МААМ-картинки

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения

Татьяна Кучебо
Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения

Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк

В статье говорится об организации работы с детьми, имеющими особенности развития, в логопедической группе ДОУ, для успешного преодоления имеющихся трудностей у ребёнка, путём создания индивидуального образовательного маршрута и активного вовлечения самого ребёнка в воспитательно-образовательный процесс.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с особенностями развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: перинатальные патологии; неблагоприятная экологическая обстановка; негативный психологический климат в некоторых семьях; равнодушие многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии (нежелание признавать проблемы, существующие у ребёнка, «авось само пройдёт», «он же не один такой»). Родители начинают обращать внимание на то, что их ребёнок «не такой, как все», лишь тогда, когда нарушения выражены наиболее ярко: ребёнок на фоне эмоциональной лабильности не понимает обращённую речь, имеет задержку речевого развития, отклонения в поведении, испытывает сложности в общении и в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с особенностями развития, существует система специальных дошкольных образовательных учреждений. Но в настоящее время такие дети часто поступают в общеобразовательные детские сады. Родители изъявляют желание, чтобы их особенный ребёнок развивался вместе с детьми, чьё развитие соответствует норме.

В составе нашей логопедической группы дети с тяжёлыми нарушениями речи. Недостаточно устойчивое внимание, повышенная утомляемость, характерологические особенности таких детей являются факторами, замедляющими процесс коррекции и развития речи, а также освоения основных разделов программы ДОУ. Многим из детей требуется помощь невролога, психолога для успешного преодоления речевых нарушений. Ситуация значительно усложняется, когда в составе логопедической группы появляется ребёнок - инвалид с особенностями развития : у ребёнка имеются сочетанные нарушения с задержкой психического развития. Сложность заключается в том, что ребёнку требуется комплексная психолого-медико-педагогическая помощь. Недостаточно одно лишь педагогическое сопровождение. Поэтому самое первое, что предстоит сделать педагогам и специалистам – это наладить тесный контакт с родителями и держать их всегда в курсе всех дел, касающихся нахождения их ребёнка в группе, сообщать о его успехах или неудачах. Медицинскую помощь ребёнок с особенностями развития, находящийся на инвалидности, уже получает, так как состоит на учёте у врачей. Существенную поддержку могут оказать психолог и дефектолог. Учитывая их рекомендации, педагогам и специалистам дошкольного учреждения, зная причины нетипичных для других детей проявлений в поведении и развитии, намного легче организовать коррекционно-развивающую работу с ребёнком, имеющим особенности в развитии.

Так как в качестве одного из основных положений ФГОС дошкольного образования является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (п. 2 статьи 64 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012, возникает потребность создания индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с особенностями развития. Это необходимо для полноценного включения такого ребёнка в воспитательно–образовательный процесс, на основе выбора оптимальных коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения, в соответствии с образовательными потребностями ребёнка и учётом особенностей его развития : организация и прoведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения, коррекцию и развитие высших психических функций, успешную социализацию.

Стоит отметить, что реализация индивидуального образовательного маршрута не состоится, если с ребёнком не будет налажен прочный эмоциональный контакт. У напряжённого, «зажатого» ребёнка нельзя вызвать желание говорить, общаться; прежде всего он должен нас принять и нам поверить, тогда ему самому захочется высказаться. В такие моменты нужно это желание ребёнка обязательно подкреплять поощрением. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку, чтобы ребёнок спокойно и с желанием посещал дошкольное учреждение. Если ребёнок гиперактивен, следует создавать ситуации для его успокоения, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. Если, напротив, ребёнок необыкновенно заторможен, необходима двигательная стимуляция. Однако к особенному ребёнку предъявляются те же самые требования по соблюдению правил поведения, как и ко всем детям, в целях безопасности его пребывания в детском саду.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка, имеющего особенности развития, осуществляется с учё том ряда принципов:

1. Принцип комплексной диагностики, которая должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребёнка на различных этапах его развития.

2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Принцип комплексности.

4. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.

5. Принцип контроля и корректировки. В ходе воспитательно-образовательного процесса необходимо корректировать или изменять педагогические методы и формы работы с ребёнком, в случае их неэффективности.

6. Принцип учёта профессионального сотрудничества и сотворчества.

7. Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.

8. Принцип учёта субъект-субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.

Для этого уточняются направления коррекционно-развивающей работы, в соответствии с программными требованиями и диагностическими данными:

- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов;

- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

- освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

- формирование языковых компетенций, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

-развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

При обязательном условии взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения (учителя – логопеда, музыкального работника, инструктора по физической культуре) в оказании помощи детям с особенностями развития, решаются следующие задачи:

- развивается личность ребёнка (с учётом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

- обеспечивается полноценная адаптация в группе сверстников;

- осуществляется проведение коррекционно-педагогической работы;

- налаживается тесное взаимодействие педагогов и специалистов с семьёй и специалистами, работающими с особенным ребёнком вне стен дошкольного учреждения (дефектолог, психолог, позволяющее оказывать своевременную помощь в преодолении затруднений, возникающих у ребёнка.

Выделим основные этапы работы по реализации индивидуального образовательного маршрута, созданного для работы с ребёнком, имеющим особенности развития (сенсомоторная алалия, синдром дизартрии, задержка психического развития) :

1. Подготовительный этап. Создание мотивации к занятиям, а затем потребности в коммуникации (путём включения ребёнка в группу детей). Так как на групповых занятиях ребёнок присутствует, но не проявляет активности, отвлекается, с ребёнком проводятся индивидуальные занятия с учителем - логопедом, а также занятия в малых подгруппах (по 2-3 человека) с учителем – логопедом, музыкальным работником, физинструктором, воспитателями, с целью постепенного активного вовлечения ребёнка в работу на групповых занятиях. На занятиях мы развиваем общую сенсорику, зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое восприятие, обоняние и осязание, то есть все основные функции и навыки, которые в онтогенезе нормально развивающихся детей сопутствуют речевому развитию. Первый этап работы был начат до поступления ребёнка в логопедическую группу, с воспитателями, начиная со второй младшей группы, а также на индивидуальных занятиях с дефектологом и психологом вне детского сада, по инициативе родителей, что служило хорошим подспорьем в организации логопедической работы. У ребёнка был развит номинативный словарь, соответствующий II уровню общего недоразвития речи, он имел первоначальные навыки чтения.

Как только ребёнок привык к нашим занятиям, началась целенаправленная работа над словарём. С опорой на номинативную лексику, стал пополняться пассивный глагольный словарь, словарь слов – признаков. Для общения важно точное понимание ребёнком обращённой к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребёнок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи проводится как на двигательных, логопедических занятиях, занятиях ручным трудом, так и в свободной деятельности. Чаще всего запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но полученный ребёнком сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном изучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её естественному развитию.

2. Основной этап – работа над фразовой речью и её грамматическим оформлением. Проводятся игры и упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения. В процессе работы над пониманием грамматических форм используются схемы, опорные знаки, чтение слов, словосочетаний.

3. Заключительный этап – работа над слуховым восприятием, автоматизация и дифференциация звуков, работа над сложными грамматическими конструкциями.

На всех этапах работы ведётся словарная работа, активно используются зрительные и двигательные опоры.

В процессе целенаправленной работы ребёнок с особенностями развития учится взаимодействовать с малой подгруппой детей, тем самым, постепенно вовлекается в групповую деятельность. У ребёнка стали появляться дружеские связи в игровой деятельности. У него стал отмечаться интерес не только к себе, но и к окружающим. Реже проявляется агрессивность, ребёнок учится принимать самостоятельные решения. У него стали чаще проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. У ребёнка улучшилось понимание речи, он стал воспринимать на слух простые инструкции, появился интерес к совместной деятельности, началось формирование умения работать сообща, улучшилось взаимодействие «ребёнок – взрослый». Он чаще стал использовать речь, как инструмент общения с окружающими его людьми.

Таким образом, реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет повысить уровень общего развития ребёнка с особенностями развития, восполнить «образовательные «пробелы», скорректировать его развитие по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», способствовать овладению ребёнком основными культурными способами деятельности.

Список литературы:

1. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / Особый ребенок : исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М. : Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.

2. Битова А. Л., Сафронова Е. Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления /Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса 25-28 сентября, 2001 г. - М. : РОСИНЭКС. - 2001. - С. 307-308.

3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.- 80 с.

4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М. : 2004.

5. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией/ Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.

6. Федорцева, М. Б. Инклюзивное образование : проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника : учебно-методическое пособие / [авт. -сост. : М. Б. Федорцева, О. А. Попова, Ю. М. Литвинова, И. А. Зырянова]. – 100 с. - (Стандарт детства). - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.

Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения, с учётом требований к развивающей среде ФГОС.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Неделя открытых дверей в группе» Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого – педагогической поддержки.

Особенности непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию с детьми, имеющими речевую патологию ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ. Н. А. Кузьмичева.

Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими особенности в развитии В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся.

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДОУ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Морозова Ирина Михайловна старший воспитатель, МДОУ ДСКВ №24 п. Советский, МО Ейский район 2. «Быть.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 13:33
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД