Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Ольга Викторовна Гурвич
Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Упражнения на выработку диафрагмального речевого дыхания

II этап.

Произнесение отдельных гласных звуков на выдохе

Игровое упражнение: «Резиночка» (а, у, о, и, ы, э)

Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. После первичного знакомства резиночку можно имитировать руками.

А___

А__

А___

О___

О___

О___

Игровое упражнение Ветер

«Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

Игровое упражнение

Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а)

III этап.

Произнесение на выдохе ряда гласных звуков.

Игровое упражнение:

С помощью движений фонетической ритмики произносить ряд гласных звуков, постепенно наращивая их количество для тренировки длительного выдоха.

А___О___У___

А___О___У___И___

А___О___У___И___Э___

IV этап.

Произнесение на выдохе одного согласного звука.

Игровое упражнение: «Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”

Игровое упражнение: «Накачать шину»

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “ш-ш-ш”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Игровое упражнение: «Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

V этап.

Произношение на выдохе слога, серию слогов, комбинируя их длительное и краткое произношение, на 1 выдохе.

Игровые упражнения:

Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»)

«Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»)

«Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т. д.

Упражнения на выработку диафрагмального дыхания с помощью логоритмики:

Упражнение: Речевое дыхание

Положить руки на области диафрагмы. Вдох носом. На выдохе произносить ПА___

Упражнение: Речевое дыхание

Вдох – на выдохе ПА___ПО___ПУ___

(А – руки в стоны, О – руки вверх, У – вперёд)

Упражнение: Звук А (О, У, Ы, Э)

А) Вдох носом, развести руки вверх - встороны при одновременном произнесении ПА___

Б) выпрыгнуть вверх при одновременном разведении рук в стороны, сказать кратко ПА

В) Резкий удар кулаками на уровне талии, сказать кратко ПА

Г) Затем плавно развести руки в стороны, сказать длительно ПА___

Упражнение: Звук А

На одном выдохе: ПА___ ПА ПА

ПА ПА ПА ___

Упражнение: Речевое дыхание

Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук проговаривать слоги: ПА ПА ПА ПА ПА ПА ПА, опустить руки через стороны, сказать ПА___

ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО (руки вверх)

ПО___ (опустить руки)

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ (руки ото рта вперёд)

ПУ___(опустить руки)

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ (руки от губ встороны)

Упражнение: Речевое дыхание

Будем говорить слоги на 1 выдохе. Чередуем протяжное произнесение слогов с кратким:

ПА___ПО___ПУ___ПИ___

(движения рук на гласные согласно логоритмике)

ПА-ПО-ПУ-ПИ

(собранные в щепотку пальцы быстро раскрывать на каждом слоге)

Аналогично:

МА___МО___МУ___

МА-МО-МУ

Упражнение: Речевое дыхание

Вдох, на выдохе:

ПО___ПЭ___

ПУ___ПЭ___

ПИ___ПЭ___

(движения рук на гласные согласно логоритмике)

Выдох постепенно удлиняется:

ПА___ПИ___ПЭ___

ПА___ПО___ПУ___ПИ___ПЭ___

С другими слогами:

МА___МО___МУ___МИ___

ТА___ТО___ТУ___ТИ___

Упражнение: Речевое дыхание (п, т)

Краткое и длительное произнесение слогов на одном выдохе:

ПА-ПА-ПА-ПА___

ПО-ПО-ПО-ПО___

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ___

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ___

ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ___

ПА___ ПА-ПА-ПА

ПО___ ПО-ПО-ПО

ПУ___ ПУ-ПУ-ПУ

ПИ___ ПИ-ПИ-ПИ

ПЭ___ ПЭ-ПЭ-ПЭ

Упражнение: Речевое дыхание (п)

Наращивание слогов на 1 выдохе:

ТА-ТО-ТУ-ТИ-ТЭ-

ТА-ТА-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ

Та-ТА-ТА-ТО-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ-ТЭ-

Упражнение: «Бокс»

Делать выпады то на правую, то на левую ногу, производя имитацию ударов бокса с соответствующим произнесением слога

А) ПА-ПА-ПА-ПА

ПО-ПО-ПО-ПО

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ

ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ

Б) На одном движении говорить по 2 слога

ПАПА-ПОПО-ПУПУ-ПИПИ-ПЭПЭ

Все слоги сказать слитно на одном выдохе.

В) Тоже, но по 3 слога: на одном выдохе

ПАПАПА-ПОПОПО-ПУПУПУ-ПИПИПИ-ПЭПЭПЭ

Упражнение: Речевое дыхание

Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные.

Упражнение: Речевое дыхание (мо, му, ми)

Руки плавно расходятся в стороны: МА___

Опустить руки на талию, топать ногами, стоя на месте: МА-МА-МА-МА-МА

1 слог – 1 удар

Упражнение: Речевое дыхание

Произнести на 1 выдохе:

Понедельник-вторник-среда и т. д., наращивая количество слов

VI этап. Произношение на выдохе серии слов.

Игровое упражнение: “Назови картинки”

А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

Игровое упражнение: “Повтори слова”

Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

VII этап. Проговаривание чистоговорки, стихов.

Игровое упражнение:

Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".

Игровое упражнение:

Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С. Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица, которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Публикации по теме:

Формирование правильного речевого дыхания Мастер – класс: «Формирование правильного речевого дыхания у детей» Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной.

Развитие речевого дыхания Качество речи,ее громкость во многом зависят от речевого дыхания малыша. Источником образования звуков речи является воздушная струя,выходящая.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 00:06
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Памятная церемония возложения гирлянды к мемориалу павшим героям в годы Великой...
В нашем детском саду с 3 декабря по 10 декабря в целях повышения эффективности патриотического воспитания проводится "Неделя Воинской Славы". Основными...