Получи документы

Рабочая учебная программа кружка по развитию речи «Повторяйка!» (младший дошкольный возраст)

Екатерина Филатова
Рабочая учебная программа кружка по развитию речи «Повторяйка!» (младший дошкольный возраст)

Пояснительная записка

Программа «Повторяй-ка»

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Публикация «Рабочая учебная программа кружка по развитию речи „Повторяйка!“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах

• Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».

• Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т. д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.

Новизна и Актуальность

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.

Актуальность создания кружка «Повторяйка» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели и задачи занятий:

Цель кружка – содействовать развитию речи детей, увеличению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, посредством игровых технологий, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая:

Формирование правильных артикуляционных навыков.

Формирование речевого и слухового внимания.

Развивающая :

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие силы голоса и выразительности речи.

Развитие речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие чувства ритма, темпа, просодики.

Укрепление лицевых мышц.

Воспитательная:

Воспитывать осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.

Воспитывать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь к родной речи.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы :

принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Формы работы :

Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

Дыхательные и фонопедические упражнения.

Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Упражнения на расслабление (релаксация).

Структура занятия:

подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 8-10 минут, включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

на развитие внимания;

регулирующие мышечный тонус;

на развитие чувства темпа и ритма;

на развитие координации движения;

на координацию речи с движением;

на развитие речевых и мимических движений.

На развитие мелкой моторики пальцев рук;

Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения, направленные на развитие чувства темпа, метра (размера, ритма.

Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие творческой инициативы.

Игра.

Развитие мимической мускулатуры.

Коррекция звукопроизношения.

Релаксация.

Компонент МА ДОУ:

данная программа рассчитана на возрастные группы от 3 до 4 лет. Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю в первой половине дня с учетом требований, предъявляемым к временным рамкам: 2-младшая группа – 15 мин. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.

Национально-региональный компонент.

Особенностью кружка является включение в каждое занятие элементов национально-регионального компонента.

Задачи по национально-региональному компоненту:

расширять представления детей о родном крае, о городе Мытищи;

информировать родителей и поощрять посещение родителей с детьми выставок детских работ, детских спектаклей, проводимых в Мытищинской картинной галерее, театрах «Фэст» и «Огниво» и других культурных организациях нашего города.

Диагностический блок

В начале проведения занятий по программе и в конце проводится диагностика для проверки эффективности работы кружка. Для диагностики детей младшего дошкольного возраста больше подходит наблюдение

Объективные данные о поведении ребенка

АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ высокая с интересом и желанием занимается

низкая бездеятелен, вял, пассивен

неустойчивая смешанная

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

со взрослыми, со сверстниками хорошие положительно относится к окружающим, контактен, внимателен

плохие замкнут, агрессивен

неустойчивые смешанные

РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ высокая охотно отвечает на вопросы взрослого, с удовольствием вступает в контакт

низкая молчит, замкнут

неустойчивая смешанная

Мелкая моторика хорошая ребенок справился с заданием.

плохая ребенок не справился с заданием.

слабая

ребенок справился с помощью взрослого.

Артикуляционный аппарат Тонус

Активность

Объем движений

Точность выполнения Норма повышен понижен,

Достаточная, недостаточная, тремор, отклонение в сторону (вправо-влево).

Полный, неполный

Словарный запас. Высокий уровень

Низкий уровень

Наличие активной речи, фразовая речь.

Понимание речевой инструкции, достаточный объем понимаемых слов, обозначающих предметы быта, одежды, игрушек, транспорта;

Уровень развития оценивается не только в соответствии с возрастными нормами, но и прослеживается в динамике для каждого ребенка по сравнению с уровнем в начале занятий.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Раз, два, три, игрушку собери» (младший дошкольный возраст) Описание работы: Данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, и станет хорошим помощником для воспитателей групп раннего дошкольного.

Игры для развития сенсорики младший дошкольный возрастИгры для развития сенсорики младший дошкольный возраст Пояснительная записка Развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов называют сенсорным развитием ребенка. Наличие.

Пальчиковый театр «Репка» (младший дошкольный возраст)Пальчиковый театр «Репка» (младший дошкольный возраст) Пальчиковый театр. «Репка». (младший дошкольный возраст) Цель: Создание условий для активизации творческого мышления детей. Задачи:.

Рабочая программа по ФЭМП «Геометрическая мозаика» (старший дошкольный возраст) Учебно-тематический план Содержание программы Месяц Тема Цель Оборудования Октябрь 1. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта Пояснительная записка. Программа рассчитана для учащихся начального звена (дети 7-9 летнего возраста) c ФФН и ОНР(III и IV уровня, недостатки,.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Лего-гимнастика для ума» Пояснительная записка Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего.

Рабочая учебная программа по экологии. Региональный компонент. Средняя группа Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы. Задачи: 1. Воспитывать.

Театрализованная деятельность по сказке «Теремок» младший дошкольный возраст Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные.

Экологический проект. Зимующие птицы. младший дошкольный возраст.Экологический проект. Зимующие птицы. младший дошкольный возраст. Данный проект проходил в 1 младшей и 2младшей группах. Проект был приурочен к экологическому десанту в детском саду. Проект был краткосрочным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая учебная программа кружка по развитию речи «Повторяйка!» (младший дошкольный возраст)
Опубликовано: 11 октября 2015 в 22:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД