Лучший педагог года

Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Ольга Викторовна Гурвич
Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Упражнения на выработку диафрагмального речевого дыхания

II этап.

Произнесение отдельных гласных звуков на выдохе

Игровое упражнение: «Резиночка» (а, у, о, и, ы, э)

Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. После первичного знакомства резиночку можно имитировать руками.

А___

А__

А___

О___

О___

О___

Игровое упражнение Ветер

«Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

Игровое упражнение

Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а)

III этап.

Публикация «Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» размещена в разделах

Произнесение на выдохе ряда гласных звуков.

Игровое упражнение:

С помощью движений фонетической ритмики произносить ряд гласных звуков, постепенно наращивая их количество для тренировки длительного выдоха.

А___О___У___

А___О___У___И___

А___О___У___И___Э___

IV этап.

Произнесение на выдохе одного согласного звука.

Игровое упражнение: «Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”

Игровое упражнение: «Накачать шину»

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “ш-ш-ш”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Игровое упражнение: «Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

V этап.

Произношение на выдохе слога, серию слогов, комбинируя их длительное и краткое произношение, на 1 выдохе.

Игровые упражнения:

Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»)

«Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»)

«Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т. д.

Упражнения на выработку диафрагмального дыхания с помощью логоритмики:

Упражнение: Речевое дыхание

Положить руки на области диафрагмы. Вдох носом. На выдохе произносить ПА___

Упражнение: Речевое дыхание

Вдох – на выдохе ПА___ПО___ПУ___

(А – руки в стоны, О – руки вверх, У – вперёд)

Упражнение: Звук А (О, У, Ы, Э)

А) Вдох носом, развести руки вверх - встороны при одновременном произнесении ПА___

Б) выпрыгнуть вверх при одновременном разведении рук в стороны, сказать кратко ПА

В) Резкий удар кулаками на уровне талии, сказать кратко ПА

Г) Затем плавно развести руки в стороны, сказать длительно ПА___

Упражнение: Звук А

На одном выдохе: ПА___ ПА ПА

ПА ПА ПА ___

Упражнение: Речевое дыхание

Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук проговаривать слоги: ПА ПА ПА ПА ПА ПА ПА, опустить руки через стороны, сказать ПА___

ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО (руки вверх)

ПО___ (опустить руки)

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ (руки ото рта вперёд)

ПУ___(опустить руки)

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ (руки от губ встороны)

Упражнение: Речевое дыхание

Будем говорить слоги на 1 выдохе. Чередуем протяжное произнесение слогов с кратким:

ПА___ПО___ПУ___ПИ___

(движения рук на гласные согласно логоритмике)

ПА-ПО-ПУ-ПИ

(собранные в щепотку пальцы быстро раскрывать на каждом слоге)

Аналогично:

МА___МО___МУ___

МА-МО-МУ

Упражнение: Речевое дыхание

Вдох, на выдохе:

ПО___ПЭ___

ПУ___ПЭ___

ПИ___ПЭ___

(движения рук на гласные согласно логоритмике)

Выдох постепенно удлиняется:

ПА___ПИ___ПЭ___

ПА___ПО___ПУ___ПИ___ПЭ___

С другими слогами:

МА___МО___МУ___МИ___

ТА___ТО___ТУ___ТИ___

Упражнение: Речевое дыхание (п, т)

Краткое и длительное произнесение слогов на одном выдохе:

ПА-ПА-ПА-ПА___

ПО-ПО-ПО-ПО___

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ___

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ___

ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ___

ПА___ ПА-ПА-ПА

ПО___ ПО-ПО-ПО

ПУ___ ПУ-ПУ-ПУ

ПИ___ ПИ-ПИ-ПИ

ПЭ___ ПЭ-ПЭ-ПЭ

Упражнение: Речевое дыхание (п)

Наращивание слогов на 1 выдохе:

ТА-ТО-ТУ-ТИ-ТЭ-

ТА-ТА-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ

Та-ТА-ТА-ТО-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ-ТЭ-

Упражнение: «Бокс»

Делать выпады то на правую, то на левую ногу, производя имитацию ударов бокса с соответствующим произнесением слога

А) ПА-ПА-ПА-ПА

ПО-ПО-ПО-ПО

ПУ-ПУ-ПУ-ПУ

ПИ-ПИ-ПИ-ПИ

ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ

Б) На одном движении говорить по 2 слога

ПАПА-ПОПО-ПУПУ-ПИПИ-ПЭПЭ

Все слоги сказать слитно на одном выдохе.

В) Тоже, но по 3 слога: на одном выдохе

ПАПАПА-ПОПОПО-ПУПУПУ-ПИПИПИ-ПЭПЭПЭ

Упражнение: Речевое дыхание

Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные.

Упражнение: Речевое дыхание (мо, му, ми)

Руки плавно расходятся в стороны: МА___

Опустить руки на талию, топать ногами, стоя на месте: МА-МА-МА-МА-МА

1 слог – 1 удар

Упражнение: Речевое дыхание

Произнести на 1 выдохе:

Понедельник-вторник-среда и т. д., наращивая количество слов

VI этап. Произношение на выдохе серии слов.

Игровое упражнение: “Назови картинки”

А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

Игровое упражнение: “Повтори слова”

Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

VII этап. Проговаривание чистоговорки, стихов.

Игровое упражнение:

Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки* : раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".

Игровое упражнение:

Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С. Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица, которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Публикации по теме:

Формирование правильного речевого дыхания Мастер – класс: «Формирование правильного речевого дыхания у детей» Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной.

Развитие речевого дыхания Качество речи,ее громкость во многом зависят от речевого дыхания малыша. Источником образования звуков речи является воздушная струя,выходящая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 00:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД