся 3 раза в неделю);

• Подгрупповые (проводятся 2 раза в неделю);

• Индивидуальные (проводятся 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести речевого дефекта у ребенка).

Диагностика состояния коррекции речи детей проводится 3 раза в год:

Особенностью программы является внедрение мультимедийного обучения при формировании лексико-грамматических категорий языка у логопедических детей на подгрупповых занятиях.

Программа составлена с учетом межпредметных связей в процессе коррекционно-речевого обучения :

«Художественная литература» - произведения, рекомендованные детям 7-го года жизни (при автоматизации исправленных дефектных звуков; при пополнении и актуализации словаря; при формировании связной речи);

«Ребенок и окружающий мир» - ознакомление с предметами и явлениями окружающей жизни (пополнении и актуализации словаря при знакомстве с лексическими темами; формирование грамматических категорий языка; словообразование; установление следственно-причинных связей и пр.)

«Изодеятельность» - игры на цветовосприятие и цветоразличие; графические упражнения; знакомство с произведениями живописи;

«Экологическое воспитание» - ознакомление с объектами и явлениями природы;

«Физическое воспитание» - здоровьесберегающие технологии (гимнастика, речевые игры с движениями, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры).

Реализацией национально регионального компонента является внедрение в практику коррекционно-речевой работы с дошкольниками с речевыми нарушениями

• Знакомства с растительным и животным миром Подмосковья;

• Со столицей нашей Родины – городом Москвой;

• С русским народным творчеством;

• С русскими народными игрушками и играми.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

№ Речевое нарушение Главные задачи коррекции речи

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стертая форма дизартрии

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью массажа и специальных упражнений.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Постановка дефектных звуков, автоматизация и закрепление их произношения в спонтанной речи.

4. Дифференциация звуков по сходным артикуляционных и акустическим признакам.

5. Развитие навыка звукослогового анализа и синтеза слов. Подготовка к обучению грамоте.

6. Формирование связной монологической речи средствами обогащения словаря и закреплением владения грамматическими средствами языка в соответствии с возрастными нормами.

7. Развитие познавательных процессов.

8. Совершенствование ручной умелости и моторики.

2. Общее недоразвитие речи. Стертая форма дизартрии.

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью массажа и специальных упражнений.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Постановка дефектных звуков, автоматизация и закрепление их произношения в спонтанной речи.

4. Дифференциация звуков по сходным артикуляционных и акустическим признакам.

5. Формирование лексико-грамматических категорий речи согласно возрастным нормам.

6. Формирование диалогической и монологической связной речи (по возрастной норме).

7. Развитие навыка звукослогового анализа и синтеза слов. Подготовка к обучению в школе.

8. Развитие познавательных процессов.

9. Совершенствование ручной умелости и моторики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ДИАГНОСТИКА.

Диагностика речевых нарушений по результатам ПМПК – позволяет вычислить количество и процент детей, имеющих речевые нарушения разной сложности, что в дальнейшем позволит правильно координировать коррекционно- речевую работу на подгрупповых и фронтальных занятиях.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПМПК У ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

НА 2013-2014 ГОД.

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Сентябрь, 2013 год.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ – позволяет достоверно заполнить речевые карты и составить индивидуальные коррекционно- речевые планы работы с детьми. При диагностике состояния речи детей используют специальные методики для детей 6-го года жизни с речевыми нарушениями.

По итогам обследования речи заполняются речевые карты и листы индивидуальных коррекционно- речевых планов работы с ребенком.

Обследование звукопроизношения детей в сентябре завершается составлением экрана звукопроизношения всей группы, на основе данных которого проводится анализ коррекции звукопроизношения у детей в январе при проведении промежуточного среза.

Кроме диагностики состояния речи, в сентябре проводится обследование у детей 6-го года жизни зрительного восприятия и мелкой моторики.

А также сформированность познавательных процессов по возрастной норме.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЙ.

Для удобства коррекционно-речевого обучения материал систематизирован

По периодам обучения;

По форме коррекционных занятий;

По содержанию работы с детьми;

Примерным методам и приемам работы.

В организации работы используются тематический план лексических тем. А также перспективный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Осуществляется с помощью различных предметов методической работы :

Обязательное присутствие воспитателя на логопедическом (фронтальном) занятии и ведение записи успехов и неуспехов детей по ходу занятия;

Работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечерние часы («логопедический час»);

Логопедизация фронтальных занятий воспитателя с учетом рекомендаций учителя-логопеда и тематического планирования;

Участие воспитателей в ПМПк ДОУ с целью обсуждения вопросов оптимизации логопедического процесса и динамики коррекции речи отдельных детей.

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Наглядные материалы Практические мероприятия Совместные мероприятия

1. Печатные материалы:

Оформление «уголка логопеда».

Рекомендации, памятки походу коррекционно-речевой работы;

Буклеты тематического характера о работе с детьми в логопедической группе;

Журнал для родителей «день за днём».

2. Знакомство родителей с выполнением детьми заданий на логопедических занятиях;

С лексико-грамматическими тетрадями (авт. Васильева)

С рабочими листами;

С тетрадями для графических диктантов. 1. Посещение родителями индивидуальных и др. логопедических занятий логопеда (обговаривается заранее).

2. Устные индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам хода коррекции речи у детей.

3. Семинары-практикумы для родителей (1-2 раза в год).

4. Родительские собрания (3 раза в год). 1. Участие в различных конкурсах, проводимых в группе, например «Моя логопедическая кукла».

2. Подготовка к проведению утренников и развлечений (костюмы, атрибуты и пр.)

3. Участие в родительских собраниях (анкеты, вопросники, выступление о семейном опыте и пр.).

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРЕКЦИОННО - РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ (в течение года).

Направления коррекционно-речевой работы ОНР, стертая форма дизартрии ФФНР, стертая форма дизартрии

Коррекция звукопроизношения Постановка наибольшего количества дефектных звуков, введение наиболее трудных в спонтанную речь ребенка.

Исправление всех дефектных звуков, введение их в спонтанную речь ребёнка.

Лексико-грамматические категории языка Актуализация лексического словаря, умение сравнить, классифицировать, обобщать.

Сформировать у детей грамматический строй языка согласно возрастным нормам

Полное овладение лексико-грамматическими категориями речи в соответствии с возрастными нормами.

Связна речь Уме пересказывать короткие литературные тексты, составлять описательные рассказы по предметам, картинкам с помощью вопросов. Иметь навыки составления небольших рассказов из коллективного и личного опыта с опорой на картинки, образец и план учителя-логопеда. Уметь простые предложения распространять с помощью вопросов учителя логопеда.

Уметь пересказывать небольшие литературные произведения близко по тексту. Составлять рассказы по картинкам, по ряду картин с незавершенном концом. Составлять рассказы из личного и коллективного опыта по плану и образцу учителя –логопеда. Предложения распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые.

Подготовка к обучению грамоте. Усвоение понятий «звук-слово-предложение», звуки-гласные-согласные, согласные звуки – твердые-мягкие, звонкие-глухие. Звукослоговой анализ и синтез слов. Схемы слов и предложений. Научится работать в тетради в крупную клетку.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по ФЦКМ (старшая группа) ФЦКМ № задания Критерии Методика проведения Оборудование Задание 1 Знает Ф. И. О. родителей, домашний адрес Задание: - Назови свою ФИО. -Как.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая учебная программа по курсу «Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни»
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД