Работа с потерей

Елена Рубаник
Работа с потерей

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОТЕРИ

Звонит мобильный. Неизвестный номер. Обычно не беру, но сегодня воскресенье вечер взяла.

– Алло! Елена Валентиновна, – это мама Али, – простите, но у нас вчера Алин папа умер. Плачет. – Она его так любит. Не знаю, что делать: говорить или нет? Плачет. Успокаиваю, как могу. Договариваюсь о встрече утром. Они в разводе, но отец часто навещал Алю. Иногда приходил пьяным. Приходят с опозданием. Узнаю, что Аля все знает.

– Я рассказала как могла, как сумела и просила ее никому не говорить, а то еще посмеются или обидят.

Так, в понедельник началась моя первая работа с потерей.

Сразу после ухода мамы, по дороге в кабинет, Аля сообщила очень важную тайну:

– Папа умер, – просила никому не говорить.

Я ответила, что знаю («увидела, что твоя мама плачет, и спросила, она и рассказала»). Аля сразу захотела пойти в кабинет песочной терапии. Захотела построить волшебную страну "барби". Набрала много мебели, все это свалила, как попало. Выбрала несколько игрушек. Но вела себя отстраненно. Взяла тюльпаны и сказала, что возьмет такие же, когда пойдет на могилу к папе, потому что папа всегда дарил маме такие же розы красивые.

– А мама сейчас плачет, а раньше орала на папу.

– Ты считаешь ее виноватой?

– Она конечно не виновата, но я не могу ей сейчас помочь.

После прочтения терапевтической сказки о потере сказала:

– Не надо, не читайте вслух – я не люблю сказки. Мама мне также говорила, что его душа теперь у ангелов и ему хорошо. А я скоро поеду в Египет с мамой. Стоит, молча перебирает игрушки. Я сказала, что хочу намочить песок, и стала лить воду. Аля очень заинтересовалась.

– А можно я? – и стала поливать сама. Получились две ямки наполненные водой.

Я сказала, что они похожи на глаза полные слез. Аля попросила еще воды. И залила водой весь поднос. Получилась песочная каша, чем бы ее помешать? Руками.

– А вы мне поможете? И мы вместе стали «месить тесто», как сказала Аля.

– Ну, давайте строить Египет.

– Что тебе для этого нужно?

– Деревья, пальмы, ну можно елки, если пальм будет мало.

В центре подноса поставила 2 елки и три пальмы. В воду положила кораллы и ракушки. Разбросала жемчуг, стеклянные камушки и ракушки. Поставила дельфина и черепаху. Внизу в центре сделала могилу.

– Это любимый зайчик?

– Нет, это могила мумии.

Поставила тюльпаны и ракушки. Раскладывая ракушки, приговаривала:

– Это ракушка – книга мертвых, это – тоже.

– А зачем мертвым книги? Что там написано?

– Как что? Заговоры, ну, как в кино. В центре в тени живут львы: мама, папа и маленький львенок. Надо тень сделать по-лучше, а то там очень жарко. Классная страна получилась, только мне не хорошо как-то.

– Чем я могу тебе помочь, что могу для тебя сделать?

– Да вот, – показывая на груши и перчатки в углу. А вы мне поможете?

– Конечно! – надеваю, вторые перчатки.

– Сейчас я ее как дам! (бьет грушу). Вы помогайте! Лупит неистово, падает, встает, бьет руками и ногами. – Вот тебе вот! Пьянка поганая! – сбив грушу, запрыгивает на нее ногами, скачет и продолжает лупить. – Надо ее скинуть.

– Аля, мы кого бьем-то?

– Да, это бутылка водки! – бьет неистово, воет, рычит, иногда бросается на нее и пытается укусить. Так проходят 15-20 минут. Устала.

– Пойдемте в другой кабинет? Можно, я буду рисовать?

– А кого ты будешь рисовать?

Все приготовлено, не рисует (страшно). Предлагаю взять из подноса красное сердечко, чтобы было не страшно. Соглашается с радостью. Устанавливает напротив, чтоб было видно. Устанавливает тщательно (сердечко несколько раз падает).

– Надо, чтобы его видно было. Рисует.

– Ну, это смерть, страх такой, я его боюсь, – очень тщательно прорисовывает черты лица. – Рисовать будем мелками. У него черная борода и усы, а глаза желтые, они светятся. А еще у него два сердца. Одно черное от злости, а другое синее от холода – он замерз. Если попасть и разбить его, то он оживет и черное превратиться в красное. Он каждую ночь снится. Его зовут смерть, зомби, оборотень. Все зомби страшные. Даже кости у них зеленые от злости. Если он только услышит, что кто-то о ком-то скучает, то сразу зеленеет от злости. И даже шляпа из костей.

– Можно я его сфотографирую?

– Можно.

– Давай покормим Страхоежку?

– Давай!

Режем на части и скармливаем. С восторгом:

– Я тебя потом еще покормлю!

Прошел день, сегодня среда. Работаю в подготовительной (Алиной) группе. Групповое занятие "Рисование под музыку". Релаксация "Волшебный остров". Тема: "Твоя волшебная страна". На занятии Аля работала с удовольствием (обычно брала яркие краски). Сегодня основные цвета синий и малиновый. Рисовала ладошками. Нарисовала три работы. Придумала к ним названия:

1. «Волшебный страшный песчаный ураган» – сплошное светло-коричневое пятно. Часть правого нижнего угла синего цвета (основа синий и малиновый цвета).

– Ну, просто очень страшный и все.

2. «Страшный камень смерти»основа: малиновый и оранжевые цвета, сверху темно-коричневое пятно во весь лист. Бумага, в нескольких местах протерта, до катышей.

– Если какой-нибудь человек на него наступит, то сразу превратиться в страшную мумию, – шепчет мне на ухо.

3. «Детская виселица». Слева коричневая клякса:

– Это детская карусель, ну, для малышей. В центре голубое пятно с коричневой серединой и щупальцами направленными вниз:

– Это птичий моллюск – он опасный.

Справа что-то вроде светофора: три круга, стоящие один на другом: сиреневый, малиновый, сиреневый. Их объединяет фиолетовая скоба с права. Все три круга имеют соединения со скобой:

– Это злая, страшная, хищная птица, а это ее моллюск.

Сегодня пятница, прошел еще один день. Аля не хочет идти в садик. На мое приглашение в песочницу соглашается с радостью. Смотрю в окно: бежит в припрыжку. Входят в кабинет вместе с мамой.

– Аля, мы маму отпустим?

– Нет, пусть, она с нами порисует.

– Хорошо. Куда сначала пойдем? Будем строить волшебную страну! Согласна.

– С каким песком будешь работать с сухим или мокрым?

– С мокрым.

– Только у меня условие – у каждого своя страна: у мамы своя, у тебя своя!

– А вы музыку включите?

Страна мамы – это город и волшебные озера разных цветов. Сказочная страна, красивые зеленые города и разноцветные озера. Живая природа, много птиц. Морские животные, млекопитающие, дельфин, большие раки. Там не полная тишина, там музыка спокойная ровная.

– А какие чувства?

– Тоска, горе. Я от него просто захлебываюсь (плачет).

Страна Али – это чудо-страна. В ней живут волшебники и их помощники. Есть добрые и злые. Всех красивых девушек страшилы превращают в розы и подсолнухи. А это добрый дом. А чайник – это фонтан, который не дает высохнуть морю. Когда море высохнет, все добрые превратятся в злых. А теперь я буду рисовать страшилку! Рисует мелками Бабу-Ягу. Вокруг делает синий фон.

– Сейчас мы покормим страхоежку. Начинает рвать и резать ножницами. Зовет на помощь маму. Вместе скармливают страшилку (рисунок).

– Надо еще немножко грушу побить, можно? Вместе с мамой бьют, но очень вяло. Присутствие мамы сдерживает. Предлагаю пойти в сухой бассейн. Залезают вдвоем. Начинается возня, битва подушками. Закапывает маму в цветные шарики, потом себя. Возвращаемся в кабинет. Успокаивается. Предупреждаю, что время заканчивается. Не отходит от мамы – не хочет оставить нас наедине.

Понедельник. Последнее занятие перед отъездом. В садик Аля ходить не хочет, приглашаю к себе вместе с мамой. Я обращаюсь к Але:

– Ну, куда пойдем сначала?

– Будем строить волшебную страну! Только, я сегодня делаю на сухом песке!

– Хорошо, тогда маме придется строить на мокром.

Все согласны.

– Включите музыку, пожалуйста!

Из разговора с мамой до этого, узнаю, что Аля вчера первый раз за все это время расплакалась. Жалела папу, очень хочет, чтобы он вернулся. Переживает, с кем будет теперь делать поделки. Во время посещения детского сада не раз подходила ко мне и с горечью говорила, показывая на различные поделки:

– Это мы с папой делали, когда я еще в средней группе была. Он такой веселый был, смеялся. Здесь вот я рисовала, а здесь – он.

В группе, действительно, много поделок, сделанных Алей и папой. По группе ходит грустная, ни с кем особенно не контактирует. Часто уходит в себя. За это время ни разу не обмолвилась о смерти отца. Воспитатель говорит: «Если бы я не знала, я бы и не догадалась никогда, партизанка какая-то». Мамина установка: «Никому не говори, а то посмеются еще или обидят. Если хочешь, можешь рассказать психологу или мне, если захочется. И можешь обо всем спрашивать, что тебе интересно».

Аля долго гладит ладошками песок и изображает большую бабочку на песке, затем выбирает игрушку-брелок – черную гориллу с фонариком во рту (если горилла открывает пасть, во рту загорается фонарик). Спрашивает:

– Она опасная?

– Да, – начинаю объяснять чем.

– Да я знаю! Ставит ее по центру наверху подноса. Справа (женский образ) и слева (мужской) ставит монстров головастиков. На дороге, ведущей к горилле, ставит пластмассового льва.

Рассказ Али:

– Моя страна называется «Злой, добрый, злой». Нет, «Злой, добрый, добрый». Горилла здесь главная, она везде здесь командует. А лев пришел домой. Здесь вот тень для львов. Львы охраняют волшебную воду, чтобы облить льва, чтобы он ожил. Да это дом для львов и еще волшебная лейка, из которой каждое утро этот лес надо поливать. А здесь кошки живут. Три. Маленькая – она самая главная, она – памятник. Нет, большая главная, она – памятник. А вот здесь морская звезда, она все желания исполняет, если к ней прикоснуться. Ой, а она колючая! А это злая зеленая змея, которая охраняет звезду, чтобы никто не трогал. И сердце синее в углу такие лучи выпускает и тоже охраняет звезду.

Я:

– А кто же тогда может к ней прикоснуться?

Аля:

– Только очень, очень сильный и очень храбрый! А на дороге волшебные камни, они к горилле дорогу и к волшебной пещере показывают. Я вообще решила сделать семью, семью, семью. Семья львов, котов, зайчиков и Бабок-Ёжек.

Страна мамы: тщательно готовит ландшафт. Лепит из мокрого песка горы. Ставит деревья, водоросли, дельфина. Рассказ:

– В прошлый раз были горы, озера. А сейчас больше равнина, ручьи, устье какое-то. Поставила домик, захотелось, как в прошлый раз, дельфина и каких-то млекопитающих, но больше не нашла ничего подходящего. А людей как-то не захотелось в этот раз. Никто не понравился. Здесь в стране тишина, спокойствие, тихая музыка, не совсем грустная, а которая дает настроение. Не как в прошлый раз тоска. Да, пожалуй, называется «Ожидание».

– Ожидание чего?

– Чего-то хорошего, конечно, в общем «Ожидание».

После песочницы Аля предлагает порисовать. Спрашивает:

– А что, будем рисовать страшилки? Только мама будет с нами рисовать, хорошо?

– Да! Только мы не страшилки будем рисовать. Я предлагаю вам нарисовать общую работу «Грустная страна». Согласны. Даю общий лист ватмана. Рисовать можно как угодно: руками, кисточкой, различными материалами. Почти незаметно рисую границу посредине. И говорю:

– Вы можете договориться и нарисовать общую страну, и тогда границу можно стереть или закрасить, а можете обвести, и тогда у каждого будет своя грустная страна. Мама Али берет инициативу на себя и четко проводит границу синей краской со своей стороны границы. Затем делает зеленую полосу.

Аля берет белую краску и пытается сверху по синей краске нарисовать белые полосы. Говорит:

– Так будет лучше.

Затем делает такую же зеленую полосу, как у мамы. Мама рисует желтые круги, Аля копирует круги, но берет фиолетовый цвет. Дальше включается в работу самостоятельно. Начинает лить воду на лист, рисовать руками. У Али получается огромное коричневое пятно, как в среду. На листе стоит лужа. В левом углу трафаретом делает синее сердце, затем замазывает его синей краской. Заканчивают работу почти одновременно.

Рассказ мамы.

– Я нарисовала море, поля желтые – это островки, на них есть какая-то жизнь. А фиолетовые – это мостики к Але в страну. Аля, а у тебя что получилось? Ураган, просто ураган он никакой. А вот здесь, ты, что-то по трафарету рисовала? (было отпечатано сердечко).

– Да, но сейчас это просто лужа (очень встревожилась). Пойдемте в бассейн?

– Пошли.

Мама в бассейн отказалась залезать. Аля просто влетела (очень тревожна и агрессивна). Стала кидаться шариками, подушками. Не успокоиться. Предлагаю пойти поколотить грушу. Бежит с восторгом. Только с вами (с мамой в прошлый раз не получилось). Бьет грушу как в прошлый раз, руками, ногами. Падает и опять бьет. Рычит, кричит, пытается прокусить. Так минут 15-20. Видит на окне маску Бэтмана.

– Давайте ее подвесим к груше.

– Это маска Бэтмана.

– Да, я знаю – это маска смерти. Сбивает с первого удара, начинает топтать ногами, ломает, останавливается и говорит:

– Интересно, а я в ней как выгляжу? – прикладывает к лицу. – Не очень, знаешь. А ты? – надевает на меня. – Да, – бросает на пол и начинает прыгать на ней двумя ногами. – Вот тебе чудовище, вот! На получай! – ломает из последних сил.

– Ну, пожалуй, хватит, – идет к маме в другую комнату. Собираем втроем пирамиду. Успокаивается.

– Ну вот, наше время и закончилось. Завтра вы улетаете отдыхать, а когда вернетесь, приходите.

Видит грушу подбегает и ударяет еще разок. Говорит:

– Напоследок.

"Страхоежка" - человечек сделанный из пустой коробки. С прорезью вместо рта.

Публикации по теме:

Мой папа Мой папа сильный и большой, Он для меня такой родной! Смешинки добрые в глазах, Меня он носит на плечах. Мне с папой очень интересно, Поступать.

Сказка «Главный подарок». Сказка «Главный подарок». Я — Дима Петров. Моя бабушка живет одна в доме напротив. В воскресенье у нее день рождения и мы с мамой решили.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Работа с потерей
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 17:25
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...