Лучший педагог года

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ

Таня Костюченко
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ

Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, которая растит такого ребенка, сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, так как развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей. Таким образом стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей в коррекционно- педагогической работе с детьми и их родителями.

Публикация «Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ» размещена в разделах

Практика работы с такими детьми показывает, что развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются [1]. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия. Учитывая это, мы, изучив литературу по этому вопросу, стали проводить цикл игровых сеансов для детей с задержкой психического развития, направленных на развитие речи, эмоционально-волевых качеств и повышения уровня социальной адаптации, созданных на основе технологии авторами Ротарь Н. В., Карцевой Т. В., 2010 г. [1]. Т. к. предлагаемые авторами конспекты игр-сеансов по коррекции эмоционально-волевой сферы совпадали с нашим тематическим планированием лишь на I разделе, поэтому со П полугодия мы, видя положительные результаты этой методики, стали разрабатывать игровые сеансы, соответствующие нашим тематическим неделям, учитывая индивидуальные особенности детей.

Цель сеансов: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.

Задачи:

- развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;

- корректировать психоэмоциональное состояние;

- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;

- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;

- развивать творческое воображение и фантазию.

Принципы сеансов:

- реальных учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития; потребностей данного возраста;

- опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

- обеспечение необходимого уровня сформированного психических и социальных качеств ребенка.

Содержание сеансов отвечает тенденциям современного образования, таким как:

- признание самоценности дошкольного периода;

- сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников;

- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.

Структура игрового сеанса:

I. Подготовительная часть - упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.

II. Основная часть - упражнения на сознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных средств (игротерапия, динамические паузы, элементы арттерапии, психогимнастика, этюды, релаксационные техники, которые обычно сопровождаются расслабляющей музыкой; рисованием,.

III. Заключительная часть - продукт деятельности по теме занятия, упражнения на расслабление, ритуал прощания.

Психотерапевтический эффект сеансов предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности, психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект сеансов предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект сеансов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

Обязательными условиями проведения сеансов являются:

использование игровых методов;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Практика показала, что к, концу учебного года дети научились понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека, стали устанавливаться партнерские отношения друг с другом через игровую деятельность.

Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей их успешной адаптации, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям и включать их в коррекционный педагогический процесс. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе был создан родительский клуб «Озорные звуки».

Цель клуба: создание целостной системы действий всех участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, который не только бы сохранял здоровье ребёнка, но и «приумножал» его, через раскрытие внутреннего потенциала семьи будут созданы условия для более качественной реабилитации дошкольника с речевыми нарушениями.

Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь.

Задачи:

- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;

- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;

- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Программа деятельности клуба разработана по трем направлениям :

1. Обучение родителей.

2. Консультирование родителей.

3. Организация и проведение утренников и праздников.

В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба. Например : «Сказка о веселом язычке», «Раз-два - три - четыре - пять - Вышли пальчики играть», «Играем - фонематический слух развиваем», «Путешествие в страну красивой речи». Занятия в клубе способствуют своевременному устранению речевых нарушений и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

В конце года мы убедились, что работа данного клуба была необходима: у родителей повысился уровень педагогической культуры (компетентности). Родители стали уделять пристальное внимание речевой активности ребенка в повседневной жизни, стали активными участниками в совместимых с родителями мероприятиях в группе и в ДОУ, что соответствует созданию благоприятного климата в семье и в коллективе.

В этом учебном году мы планируем про-должать работу родительского клуба, где все наши встречи будут связаны с подготовкой к школе.

Библиографический список

1. Ротаръ Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития / Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Волгоград, 2010

Публикации по теме:

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Примерное планирование индивидуальной работы (область «Музыка») с детьми группы компенсирующей направленности Для детей старшей группы мною был разработан примерный индивидуальный план на 20015-2016 учебный год. По результатам диагностики педагогом.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ. Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 18:49
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД