Работа с детьми второй младшей группы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Марина Латовская
Работа с детьми второй младшей группы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

(из опыта)

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, детский театр, но у него нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников безопасному поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно в отношениях с другими людьми.

Я твёрдо убеждена, что работа с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

• Познакомить детей с правилами дорожного движения;

• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

В 2009 году моя методическая работа по безопасному поведению ребёнка на дороге началась с изучения методических пособий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения:

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

Баряева Л. Б., Загребаева Е. В., Жевнеров В. Л. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. - Издательство: ДРОФА, 2008 г.

Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам Дорожного движения. – СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009.

Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. Серия «От детского сада к школе». Ростов: Феникс, 2004.

Саулина Т. Ф. три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.:Мозаика-Синтез, 2008.

Проанализировав изученный материал, мною было принято решение использовать в своей работе материал, представленный в пособиях Н. И. Клочанова «Дорога, ребёнок, безопасность» и Даниловой Т. И. Программа «Светофор».

На базе этих программ – мною разработано и эффективно использовалось в работе перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения для каждого возраста ребёнка-дошкольника. Цель, которая преследовалась при составлении планов, состояла, прежде всего, в том, чтобы выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков, учитывающую специфические особенности и способность воспринимать предлагаемый материал.

Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения»

во второй младшей группе.

Сентябрь. «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения».

Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения; объяснить, как опасно нарушать их.

Совместная деятельность. Познание. Беседа «Правила и зачем их надо соблюдать».

Коммуникация. Чтение художественной литературы. Стихи Ю. Яковлева «Делали ребятам предостереженье…» и Н. Сорокина «Там, где шумный перекрёсток».

Коммуникация. Рассматривание картинок с изображением дороги, машин, отгадывание загадок о дороге, автомобиле.

Художественное творчество. Рисование. «Нарисуем колёса для машин».

Физическая культура. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Октябрь. «Знакомство с улицей».

Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.

Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение стихотворения Марины Дружининой «Что на нашей улице».

Коммуникация. Рассматриванием иллюстраций, книг, плакатов с улицей.

Познание. Строительство гаражей для больших и маленьких машин.

Физическая культура. Подвижная игра «Бегите ко мне».

Ноябрь. «Виды транспорта».

Цель: познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.

Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение М. Пожарского «Машины».

Физическая культура. Подвижная игра «Перевези груз».

Коммуникация. Рассматривание картинок с изображением разного вида транспорта.

Познание. Дидактическая игра «Сложи машинку».

Художественное творчество. Аппликация. Создание коллективного фриза «Виды транспорта».

Декабрь. «Рассматривание грузового автомобиля».

Цель: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль, уточнить знания о работе шофёра.

Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик».

Познание. Наблюдение за работой грузового автомобиля, который привозит продукты в детский сад.

Физическая культура. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Художественное творчество. Рисование. Раскрашивание раскрасок с транспортом.

Январь. «Светофор».

Цель: дать детям представление о работе умного прибора – светофора; рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

Совместная деятельность. Познание. Беседа о светофоре.

Коммуникация. Чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения А. Северного о светофоре «Три чудесных цвета».

Физическая культура. Подвижная игра «Красный, зелёный».

Познание. Дидактическая игра «Зажги свой огонёк».

Художественное творчество. Аппликация. «Светофор для зверей».

Февраль. «Когда мы пассажиры».

Цель: добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход», «пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.

Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения из книги «Новые правила поведения для воспитанных детей»: «Не скандаль и не капризничай в транспорте».

Познание. Беседа «Едем в автобусе».

Социализация. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте».

Март. «Если ты потерялся на улице».

Цель: учить детей правильно вести себя, если они потерялись – обратиться за помощью к продавцу, милиционеру; объяснить значимость знаний своего адреса и телефона, умения ориентироваться в ближайшем окружении.

Совместная деятельность. Познание. Строительство улицы из строительного материала.

Коммуникация. Придумывание историй (дети помогают героям выпутываться из затруднительных положений).

Социализация. Обыгрывание ситуации «Если бы я потерялся…».

Физическая культура. Подвижная игра «Бегите ко мне».

Апрель. «Поведение детей на улице».

Цель: дать детям понять, что играть на проезжей части улицы нельзя; воспитывать дисциплину.

Совместная деятельность. Коммуникация. Рассматривание сюжетных картинок «Где и как можно играть».

Коммуникация. Чтение художественной литературы.

Марина Дружинина «Наш друг светофор. Правила поведения на улице».

Физическая культура. Подвижная игра «Цветные автомобили».

Художественное творчество. Рисование. Раскрашивание раскрасок с правилами поведения на улице.

Май. «Работа светофора».

Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора; воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.

Диагностика по ПДД.

Совместная деятельность. Познание. Наблюдение за работой светофора (игрушка на батарейке). Упражнение на макете.

Физическая культура. Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Коммуникация. Рассматривание иллюстраций с действииями пешеходов при различных сигналах светофора.

Познание. Строительство светофора из конструктора «Лего».

Публикации по теме:

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде Рост количества машин, увеличение скорости их движения на улицах нашего города, особенно в летний период, приводит к дорожно – транспортным.

Материал по ПДДМатериал по ПДД Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасного поведения.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Безопасность детей
  • Экология
Автор публикации:
Работа с детьми второй младшей группы по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:09
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...