«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.

Людмила Карловская
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Ведение с. 2

2. Основная часть с. 2

2.1. Литературный обзор по вопросу исследования с. 2

2.2. Описание эксперимента с. 3

3. Анализ результатов и выводы с. 6

4. Литература с. 6

5. Приложение с. 7

1. ВВЕДЕНИЕ

Моя бабушка часто говорит такую фразу «Ему все как с гуся вода!». Я спросила ее, как понять это выражение? Бабушка объяснила мне, что вода стекает с гусиного оперения, и он не намокает. А вот почему он не намокает, она мне ответить не смогла.

С этим вопросом я обратилась к своему воспитателю. Людмила Михайловна предложила провести исследование.

Цель исследования – изучение причин непромокаемости гусиного оперения.

Гипотеза: возможно гусиное оперение чем – то покрыто.

Задачи:

1. Изучить историю одомашнивания гуся.

2. Проанализировать роль гуся в фольклоре.

3. Доказать экспериментально причины непромокаемости гусиного оперения

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Литературный обзор по вопросу исследования

Гусь, как известно, выходит сухим из воды. Почему с него стекает вода? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?

Вместе с воспитателем мы просмотрели много литературы, в основном энциклопедии, искали материал и в Интернете. Повезло нам и наблюдать купание гусей. Даже провели исследование гусиного пера. (Приложение 1) Вот что я узнала:

Домашний гусь — одомашненная форма серого гуся (Anseranser, с которым он образует общий вид. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту.

Из-за перьев и вкусного мяса серый гусь был одомашнен довольно рано. Изучая библейские тексты, древнеегипетские и древнеримские источники, документы Древнего Китая, можно заключить, что это одна из древнейших домашних птиц, поскольку гусей одомашнили более трех тысяч лет назад.

Однако гуси менее других домашних птиц изменены человеком, со-временный домашний гусь практически такой же, каким он разводился ещё древними римлянами и германцами.

У древних греков гусь был священным животным и держался в каче-стве домашнего любимца, красотой которого восхищались. По преданию, у Пенелопы было 20 домашних гусей, которые служили, скорее, как украшение двора, нежели как полезные животные. У римлян почитался гусь Юноны, из-за чего в храме на Капитолии содержались гуси. Именно они при нападении галлов своим шумом разбудили охранный гарнизон и спасли крепость.

Образование различных пород гусей проходило главным образом в Европе. В начале главной целью являлось увеличение размеров гуся. Уже 150 лет назад домашние гуси насчитывали 8 кг веса. Позже в поле зрения всё больше попадало такое качество, как способность к массовому размножению. (Приложение2)

В русском фольклоре тоже часто упоминается гусь. Все мы помним сказку «Гуси-лебеди» или песенку «Два веселых гуся», существует множество загадок. (Приложение 3) Есть старая поговорка «Стряс беду как гусь воду, с нас беда как с гуся вода». «Ему все как с гуся вода!». Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода с нашего дитятки худоба (т. е. болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Гуся упоминают во многих случаях, связанных с неодобрением поведения человека, сомнительной его репутацией: «Каков гусь!», «Хорош гусь», «Гусь лапчатый», «Что с гуся вода — отряхнулся и забыл»… В этих выражениях нет ничего зазорного, предосудительного для самого гуся, птицы симпатичной, уважаемой людьми.

Гуси – очень красивые птицы, они живут рядом с человеком. Дело в том, что гуси действительно всегда выходят сухими из воды. И сколько бы они ни плавали, ни ныряли — мокрыми не бывают. У них густой пух и плотно прикрывающие его гладкие перья. Есть у гусей и другая надежная защита от воды. Сидя на берегу, они долго занимаются своим туалетом: перебирают клювом, чистят, холят свое оперение. (Приложение 3)

Около хвоста у гусей есть копчиковая железа, нечто вроде «тюбика» с жиром. Гусь выдавливает кончиком клюва этот жир и смазывает одно за другим каждое перышко. Жировая смазка, оберегая перья от намокания, придает им эластичность, облегчает скольжение птиц по воде. Не только у гусей, но и у всех водоплавающих птиц такое оперение. И гуси или утки могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.

Так почему же гусь выходит «сухой из воды»? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?

Описание эксперимента

Мы решили провести эксперимент и назвали его «Гусиный секрет»

Задачи:

Опытным путем выявить свойство жира не пропускать воду.

Показать способ нанесения гусем жира на перо.

Сравнить гусиные и куриные перья на воздействие на них воды.

Материалы: гусиные и куриные перья, вазелин, емкость с водой.

Методы: эксперимент, наблюдение, анализ.

Эксперимент:

Мы решили взять для имитации жироподобной смазки гусей вазелин.

Смазали перья гуся и курицы и опустили их в емкость с водой.

Перья и гуся и курицы не потонули и не намокли, а вода стекала с поверхности пера крупными каплями.

А что же будет, если смыть смазку с пера гуся? Для этого мы использовали мыльный растворТщательно смыли смазку и опустили перья гуся и курицы в чистую воду. Перо гуся намокло, так же как и куриное.

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

По итогам своего наблюдения за строением гусиного крыла и по ре-зультатам опыта над куриным и гусиным перьями, прочитав энциклопедии, я узнала, почему у гуся перья всегда сухие. Моя гипотеза подтвердилась: гуси смазывают свои перья жиром из копчиковой железы.

Также узнал, почему говорят «как с гуся вода». «Как с гуся вода» – говорят про человека, которому повезло в какой-нибудь опасной ситуации. А ещё про такого счастливчика можно сказать, что он «вышел сухим из воды».

А вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром про не приспособленных к жизни людей говорят: «Как мокрая курица».

Публикации по теме:

Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».

Взаимодействие с родителями. Как показывает опыт и научные исследования, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 18:22
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...