Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности

ирина воропаева
Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. К сожалению, в последние годы количество детей с общим недоразвитием речи существенно возросло. Одной из задач работы педагога с детьми ОНР является развитие у дошкольников правильной, выразительной и эмоциональной речи. Важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить, слушать, говорить, сформировать языковую компетентность, показать пути к творческому самовыражению.

Другая не менее важная задача в работе с детьми ОНР - развитие их познавательной активности, любознательности, расширение кругозора. Широкие возможности для решения этой задачи предоставляет краеведение. Термин «краеведение», возникший в начале XX в., означает «ведать», то есть изучать свой край, его географические и природные, исторические и этнографические, социальные и культурные особенности. В последние годы дошкольное образование активно обращается к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с воспитанием традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Пробудить у юных тамбовчан любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами нашего края- дело сложное, требующее от нас, взрослых, педагогов и родителей, широких знаний. Для того чтобы эта работа была систематической и целенаправленной, мы работаем по нескольким направлениям:

- постоянное обогащение детей знаниями краеведческого характера;

- систематичность изучения познавательного материала;

- использование краеведческого материала в практической детской деятельности;

- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;

- осуществление всей работы совместно с семьей.

Для успешного полноценного сотрудничества детского сада и родителей мы считаем необходимым выделить два основных условия, способствующих развитию творческой индивидуальности у ребенка: положительный пример взрослых, и позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, в которых ребенок находится регулярно.

В целях развития познавательной активности, речи, активизации словаря у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы изучили методическую литературу по проблеме, подобрали игры и упражнения, стимулирующие познавательную и речевую активность детей с ОНР, разработали перспективный план работы по краеведению именно с детьми с ОНР. Особое внимание уделили созданию предметно- развивающей среды, в которой находится ребенок, информационной доступности среды для самостоятельного освоения. Мы создали эмоционально привлекательный для детей уголок краеведения: яркий, необычный, информационно насыщенный, доступный для практической деятельности (альбомы о знаменитых людях Тамбовщины, поделки детей: народные игрушки- обереги, декоративные тарелки с видами г. Тамбова, выполненные в технике «декупаж», детские журналы краеведческого содержания, наборы открыток и фотографий, медиапрезентации «Улочки Тамбовские» с викторинами, загадками, играми для детей и многое другое). Считаем, что в работе с детьми с ОНР большое значение имеет использование активных форм: целевых прогулок, экскурсий, практической деятельности. На экскурсиях в областной краеведческий музей, или в картинную галерею, при посещении памятных исторических мест города дети активно открывают для себя новые знания, обогощая при этом свой словарь. На основе полученных детьми знаний мы строим продуктивную деятельность: рисуем тамбовские улицы, конструируем из бумаги макеты новых и старых зданий нашего города, оформляем альбом легенд и сказаний о нашем крае. Эмоции от полученных знаний подталкивают детей к говорению (активизации устной речи). Этот процесс мы закрепляем, беседуя с детьми, поощряя их к созданию рассказов из личного опыта, загадок, историй.

Таким образом, знакомя детей с ОНР с историей родного края, мы формируем их языковую компетентность, внимательное отношение к речи, расширяем кругозор.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности
Опубликовано: 20 января 2014 в 21:19
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....