Лучший педагог года

Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения

Г.Ф
Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения

Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. С её помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, величина, части и детали, их форма.

Контур является основной формообразующей структурой объекта. У детей с нарушением зрения его восприятие существенного расширяет сферу зрительного опыта. Практический опыт показал необходимость внедрения в коррекционную деятельность знакомства детей с контуром и различные виды работы с ним.

Публикация «Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения» размещена в разделах

Для обработки приёмов выделения и опознания контура используются следующие этапы:

1. Обводка прорисованных цветных шаблонов.

2. Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.

3. Совмещение силуэта с контурным изображением:

а) наложение силуэта на контур;

б) совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения (работа с перфокартами). Работу рекомендуется начинать с трёх объектов, отличающихся по форме.

4. Опознание контурных изображений (указывание и называние):

а) выбор по образцу;

б) выбор по кратковременной экспозиции образца;

в) выбор по указанию;

г) выбор по словесному описанию.

5. Опознание изображений с неполным контуром.

6. Выделение заданного контура из зашумлённого перцептивного поля.

В практике обогащения зрительного опыта детей широко используется целостные и без одного или двух фрагментов изображения. Они развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Первоначально в младшей группе предлагаются для опознания хорошо знакомые объекты, цветные изображения, у которых отсутствует один фрагмент, например лиса без хвоста, машина без колеса, чайник без ручки и др.

Со средней группы можно предлагать контурные изображения, отсутствующие фрагменты которых устанавливаются после тщательного зрительного анализа, например лейка без ручки, пила без 2-3 зубьев, зонтик без ручки и т. д.

Следующим этапом работы является дорисовка изображений по образцу.

Вот некоторые виды заданий-игр:

Игра «У кого какая игрушка?» (Младшая группа)

Цели: обучение соотнесению предметного изображения с контурным. Развитие внимания, расширение зрительного опыта детей.

Материалы: картинки с изображением игрушек (неваляшка, ведёрко, мяч воздушный шар, карточки с контурными изображениями тех же игрушек.

Ход игры: педагог выставляет перед ребёнком карточку с контурным изображением игрушки, просит найти среди картинок, разложенных на столе, такой же предмет.

Игра «Угадай, чей контур?» (Средняя группа)

Цели: обучение зрительному соотнесению предметных и контурных изображений, развитие прослеживающей функции глаз.

Материалы: карта (вверху 4-5 предметных изображений: игрушки, цветы, транспорт; внизу - их контурные изображения, фломастеры.

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть карточку и нарисовать разноцветные дорожки от предмета к контуру, назвать предметы.

Игра «Дорисуй»

Младшая группа: «Привяжи к шарику ниточку», «Дорисуй солнышку лучики», «Дорисуй цветку стебелек».

Средняя группа: «Дорисуй чашке ручку», «Где у собачки хвостик?», «Сделай ежика колючим».

Старшая группа: «Сделай домики похожими», «Дорисуй мышек», «Паровозики».

Далее можно предлагать дорисовку второй половины симметричных объектов: грибок, бабочка, ваза. А затем, в подготовительной группе — рисование мордочек животных, лица матрешки, куклы и т. д.

Игра «Узнай и расшифруй» (Подготовительная группа)

Цели: упражнять в узнавании объектов по неполному контуру и в зрительном соотнесении его с силуэтом; развивать анализирующее восприятие.

Материалы: таблица с незаконченными контурными изображениями объектов (до 10 шт., по-разному расположенными на плоскости таблицы; силуэты тех же объектов, среди которых есть лишние; фланелеграф.

Ход игры: педагог сообщает детям, что на таблице зашифрованы объекты, необходимо узнать их на фланелеграфе и разложить силуэты тех же объектов так, как они расположены на таблице. Игра продолжается с другими аналогичными таблицами.

Таким образом, представленный материал способствует расширению у детей сферы зрительного опыта, обусловливает его знание воспринимаемого, оказывает влияние на умения интерпретировать увиденное, улучшает запоминание, развивает зрительно-моторную координацию.

Публикации по теме:

Игры по краеведению — одно из средств в работе с детьми по патриотическому воспитанию Цель: создание условий для расширения знаний детей о своем крае- о родной станице. Задачи: - познакомить детей с играми по краеведению.

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольниковИспользование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме «Весна»Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме «Весна» Тема: «Весна» (подготовительная группа). Форма проведения: подгрупповая. Цель: Развитие зрительного восприятия. Задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения по теме «Дом» Цель: развитие зрительного восприятия Задачи: Коррекционно – обучающие: 1. Закрепить знания воспитанников о домах, выделять и называть отличительные.

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Развитие познавательной деятельности детей с.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Зрительное восприятие - способность осмысливать.

Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста» «Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида» Авторы проекта: Затяева.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса» Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ. «Я не боюсь ещё и.

Инновационные технологии в работе с детьми с патологией зрения. Сенсорная комната Авторы статьи и фото: Коскина М. М. ,Фомина М. М. Мы искали идеи, как сделать пребывание детей в нашем учреждении полезным и комфортным. Наиболее.

Проект «Луковая терапия как одно из средств профилактики простудных заболеваний детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы: Некоторые дети не любят лук как в блюдах, так и как овощ. С целью рассказать детям о пользе лука и возникновении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения
Опубликовано: 19 марта 2016 в 10:23
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД