Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет

Люда Панферова
Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет

Практический этап

Исследовательская работа по экспериментированию как эффективного метода познания через окружающий мир в средней группе в практике работы в ДОУ проводилась на базе детского сада № 54 города Белогорска, Амурской области.

Исследовательская работа проводилась в средней группе. Группа 27 человека, из них 16 мальчиков и11 девочек.

Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе, подготовительном, осуществлялся поиск научно–методической литературы по данной проблеме.

На втором этапе, преобразующем, происходила апробация различных экспериментов в окружающем мире на занятиях в младшей группе.

На третьем этапе, заключительном, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.

В начале года мною была проведена диагностика на выявление уровня развития познавательных процессов. Результаты проведения диагностики показали, что 4% детей имеют высокий уровень развития, т. е. выполняют задания без ошибок, 72% - средний – ошибки повторяются или частично выполняют задания, оставшиеся 24% - низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовало диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 1.

Уровень развития познавательных процессов

Рисунок 1. Структура развития познавательных процессов у детей

Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.

Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначена для выявления степени овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.

Анализ результатов данной методики показал, что у 80 % детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.

Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. Анализ результатов данной методики показал, что у 17 % детей пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.

Вывод: Анализ результатов проведения методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.

В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.

Комплекс проводимых мной мероприятий включал:

Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);

Игры с песком и водой (приложение 2)

Наблюдение во время прогулок.

В ходе наблюдения за работой детей я заметила, что из всех мероприятий по экспериментированию, с большим удовольствием, радостью и усидчивостью дети занимаются с природным материалом.

В связи с этим, я разработала перспективный план занятий на 2011 – 2012 гг. и примерные конспекты занятий. Система занятий предусматривает:

сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;

взаимосвязь экспериментирования с другими видами деятельности – игрой, рисованием, математикой, развитием речи;

использованием перед началом занятия пальчиковой гимнастики;

исключение психического перенасыщения ребенка, признание его права на самостоятельность;

использование приемов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех).

Весь объем знаний я распределила по темам. В течении года прошли такие темы, как «С кем подружилась капелька», «Радуга», «Ледяное украшение на елку», «Магнит и его свойство», «Дерево и его свойство» и др. (в приложении 4). Первые занятия по экспериментированию являлись диагностическими, их цель не только развить познавательные процессы, но и выявить в чем дети испытывают затруднение.

Обсуждая вопрос о всестороннем развитии дошкольников в детском саду, я поделилась опытом организации исследовательской деятельности дошкольников в докладе «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на МО, где определила основные задачи занятий по экспериментированию, использованные методы и приемы, и проводимые разнообразные мероприятия с детьми.

Одним из направлений моей деятельности является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с ролью экспериментальной деятельности детей на развитие их памяти и мышления. Родителям было предложено осуществлять эту деятельность в трех направлениях:

специальные игры-упражнения с мокрым песком и водой в домашних условиях;

выход с детьми на природу;

обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.

Мной применяются различные формы развития сотрудничества с родителями, направленные на решение данной проблемы:

совместное проведение занятий (визиты в группу);

практикум по организации экспериментальных игр с детьми в домашних условиях (необязательные домашние задания);

тематические консультации;

выпуск памяток, информационных листков.

Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня познавательного развития детей; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).

Итогом года стала выставка творческих работ детей, родителей и воспитателей «Волшебный мир природы».

В конце года дети приобрели навыки работы во время экспериментирования, научились задавать вопросы по теме занятия, самостоятельно находить ответы на интересующую их проблему. Дети с желанием занимаются экспериментальной деятельностью не только в саду но и привлекают к ней родителей. У них появился определенный запас знаний об окружающем мире. Выполняют задания аккуратно, стараются добиться лучшего результата самостоятельно. При повторном проведении диагностики «Повторение слов и предложений» в конце года, были выявлены следующие тенденции:

повторение не вызвало затруднений - 73% детей;

небольшая помощь воспитателя потребовалась – 27%;

детей не справившихся с заданием не было.

Так же была проведена общая диагностика по выявлению развития познавательных процессов у дошкольников и получены следующие результаты:

13% - высокий уровень, т. е. выполняют без ошибок;

77% - средний уровень, т. е. ошибки повторяются или частично выполняют задания;

10% - имели низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовала диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура развития познавательных процессов у детей.

Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.

Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначенная для выявления степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

Анализ результатов данной методики показал, что у 80% детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.

Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал.

Анализ результатов данной методики показал, что у 17% пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться с заданием без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.

Вывод: Анализ результатов проведенных методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.

В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.

Комплекс проводимых мною мероприятий включал:

Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);

Игры с песком и водой (приложение 2);

Наблюдение во время прогулок

Сравним данные полученные по результатам проведения методики в начале и в конце года. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура результатов проведения методики.

Вывод: доля детей с низким уровнем развития познавательных процессов значительно сократилась, а доля детей со средним и высоким уровнем развития увеличилась, это говорит об эффективности проведения мероприятий по развитию мышления и памяти у дошкольников, а в частности проведение с детьми занятий по экспериментированию. Общее наблюдение позволяет мне сказать о том, что я намерена и в дальнейшем проводить занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире, так как это хорошая база для развития детей в разных областях и актуально именно в группе среднего дошкольного возраста в связи с необходимостью успешно подготовить детей к школе.

Публикации по теме:

Распространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детейРаспространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детей 5 декабря 2012 года в городе Благовещенске Амурской области на базе областного института развития проходила научно-практическая конференция.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 08:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная работа детей «Макет детского сада»
Закончилась тема проекта «Мой город, моя улица» Итоговое мероприятие – макет «Наш детский сад». Так как большинство детей из группы живут рядом с...
Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры»
Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба --на носках, руки в стороны --на пятках, руки на пояс --на внешней стороне стопы - перекатом с...
«Кукляшки-милашки». Куколки из палочек для мороженого и одноразовых стаканчиков....
Любят Оля с Ванечкой Эскимо на палочке. Радость шоколадная- Вся внутри прохладная! Нет, наверно, ни одного человека, кто не любил бы мороженое....
Игольница «Божья коровка» (мастер-класс)
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению игольницы "Божья коровка" в подготовительной группе. Для выполнения...
Мастер-класс «Весенние цветы».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию идею изготовления цветов из цветной бумаги. Цветы можно использовать для изготовления различных...