МААМ-картинки

Работа ДОУ в условиях введения ФГТ

Людмила Шаврина
Работа ДОУ в условиях введения ФГТ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для этого были разработаны и введены в действие федеральные государственные стандарты.

Публикация «Работа ДОУ в условиях введения ФГТ» размещена в разделах

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных требований?

В настоящее время разработаны и утверждены федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области, основные задачи образовательных областей и установлен основополагающий принцип – принцип интеграции образовательных областей.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идё т о совокупности образовательных областей:

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств выпускника детского сада;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается:

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми : игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от оснащённости группы и детского сада, от опыта и творческого подхода воспитателя. В работе с детьми младшего возраста педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер.

С введением федеральных государственных требований модель организации образовательного процесса педагоги планировали исходя из двух блоков: блока совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

За время работы детского сада в условиях новых требований, коллективом накоплен определённый опыт по внедрению федеральных государственных требований в практику педагогической работы ДОУ :

Изучались нормативные и инструктивные документы федерального, регионального и муниципального уровней, на основе чего был разработан пакет документов, регламентирующих работу учреждения.

Разработана и утверждена основная образовательная программа учреждения в соответствии с концептуальными положениями новых требований.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области реализации федеральных государственных требований разработали и внедрили внутрисадовскую систему повышения квалификации педагогов: проводились педагогические советы, семинары на тему: «Федеральные государственные требования: цели, задачи и пути реализации», «Образовательная программа - как модель организации образовательного процесса в ДОУ». Организовали в ДОУ работу постоянно действующих Центров по изучению и внедрению федеральных требований в образовательный процесс. Работа «Центров» была ориентирована на повышение качества образовательного процесса и на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов ДОУ. Тематика «Центров» соответствовала развитию детей по образовательным областям, руководителями являлись педагоги – новаторы ДОУ. В рамках работы «Центров» рассматривались как теоретические, так и практические вопросы.

Опыт написания образовательной программы учреждения в соответствии с новыми требованиями передавался в индивидуальном порядке другим детским садам района.

Педагогическая работа по совершенствованию образовательной деятельности в ДОУ в условиях введения федеральных требований был представлен на методических объединениях: «Школа передового опыта» в рамках образовательной деятельности была представлена работа с детьми в старшей группе по проектной деятельности, и на методическом объединении музыкальных руководителей – работа детско-родительского клуба «Забавушка» в подготовительной к школе группе, это инновационная форма работы с родителями помогла сплотить коллектив детей и взрослых. Совместная их творческая работа обогатила не только мир ребёнка, но и способствовала установлению положительного психоэмоционального контакта со взрослыми. Дети учились творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности. В рамках работы методического округа была представлена работа учителя – логопеда с детьми в виде интегрированной образовательной деятельности по подготовке ребёнка к обучению грамоте. Здесь же обсуждался вопрос по преемственности ДОУ и начальной школы в связи с новыми требованиями дошкольного и начального школьного образования.

Активизирована работа с родителями с целью создания единого пространства детского развития и максимального их вовлечения в образовательный процесс: родительские встречи в группах проводятся с показом детской деятельности, консультации с учётом запросов родителей, организована почта доверия, работа детско – родительского клуба «Забавушка» и т. п. Вся эта работа способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности взрослых и, как следствие, обогащению детско-родительских отношений.

Одним из актуальных направлений развития современного образования является сетевое взаимодействие, целью которого является объединение, сбор, систематизация и последующее обобщение и распространение результатов педагогической деятельности. Наш детский сад входит в методический округ «Заводской» и является базовым. Перед работой округа поставлены следующие задачи: повысить качество образовательного процесса, сделать его более разнообразным с учётом введения федеральных требований. У нас налажены партнёрские отношения с детскими садами города и района, заключёны договоры о взаимном сотрудничестве.

Уже на протяжении ряда лет детский сад взаимодействует с музеем, детской библиотекой, детской школой искусств, пожарной частью города и т. д. Сотрудничество с данными учреждениями работает на достижение целей образовательной программы и формирование личности дошкольников.

Образовательный процесс педагоги ДОУ строили на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели наполняли повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включали каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовали реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатели развивали у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Все педагоги ДОУ перешли на комплексно – тематическое планирование в соответствии с новыми требованиями. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический компонент построения образовательного процесса позволяет вводить региональные компоненты, учитывать направление ДОУ. А интегрированный подход в организации педагогического процесса даёт возможность развивать в единстве все сферы детской деятельности.

В перспективе наш детский сад переходит на программу нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Эта программа является инновационным общеобразовательным документом для ДОУ, подготовленным в соответствии с федеральными государственными требованиями и опирается на лучшие традиции отечественного образования, т. е. вся работа о которой я сейчас говорила будет продолжаться.

Публикации по теме:

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей. Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа ДОУ в условиях введения ФГТ
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 15:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД