Работа по автоматизации звуков с использованием рисунков — схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Татьяна Плугина
Работа по автоматизации звуков с использованием рисунков — схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают. При ответе учителю и при общении со сверстниками ребенок комплексует, плохо справляться со звуковым анализом слов, пишет так, как говорит, испытывает затруднения при чтении. Замыкается в себе.

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, рисуя, ребенок развивает мелкую моторику доминирующей руки, развитие речи, а значит и автоматизацию поставленных звуков.

Работа с дошкольниками по исправлению нарушенного звукопроизношения должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью мы в МДОУ решили разнообразить логопедическую работу используя простейшие рисунки – схемы. Одна из важнейших задач, это автоматизация уже поставленных звуков. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу о необходимости использования в работе простейших рисунков – схем Это позволяет подключить к активной работе не только зрительный, слуховой и речедвигательный анализаторы, но и мелкую моторику руки.

Оказание логопедической помощи дошкольникам с ОНР практически невозможно без участия родителей.

Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т. е. выполнение домашних заданий.

Автоматизацию уже поставленных звуков проводится в следующей последовательности:

1. Рисуем в индивидуальной тетради ребенка (домашней) простейшие схемы предметов (например, для автоматизации звука «л» в начале слова изображаются лампа, ландыш, лыжи, лодка, лопата, лук, рядом записывается название этих предметов.

2. Ребенок дома на этом же листе рисует такие же схемы, проговаривая название изображенных предметов.

3. Родители задают вопросы ребенку: «Что ты рисуешь? Какого цвета лук? У нас есть лук дома? Где он находится? Для чего нужен лук? Чем он полезен для здоровья?». Побуждают к четкому проговариванию звуков в словах со звуком «л».

Задания усложняются (автоматизация звука отрабатывается сначала в начале слова, потом – в середине, и в конце слова и в сочетании нескольких согласных, количество рисунков – схем добовляется. Далее они используются в качестве основы для построения предложений, составление небольших описательных рассказов, что способствует развитию речи, мышления и воображения, ориентировку в пространстве и подготовку руки к письму. Детям очень нравится выполнять задания, они доступны даже тем, кто плохо рисует.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Работа по автоматизации звуков с использованием рисунков — схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 8 марта 2013 в 16:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Арбузные дольки»
Многие педагоги стараются разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным, интересным. Нередко прибегают к материалам, сделанными...
Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт)
Тип проекта: по составу участников- групповой. Длительность проекта: три недели ( с 15 марта по 7 апреля) Участники проекта: родители, дети,...
Консультация «Родители — заместители!»
Родители - заместители! В нашем детском саду проходила акция "День родителя - заместителя"! Родителям предлагалось попробовать себя в роли воспитателя....
«Район «Птичий». Элементы весеннего оформления. Мастер-класс
Наступила весна. Вот уже на ветвях некоторых деревьев и кустарников появляются маленькие листочки. Прилетают птицы. Эти и другие приметы прихода весны...
Мое вдохновение — фотоотчет
Люблю цветы… Их столько самых разных… Гвоздики, розы, астры, васильки… Всем дарят нам они минутки счастья… Взглянул на них – и праздник для души. Галина...