Рабочая учебная программа «Шондi» (реализация национально-регионального компонента в ДОУ)

Маргарита Неведомская
Рабочая учебная программа «Шондi» (реализация национально-регионального компонента в ДОУ)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида»

Рабочая учебная программа

«Шондi»

подготовительная группа

Авторы – разработчики:

М. Н. Неведомская

воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Д/с № 94»

Ухта 2012 г.

Содержание:

1. Пояснительная записка. 3

2. Учебно-тематический план непосредственной образовательной

деятельности по программе «Шондi». 16

3. Календарно-тематическое планирование занятий в подготовительной

группе. 17

Пояснительная записка.

В условиях развитой системы учреждений компенсирующего вида в Российской Федерации для детей данной категории, исходя из национальных интересов в области образования, годовых задач нашего учреждения, которые требуют использование современных технологий в подходе к образовательному процессу, актуальным видится более детальный пересмотр и системный подход к выбору форм и содержания коррекционно–развивающего взаимодействия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Возникает необходимость разработки рабочей программы, которая позволила бы более углубленно подойти к организации работы с детьми с нарушениями речи.

Содержание базисной программы расширено введением национально – регионального компонента, который направлен на освоение детьми ближайшего окружения, приобщения детей с ранних лет к культуре родного края, знакомству с национальными особенностями, традициями, животным и растительным миром Республики Коми, в которой мы живем.

Целью рабочей учебной программы является формирование представлений детей 6-7 лет о культуре и традициях коми края. Данная цель конкретизируется в решении следующих задач:

1. Приобщать детей к культуре народа коми, формировать к ней положительное отношение.

2. Развивать интерес к коми песенному и танцевальному искусству, способствовать популяризации творчества авторов, пишущих произведения для национальных коллективов.

3. Повышать исполнительское мастерство, развивать творческий потенциал детей.

4. Развивать я языковые способности детей: память, внимание, речевой слух, вероятность прогнозирования, которые способствуют более эффективному решению задач, коррекции речевых нарушений у дошкольников, а так же смогут стать основой для владения любыми иностранными языками и произносительными навыками.

5. Воспитывать у детей чувство принадлежности к определённому языковому и культурному сообществу, воспитывать детей на лучших образцах коми народной культуры.

6. Выявлять и поддерживать одарённых детей.

Развитие дошкольников в процессе образовательной работы кружка «Шондi» предполагает единство и взаимосвязь:

интереса к родной культуре;

знания особенностей, традиций, своеобразного наследия народа коми;

нравственных и эстетических чувств по отношению к культуре родного края (любовь, доброта, восхищение и пр.)

Формы организации работы:

фронтальные занятия – посиделки один раз в неделю по 20 – 30 минут;

создание соответствующей предметно – развивающей среды для самостоятельных игр и стимулирования собственной активности дошкольников в познании культуры родного края.

Учебно-тематический план кружка «Шондi»

Содержание РУП Объем учебной нагрузки по программе

(количество занятий)

Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Всего занятий в неделю 1

Всего занятий в месяц 4

Всего занятий в год 32

Другие формы работы с детьми Рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах, экскурсии, дидактические игры, подвижные игры, праздники, создание альбомов и пр.

Календарно-тематическое планирование занятий в средней группе

Месяц № занятия Тема занятия Цель занятия

(общеобразовательное содержание) Компонент ДОУ

(коррекционное содержание)

Октябрь 1 Жители Коми республики Дать представление о коренных жителях Коми республики их прошлом и настоящим Введение в словарь существительных и прилагательных.

2 Оленеводы Закрепление ранее полученных знаний, знакомство с жизнью оленеводов в стойбище Вести новые слова: оленеводы, нарты, чум.

3 Северные олени Знакомство с оленями какую пользу они приносят Обучение умению употреблять в ответах сравнения, образные выражения.

4 Картина «Дети севера» Умение составлять рассказа по сюжетной картине Развитие диалогической речи: умение задавать и отвечать на вопросы по содержанию.

Ноябрь 1 Коми национальная одежда Знакомство с коми национальной одеждой Введение новых слов: малица, пимы и пр.

2 Коми орнамент Закрепление знаний о коми орнаменте, умение составлять узоры и называть их Развитие слухового внимания, мелкой моторики.

3 В гости к Берестяночке Знакомство с предметами быта коми Ввести новые слова: береста, туесок, короб, лапти и пр.

4 Коми пословицы и поговорки Ознакомление с пословицами и поговорками, расширение кругозора детей Развитие слухового внимания, памяти при заучивании автоматизация поставленных звуков речи.

Декабрь 1 Вечер коми загадок Ознакомление с коми загадками Развитие мышления и памяти.

2 Коми загадки Закрепление коми загадок При заучивании загадок автоматизация поставленных звуков речи.

3 Коми композитор и поэт Знакомство с коми композитором и поэтом Василием Ладыгиным с его песней «Бура гажа влi майын». Обращать внимание детей на мелодичность, на певность красоту коми языка. Развитие координации речи с движением.

4 Песня «Бура гажа влi майын» Обучение умению слушать коми песню. Развитие слухового внимания, памяти.

Январь 1 Коми сказка «Пера – богатырь». Формирование представления о коми богатыре. Развитие творческого воображения, речевого слуха.

2 Былинный герой «Кртайка». Продолжение формирования знаний о былинных героях. Развитие памяти, мышления.

Февраль 1 Коми песенки и патешки. Знакомство с коми песенками и потешками. Обучение умению слушать их. Развитие координации речи с движением.

2 Коми считалки. Формирование представления о коми считалках. Развитие слухового внимания, памяти.

3 Чтение сказки «Яг – морт». Рассматривание иллюстраций. Обучение умению слушать сказку, довести до сознания детей главную идею сказки. Развитие слухового внимания, памяти.

4 Рисование на тему «Коми богатыри». Систематизация знаний о коми богатырях. Развитие мелкой моторики.

март 1 Слушание песни на коми языке «Эн сьылй». Обучение умению слушать песню, обращая внимание на мелодичность, напевность, красоту коми языка. Развитие слухового внимания, формирование умения повторять с детьми заданный ритмический рисунок с помощью свистульки.

2 Игра на коми языке

«Ошк – Баб». Знакомство с правилами игры, разучивание слов к этой игре. Развитие координации речи с движением, ориентировка в пространстве.

3 Игра на коми языке

«Ошк – Баб». Продолжение разучивания коми игры. Автоматизация поставленных звуков речи.

4 Слушанье стихотворения на коми языке «Кань». Обучение умению слушать стихотворение, обращая внимание на красоту коми языка. Развитие слухового внимания.

апрель 1 Подготовка к фестивалю «Йлга». Приучать активно участвовать в подготовке к фестивалю. Развитие координации речи с движением, ориентировки в пространстве.

2 Фестиваль «Йлга». Вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. Развитие координации речи с движением, ориентировки в пространстве и ритмичность.

3 Коми музыкальные инструменты. Знакомство с Коми музыкальными инструментами. Ввести новые слова: чипсан и пр.

4 Чтение коми сказки

«Лиса и заяц». Обучение умению оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слухового внимания.

Показатели качественных изменений уровня подготовки детей 6-7 лет по программе «Шондi»:

Итогом освоения детьми подготовительной к школе группы, содержание программы являются следующие ожидаемые результаты.

1. У детей формируются представления о коренных жителях республики коми.

2. Формируется интерес к родной культуре.

3. Формируется интерес к коми песенному и танцевальному искусству.

4. Знакомятся с коми поэтами, певцами и композиторами.

5. Узнают особенности, традиции, своеобразное наследие народа коми.

Список используемой литературы:

1. Газеты «Коми Му», «Парма гор».

2. Журналы «Би кинь», «Йлга», «Войвыв кодзув»

3. Сайт: http://ru.wikipedia.org/

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Рабочая учебная программа «Шондi» (реализация национально-регионального компонента в ДОУ)
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 13:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«В разноцветной стране — разноцветные звери». Консультация для педагогов. Мастер-класс
Для того, чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь творческое занятие. И не важно есть у ребёнка талант или нет. Дети занимаются...
Лэпбук «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Ранее я писала о том, что в своей группе готовила детей к проектной работе. Успешно выступив на уровне ДОУ , мы с...
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)
Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание их. 22....
Непосредственно-образовательная деятельность: «Желтый одуванчик» в первой младшей...
Цель: 1. Формировать у детей представление о цветке - одуванчике. 2. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиковыми красками. З....
Методическое пособие. Театральная ширма «Времена года»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его...