Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

Жанна Казанцева
Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце 19 века в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Кильпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через сознательную активную деятельность ученика. Кильпатрик охарактеризовал метод проектов как деятельность, выполненную, от всего сердца с высокой степенью самостоятельности детей, объединённых общим интересом.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности и опирается на его собственный опыт. Работая в логопедической группе, я заметила, что для детей, речь которых развита недостаточно хорошо, характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить вопросы коррекции.

Проблемное обучение - приём, позволивший мне разрешить возникшее противоречие, а способом введения его в педагогический процесс стал метод проектов. При проблемном обучении ребёнок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребёнка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать с педагогом. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Ребёнок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетентности. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких- то этапах, дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную виды деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведёт к созданию продукта. Появление материального социально значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать ЗУНы на занятиях, а личностные качества на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования всё это формируется как бы исподволь, незаметно для ребёнка, увлечённого решением актуальной проблемы, положенной в основу проекта.

Проект «Загадки народных узоров»

В ходе проекта «Загадки народных узоров» дети не только познакомились с русскими народными промыслами, но и на каждом из этапов проекта находили в природе растение или животное, ставшее основой рисунка, и сравнивали его с созданным художником образом. Проект осуществлялся поэтапно и включал в себя экскурсии, выставки художественных работ, детское творчество – стилизацию любимых растений и животных, составление узоров, выполнение росписей в открываемых детьми стилях. Итогом проекта стало объединение детских рисунков и создание альбомов «Загадки народных узоров» и «Весёлая клумба».

Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

Проект «Летопись моей семьи»

Позволил мне максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир собственного ребёнка. В результате взрослые и дети стали ближе друг к другу.

В проект вошли три подпроекта:

Первый «Экологическая кухня» его участники решали такие вопросы: Как питается ребёнок? Что значит экологически чистый продукт? Разрабатывали праздничное меню для детского стола.

Осуществляя работу над проектом «Чудо - дерево» дети и родители смогли вместе изучить родословную своей семьи, составляя генеалогическое дерево. Семья для ребёнка – это мир, в котором закладывается основы отношения к людям. Семья – это род, а

символом рода всегда считалось дерево. Составляя своё генеалогическое дерево вместе со своими родителями, ребёнок начинает понимать и осознавать, что он принадлежит к целому роду. Во время этой работы дети усвоили такие понятия как «род», «родословная», «предки». На каждую веточку наклеивались фотографии предков, если таковые отсутствовали, ребята самостоятельно рисовали портреты прабабушек и прадедушек так, как они себе их представляют по рассказам родителей.

Итогом проекта стали совместные посиделки с родителями «Тепло родного очага», во время которых, ребята смогли продемонстрировать получившиеся у них работы.

Так же дети приносили семейные реликвии и рассказывали историю этих предметов. Вечер воспоминаний доставил удовольствие не только детям, но и взрослым, которые смогли окунуться в атмосферу детства, вспомнить весёлые случаи и любимые игры.

Целью третьего подпроекта «Животные в истории моей семьи» было не только узнать родословную своей семьи, но и животных, которые были друзьями еще бабушек и дедушек. Дети рисовали животных со слов своих близких. Акцентировать внимание детей на увиденном, стимулировать их наблюдательность и активность, в пополнении собственного опыта наблюдений, а так же вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей помог подпроект «Коллекция увиденных животных». Вместе с родителями дети собирали фотографии животных: это были фото домашних любимцев, животные из цирка и зоопарка.

Итогом проекта стало создание альбома «Зверьё мое». Оформляя альбом, ребята обратили внимание на то, что больше всего фотографий они собрали о кошках и собаках - это послужило поводом для создания плакатов «Дог Шоу» и «Кот Шоу». Ребята не только самостоятельно вклеивали фотографии, но и делали подписи к ним.

Проект «Зеленая аптека»

Работу над проектом я начала с познавательной игры во второй половине мая. Этот период времени интересен тем, что именно в эту пору природа «оживает» - все покрывается зеленью, появляются полевые и луговые цветы. Этим моментом я и воспользовалась для ознакомления детей с наиболее распространенными лекарственными растениями. Игра в помещении – была только началом для деятельности юных травознаев: их знания и умения проверялись, и закреплялись на практике.

Для этих целей в нашем дошкольном учреждении оборудована экологическая тропа, на которой представлены растения наиболее распространенные в нашем крае.

Так в ходе подпроекта «Душистая мята» дети познакомились с лекарственными свойствами этого растения и узнали о том, что оно используется в приготовлении не только лекарств, но и всеми любимых леденцов, пряников и мятной пасты.

Знакомясь с лекарственными свойствами подорожника и шиповника, дети так же узнали о пользе, которую приносят эти растения. Итогом этих подпроектов стали информационные плакаты «Зеленый доктор» и «Шиповник-красный доктор». В ходе сбора информации для данных плакатов у детей появилась уверенность в собственной компетенции, и они решили сначала проверить свои знания у медсестры нашего детского сада, а потом поделиться ими с ребятами из других групп.

В ходе подпроекта «Календула лекарственная»дети имели возможность проследить за изменением внешнего вида растения на разных этапах его развития. Дневник наблюдений за ростом календулы лекарственной дети предложили оформить в виде учебного плаката, позволяющего проследить за изменением внешнего вида растения и подарить его детям средней группы.

Итогом проекта стали информационные плакаты о целебных свойствах подорожника и шиповника. А так же книжка «Полезные сорняки», в которой были собраны рисунки, фотографии и стихи о лекарственных растениях.

Проект «Осеннее настроение»

В ходе данного семейного проекта дети вместе с родителями смогли проявить творческую фантазию, попробовать новые способы соединения частей поделки, так как в детском саду ребята осваивают только простейшие способы из-за невозможности работать с острыми режущими и колющими предметами.

После проведения выставки детских работ, я попросила детей рассказать о том из чего и с кем они изготовили поделки. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти новым словам - он будет напрасно мучиться. Но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету» Поэтому, чтобы облегчить детям задачу в составлении рассказа я придумала знаки-символы обозначающие:

- где была взята идея для поделки (интернет, книга, придумана самостоятельно)

- с кем из членов семьи она была выполнена

- где был собран природный материал (в лесу, в парке, на море)

- какой конкретно природный материал был использован для создания поделки.

В результате у детей получились схемы-модели рассказов при помощи, которых ребята без затруднений смогли составить рассказы.

Таким образом, апробация метода проектов показала, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в моём случае экологической культуры) возрастает.

Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы».Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы». Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 21:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...