Лучший педагог года

Работа с детьми в период адаптации к детскому саду

Тамара Рычкова
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду

«Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к новым условиям общественного воспитания»

Анализ педагогической литературы и потребностей практики привели меня к необходимости искать психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Из опыта работы вижу, что на течение адаптации влияют следующие факторы.

Публикация «Работа с детьми в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах

Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Иногда возникают трудности при посещении туалета.

И, однако, главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения с взрослыми и детьми.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.

Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

При введении в группу немалое значение для ребенка имеет взрослый, который обязан заменить ему близких людей.

Прежде всего, я стараюсь добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок в этот период испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.

Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Я начинаю включать ребенка в игры с другими детьми, формировать навыки общения с ними.

Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

В группе создаю такую планировку помещений, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, отдыха, игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия, достаточно удаленное, если необходимо, от сверстников и взрослых.

Для достижения хороших результатов в общении в группе создаю доброжелательную мирную обстановку. Стараюсь, чтобы в группе была тихая эмоционально – положительная атмосфера, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его здесь ждут, любят, чувствовал защищенность.

Адаптационный период считается законченным, если:

- Ребенок ест с аппетитом;

- Быстро засыпает, вовремя просыпается;

- Эмоционально общается с окружающими.

- Играет.

Приложения

Игры на развитие эмоциональных отношений между взрослым и ребенком

При введении в группу немалое значение для ребенка имеет взрослый, который обязан заменить ему близких людей.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок в этот период испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым.

В этот момент уместно использовать игры на развитие эмоциональных отношений через тактильные прикосновения.

Совместные действия и движения с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуативно-действенного контакта с взрослым, расширению опыта общения ребенка и формированию у него потребности в общении с взрослыми.

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Развитие эмоциональных отношений между взрослым и ребенком через тактильные прикосновения.

Содержание: Возьмите руку ребенка в свою, предложите ему сжать руку в кулак. Постукивая пальцем о кулак ребенка, проговорите стишок:

Кто стучится в дверь ко мне?

Кто стучится в дверь ко мне?

Это наш (имя ребенка!

Открывайся, дверь, скорей.

Когда ребенок раскроет ладонь, пощекочите его пальчики (можно поцеловать).

«Ты наша радость»

Формирование чувства защищенности и уверенности в себе.

Содержание: Взрослый прячет за спину ребенка. Сопровождает игру стихами, по окончании слов показывает ребенка:

Ты – моя радость, ты – моя радость,

Кто это, кто это здесь со мной?

Это (им я ребенка) – наша радость,

Это (им я ребенка) – наша радость,

Вот наш малыш дорогой!

«Попрыгунчик»

Развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умения подражать действиям взрослого.

Содержание: Взрослый рассказывает стишок и показывает движения. Затем предлагает детям повторить вместе.

Стоит в поле теремок

(Сидя на корточках, накрыть голову руками)

Дверка открывается

(Медленно поднимаются)

Кто там появляется?

(Руки над головой)

Ш-ш-ш-ш, ба-бам!

(Подпрыгивать, вытягивая руки вверх)

Попрыгунчик там!

«Догони зайчика» Сл. Ю. Островского

Устанавливать положительный эмоциональный контакт между взрослым и детьми, развивать положительные эмоции.

Содержание: Дети сидят на стульях. Взрослый, читая стихотворение, подходит к кому – либо из детей с игрушкой – зайчиком. Зайчик прыгает около ребенка, которого взрослый называет по имени. Затем ребенок пугает зайчика (хлопает в ладоши) и бежит догонять его.

К Саше зайчик подбежал,

Возле Саши прыгать стал:

Прыг, скок, прыг, скок –

Догоняй меня, дружок.

«Коза рогатая»

Установление положительного эмоционального контакта между взрослым и детьми, развитие положительных эмоций.

Содержание: Дети стоят перед взрослым. Тот медленно приближается к ним, приговаривая:

Идет коза рогатая, идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ – топ, глазками хлоп – хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьет – забодает.

Дети убегают, коза их догоняет.

«Собачка»

Устанавливать положительный эмоциональный контакт между взрослым и детьми, доставить детям радость.

Содержание: (Взрослый держит игрушку собачку и читает стихотворение, неожиданно направляет собачку к ребенку и весело произносит звукоподражание)

К нам пришла собачка

Умная собачка

С детками играет

Очень громко лает: ав – ав –ав!

«Мячик» Сл. Ю. Островского

Создавать положительный эмоциональный климат в группе.

Развивать навык общения, называть сверстников ласковыми именами.

Содержание: Дети стоят по кругу. Взрослый в середине круга, катит мяч кому – либо из детей. Ребенок поднимает мяч и показывает его детям, а дети называют его имя.

Мячик к детям покатился,

На площадке очутился.

Кто, кто мячик взял,

Детям показал.

«Прилетела птичка» (Ю. Островский)

Воспитание общительности, умение входить в контакт с взрослым.

Содержание: Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель держит в руках игрушечную птичку за нитку и говорит.

Птичка прилетела, Дети протягивают ладони.

Птичка – невеличка.

Оля гладит птичку, Птичка садится к кому – нибудь

Птичку – невеличку, из детей на руку.

Гладит, гладит птичку, Ребенок гладит птичку.

Птичку – невеличку. (Сборник «Музыка в детском саду» М. 1965)

«На машине покачу»

Воспитание общительности, умение входить в контакт с взрослым.

Содержание: Разные варианты проведения игры:

Все сидят на стульчиках и как будто держат в руках руль. Педагог говорит, дети слегка покачивают кулаками и подговаривают взрослому.

Педагог «водитель» идет впереди и как будто держит руль в руках. Дети идут за воспитателем друг за другом, держась за пояс.

На машине покачу,

Всех сегодня прокачу:

Оленьку, Сережу

И Мишутку тоже.

Би-би-би, би-би-би…

Приехали!

«Подружились, покружились, обнялись»

Закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение с взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.

Содержание: Взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично, осторожно гладит малыша по головке, заглядывая ему в глазки:

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)

В конце крепко обнимает малыша.

«Качели»

Формировать у ребенка чувство музыкального ритма, темпа, внося в общение ребенка с взрослым момент остроты и неожиданности.

Содержание: Взрослый встает посреди комнаты, широко расставив ноги, берет малыша под мышки, раскачивает его вперед назад между своих ног, напевая песенку:

Ой - да, ой - да, На качели сели.

Ой - да, ой - да, Песенку запели.

Постепенно увеличивает темп движения:

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

(Музыка А. Филиппенко, слова Э. Макшанцевой)

В конце приподнимает малыша так, чтобы он мог видеть улыбающееся лицо взрослого.

«Вместе веселее»

Развивать чувствительность к изменению темпа движения, закрепляя положительные эмоции от общения с взрослым.

Содержание: Взрослый берет малыша крепко за кисти рук, кружит его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения, поет:

Греет солнышко теплее,

Стало в доме веселее.

Мы в кружок, мы в кружок

Встанем поскорее.

Кружит малыша, постепенно замедляя темп движения.

Мы покружимся немножко,

Веселей пляшите, ножки,

И вот так, и вот так.

Попляшите ножки!

(Музыка Т. Вилькорейской, слова О. Высоцкой)

С окончанием пения останавливается, плавно опустив малыша на пол.

Продолжение следует

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду
Опубликовано: 25 января 2015 в 08:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД