Лучший педагог года

Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде

Татьяна Горькая
Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде

Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде

Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. Санкт-Петербург

Система работы над гласными звуками.

Порядок прохождения гласных звуков : А, Э, О, И, У, Ы.

Сначала гласный звук артикулируется без голоса (немая артикуляция). Затем звук произносится : - шёпотом, - тихо, - громко. Ноздри при этом рекомендуется зажимать, чтобы не было утечки воздуха. Сначала звук отрабатывается на твёрдой атаке. Ребёнок делает вдох и на выдохе произносит звук ( пример: а/; а/а/). По мере изучения других звуков начинается работа над сочетаниями звуков ( пример: а/о/; а/о/а/; а/о/а/о/). Затем гласный звук произносится с паузой в 1 секунду, 2 секунды, 3 секунды ( пример: а/- а/; а/- - а/; а/- - - а/; а/- о/; а/- - о/). При этом сегменты нёба сами удерживаются в поднятом положении. Далее отрабатывается плавное произнесение звуков. Последний звук тянется ( пример: а/а/а/а/___). Затем переходят к плавному произнесению в сочетании звуков.

Публикация «Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде» размещена в разделах

Работа над согласными звуками.

Перед логопедом стоят задачи:

• научить распознавать звуки;

• научить правильно воспроизводить артикуляцию;

• применять это умение в самостоятельной речи.

Логопед должен максимально использовать все сохранные предпосылки ребёнка.

Надо помнить:

1. Определение последовательности прохождения звуков строго индивидуально.

2. Учитываются рубцы, аномалии зубного ряда, ортодонтическая аппаратура (протезы).

3. Допускаются некоторые отклонения в артикуляции, аналогия звуков.

4. Заметно увеличен срок подготовительных упражнений.

5. Следует учитывать слабость воздушной струи и не требовать от ребёнка активного произнесения взрывных звуков (пр. : звук П).

Приёмы работы над отдельными звуками.

Звук П.

Через дутьё, пошлёпывая губами. Губы предлагается облизать, т. к. влажные губы смыкаются плотнее. Это увеличивает смычку.

Высунуть язык и при этом поплёвывать губами.

Надуть щёки и хлопнуть по щекам руками (ладонями).

Все три приёма делают с зажатыми ноздрями. Вначале зажимаются - обе ноздри, - затем одна, - зажим исключается.

Звук Т.

Нужно улыбнуться так, чтобы стали видны зубы и сплюнуть, высунув кончик языка.

От опорного звука П. Ребёнок произносит сочетания «па – па», при этом кладёт кончик языка на нижнюю губу. Губы раздвигает в улыбку (кончик языка широкий).

Можно использовать опорный звук С. При произнесении межзубного звука С смыкать и размыкать резцы.

Звук К.

От звука Т. Ребёнок произносит сочетания «та – та – та». Шпателем кончик языка удерживается внизу и отодвигается вглубь рта. Получается «та – тя – кя – ка».

Звук С.

На язык накладывается соломинка. Дутьё через соломинку позволяет выработать направленную воздушную струю, облегчает образование желобка, снимает излишний подъём спинки языка. Постепенно соломинку выдвигаем изо рта.

Особенности закрепления согласных звуков.

Следует учитывать:

1. Звуки закрепляются в обратных слогах в сочетании с гласным звуком на твёрдой атаке ( пример: а/к).

2. Также в обратных слогах, но между гласным звуком на твёрдой атаке и согласным звуком пауза в 1 секунду ( пример: а/- к).

3. Звук закрепляется между гласными звуками. Первый звук – гласный на твёрдой атаке ( пример: а/ка).

4. Звук также закрепляется между гласными звуками, но с паузой в 1 секунду ( пример: а/- ка). Далее пауза увеличивается в 2 секунды, в 3 секунды ( пример: а/- - ка, а/- - - ка).

До операции могут быть не поставлены заднеязычные звуки К,Г,Х и звук Р.

Подготовительные упражнения и постановка звуков в дооперационный период занимает по времени 1 год и больше.

У детей-ринолаликов затруднена дифференцировка и распознование на слух близких по звучанию фонем. Поэтому воспитанию фонематического слуха уделяется больше внимания.

Работа по развитию фонематического слуха предполагает:

1. Выделение звука из ряда изолированных звуков.

2. Определение наличия изучаемого звука в слове.

3. Определение места звука в слове.

4. Различение правильно произносимого звука и искажённого.

(Ребёнок говорит, когда название картинки было дано правильно).

5. Определение правильности произношения звука в предложении.

(Нужно выделить слово в контексте).

Ребёнок должен на слух различать ротовое и носовое произношение звуков.

Так как упражнения по развитию фонематического слуха утомительны для детей то, чтобы не вызвать перенапряжения, необходимо

На первом занятии анализировать не больше 3-4 слов.

По времени эти упражнения не должны превышать 5-7 минут.

Публикации по теме:

«Поиграем со звуками». Консультация для родителей групп раннего возраста Вся жизнь дошколенка - игра. Играя, малыш познает мир, узнает свойства предметов и окружающих явлений. За первые годы жизни ребенок успевает.

Рекомендации по работе над свистящими звуками Звуки «с, сь, з, зь, ц» называют свистящими. Характеристика звуков: • по способу образования звуки «с, сь, з, зь» называют щелевыми, а.

Игровой логопедический тренинг для родителей «Игры со звуками» Автор-составитель: Прожерина Марина Петровна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4» Камышловского городского.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект логопедического занятия «Мы со звуками играем. Звук [С]» .

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимняя прогулка со звуками «С» и «С». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимняя прогулка со звуками «С» и «С*». Подготовила: Попкова О. А. Образовательные.

Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург Коррекционная работа.

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима. Знакомство со звуками [М], [М’] и буквой «М» Организационный момент. Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-Зиме. А попадёте вы к ней в гости если пройдём по буквенной дорожке. Девочки.

Мастер-класс для родителей «Звучащие ритмы. Играем со звуками»Мастер-класс для родителей «Звучащие ритмы. Играем со звуками» Цель: познакомить родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки (технология.

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде
Опубликовано: 2 мая 2016 в 18:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД