Работа с потерей

Елена Рубаник
Работа с потерей

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОТЕРИ

Звонит мобильный. Неизвестный номер. Обычно не беру, но сегодня воскресенье вечер взяла.

– Алло! Елена Валентиновна, – это мама Али, – простите, но у нас вчера Алин папа умер. Плачет. – Она его так любит. Не знаю, что делать: говорить или нет? Плачет. Успокаиваю, как могу. Договариваюсь о встрече утром. Они в разводе, но отец часто навещал Алю. Иногда приходил пьяным. Приходят с опозданием. Узнаю, что Аля все знает.

– Я рассказала как могла, как сумела и просила ее никому не говорить, а то еще посмеются или обидят.

Так, в понедельник началась моя первая работа с потерей.

Сразу после ухода мамы, по дороге в кабинет, Аля сообщила очень важную тайну:

– Папа умер, – просила никому не говорить.

Я ответила, что знаю («увидела, что твоя мама плачет, и спросила, она и рассказала»). Аля сразу захотела пойти в кабинет песочной терапии. Захотела построить волшебную страну "барби". Набрала много мебели, все это свалила, как попало. Выбрала несколько игрушек. Но вела себя отстраненно. Взяла тюльпаны и сказала, что возьмет такие же, когда пойдет на могилу к папе, потому что папа всегда дарил маме такие же розы красивые.

– А мама сейчас плачет, а раньше орала на папу.

– Ты считаешь ее виноватой?

– Она конечно не виновата, но я не могу ей сейчас помочь.

После прочтения терапевтической сказки о потере сказала:

– Не надо, не читайте вслух – я не люблю сказки. Мама мне также говорила, что его душа теперь у ангелов и ему хорошо. А я скоро поеду в Египет с мамой. Стоит, молча перебирает игрушки. Я сказала, что хочу намочить песок, и стала лить воду. Аля очень заинтересовалась.

– А можно я? – и стала поливать сама. Получились две ямки наполненные водой.

Я сказала, что они похожи на глаза полные слез. Аля попросила еще воды. И залила водой весь поднос. Получилась песочная каша, чем бы ее помешать? Руками.

– А вы мне поможете? И мы вместе стали «месить тесто», как сказала Аля.

– Ну, давайте строить Египет.

– Что тебе для этого нужно?

– Деревья, пальмы, ну можно елки, если пальм будет мало.

В центре подноса поставила 2 елки и три пальмы. В воду положила кораллы и ракушки. Разбросала жемчуг, стеклянные камушки и ракушки. Поставила дельфина и черепаху. Внизу в центре сделала могилу.

– Это любимый зайчик?

– Нет, это могила мумии.

Поставила тюльпаны и ракушки. Раскладывая ракушки, приговаривала:

– Это ракушка – книга мертвых, это – тоже.

– А зачем мертвым книги? Что там написано?

– Как что? Заговоры, ну, как в кино. В центре в тени живут львы: мама, папа и маленький львенок. Надо тень сделать по-лучше, а то там очень жарко. Классная страна получилась, только мне не хорошо как-то.

– Чем я могу тебе помочь, что могу для тебя сделать?

– Да вот, – показывая на груши и перчатки в углу. А вы мне поможете?

– Конечно! – надеваю, вторые перчатки.

– Сейчас я ее как дам! (бьет грушу). Вы помогайте! Лупит неистово, падает, встает, бьет руками и ногами. – Вот тебе вот! Пьянка поганая! – сбив грушу, запрыгивает на нее ногами, скачет и продолжает лупить. – Надо ее скинуть.

– Аля, мы кого бьем-то?

– Да, это бутылка водки! – бьет неистово, воет, рычит, иногда бросается на нее и пытается укусить. Так проходят 15-20 минут. Устала.

– Пойдемте в другой кабинет? Можно, я буду рисовать?

– А кого ты будешь рисовать?

Все приготовлено, не рисует (страшно). Предлагаю взять из подноса красное сердечко, чтобы было не страшно. Соглашается с радостью. Устанавливает напротив, чтоб было видно. Устанавливает тщательно (сердечко несколько раз падает).

– Надо, чтобы его видно было. Рисует.

– Ну, это смерть, страх такой, я его боюсь, – очень тщательно прорисовывает черты лица. – Рисовать будем мелками. У него черная борода и усы, а глаза желтые, они светятся. А еще у него два сердца. Одно черное от злости, а другое синее от холода – он замерз. Если попасть и разбить его, то он оживет и черное превратиться в красное. Он каждую ночь снится. Его зовут смерть, зомби, оборотень. Все зомби страшные. Даже кости у них зеленые от злости. Если он только услышит, что кто-то о ком-то скучает, то сразу зеленеет от злости. И даже шляпа из костей.

– Можно я его сфотографирую?

– Можно.

– Давай покормим Страхоежку?

– Давай!

Режем на части и скармливаем. С восторгом:

– Я тебя потом еще покормлю!

Прошел день, сегодня среда. Работаю в подготовительной (Алиной) группе. Групповое занятие "Рисование под музыку". Релаксация "Волшебный остров". Тема: "Твоя волшебная страна". На занятии Аля работала с удовольствием (обычно брала яркие краски). Сегодня основные цвета синий и малиновый. Рисовала ладошками. Нарисовала три работы. Придумала к ним названия:

1. «Волшебный страшный песчаный ураган» – сплошное светло-коричневое пятно. Часть правого нижнего угла синего цвета (основа синий и малиновый цвета).

– Ну, просто очень страшный и все.

2. «Страшный камень смерти»основа: малиновый и оранжевые цвета, сверху темно-коричневое пятно во весь лист. Бумага, в нескольких местах протерта, до катышей.

– Если какой-нибудь человек на него наступит, то сразу превратиться в страшную мумию, – шепчет мне на ухо.

3. «Детская виселица». Слева коричневая клякса:

– Это детская карусель, ну, для малышей. В центре голубое пятно с коричневой серединой и щупальцами направленными вниз:

– Это птичий моллюск – он опасный.

Справа что-то вроде светофора: три круга, стоящие один на другом: сиреневый, малиновый, сиреневый. Их объединяет фиолетовая скоба с права. Все три круга имеют соединения со скобой:

– Это злая, страшная, хищная птица, а это ее моллюск.

Сегодня пятница, прошел еще один день. Аля не хочет идти в садик. На мое приглашение в песочницу соглашается с радостью. Смотрю в окно: бежит в припрыжку. Входят в кабинет вместе с мамой.

– Аля, мы маму отпустим?

– Нет, пусть, она с нами порисует.

– Хорошо. Куда сначала пойдем? Будем строить волшебную страну! Согласна.

– С каким песком будешь работать с сухим или мокрым?

– С мокрым.

– Только у меня условие – у каждого своя страна: у мамы своя, у тебя своя!

– А вы музыку включите?

Страна мамы – это город и волшебные озера разных цветов. Сказочная страна, красивые зеленые города и разноцветные озера. Живая природа, много птиц. Морские животные, млекопитающие, дельфин, большие раки. Там не полная тишина, там музыка спокойная ровная.

– А какие чувства?

– Тоска, горе. Я от него просто захлебываюсь (плачет).

Страна Али – это чудо-страна. В ней живут волшебники и их помощники. Есть добрые и злые. Всех красивых девушек страшилы превращают в розы и подсолнухи. А это добрый дом. А чайник – это фонтан, который не дает высохнуть морю. Когда море высохнет, все добрые превратятся в злых. А теперь я буду рисовать страшилку! Рисует мелками Бабу-Ягу. Вокруг делает синий фон.

– Сейчас мы покормим страхоежку. Начинает рвать и резать ножницами. Зовет на помощь маму. Вместе скармливают страшилку (рисунок).

– Надо еще немножко грушу побить, можно? Вместе с мамой бьют, но очень вяло. Присутствие мамы сдерживает. Предлагаю пойти в сухой бассейн. Залезают вдвоем. Начинается возня, битва подушками. Закапывает маму в цветные шарики, потом себя. Возвращаемся в кабинет. Успокаивается. Предупреждаю, что время заканчивается. Не отходит от мамы – не хочет оставить нас наедине.

Понедельник. Последнее занятие перед отъездом. В садик Аля ходить не хочет, приглашаю к себе вместе с мамой. Я обращаюсь к Але:

– Ну, куда пойдем сначала?

– Будем строить волшебную страну! Только, я сегодня делаю на сухом песке!

– Хорошо, тогда маме придется строить на мокром.

Все согласны.

– Включите музыку, пожалуйста!

Из разговора с мамой до этого, узнаю, что Аля вчера первый раз за все это время расплакалась. Жалела папу, очень хочет, чтобы он вернулся. Переживает, с кем будет теперь делать поделки. Во время посещения детского сада не раз подходила ко мне и с горечью говорила, показывая на различные поделки:

– Это мы с папой делали, когда я еще в средней группе была. Он такой веселый был, смеялся. Здесь вот я рисовала, а здесь – он.

В группе, действительно, много поделок, сделанных Алей и папой. По группе ходит грустная, ни с кем особенно не контактирует. Часто уходит в себя. За это время ни разу не обмолвилась о смерти отца. Воспитатель говорит: «Если бы я не знала, я бы и не догадалась никогда, партизанка какая-то». Мамина установка: «Никому не говори, а то посмеются еще или обидят. Если хочешь, можешь рассказать психологу или мне, если захочется. И можешь обо всем спрашивать, что тебе интересно».

Аля долго гладит ладошками песок и изображает большую бабочку на песке, затем выбирает игрушку-брелок – черную гориллу с фонариком во рту (если горилла открывает пасть, во рту загорается фонарик). Спрашивает:

– Она опасная?

– Да, – начинаю объяснять чем.

– Да я знаю! Ставит ее по центру наверху подноса. Справа (женский образ) и слева (мужской) ставит монстров головастиков. На дороге, ведущей к горилле, ставит пластмассового льва.

Рассказ Али:

– Моя страна называется «Злой, добрый, злой». Нет, «Злой, добрый, добрый». Горилла здесь главная, она везде здесь командует. А лев пришел домой. Здесь вот тень для львов. Львы охраняют волшебную воду, чтобы облить льва, чтобы он ожил. Да это дом для львов и еще волшебная лейка, из которой каждое утро этот лес надо поливать. А здесь кошки живут. Три. Маленькая – она самая главная, она – памятник. Нет, большая главная, она – памятник. А вот здесь морская звезда, она все желания исполняет, если к ней прикоснуться. Ой, а она колючая! А это злая зеленая змея, которая охраняет звезду, чтобы никто не трогал. И сердце синее в углу такие лучи выпускает и тоже охраняет звезду.

Я:

– А кто же тогда может к ней прикоснуться?

Аля:

– Только очень, очень сильный и очень храбрый! А на дороге волшебные камни, они к горилле дорогу и к волшебной пещере показывают. Я вообще решила сделать семью, семью, семью. Семья львов, котов, зайчиков и Бабок-Ёжек.

Страна мамы: тщательно готовит ландшафт. Лепит из мокрого песка горы. Ставит деревья, водоросли, дельфина. Рассказ:

– В прошлый раз были горы, озера. А сейчас больше равнина, ручьи, устье какое-то. Поставила домик, захотелось, как в прошлый раз, дельфина и каких-то млекопитающих, но больше не нашла ничего подходящего. А людей как-то не захотелось в этот раз. Никто не понравился. Здесь в стране тишина, спокойствие, тихая музыка, не совсем грустная, а которая дает настроение. Не как в прошлый раз тоска. Да, пожалуй, называется «Ожидание».

– Ожидание чего?

– Чего-то хорошего, конечно, в общем «Ожидание».

После песочницы Аля предлагает порисовать. Спрашивает:

– А что, будем рисовать страшилки? Только мама будет с нами рисовать, хорошо?

– Да! Только мы не страшилки будем рисовать. Я предлагаю вам нарисовать общую работу «Грустная страна». Согласны. Даю общий лист ватмана. Рисовать можно как угодно: руками, кисточкой, различными материалами. Почти незаметно рисую границу посредине. И говорю:

– Вы можете договориться и нарисовать общую страну, и тогда границу можно стереть или закрасить, а можете обвести, и тогда у каждого будет своя грустная страна. Мама Али берет инициативу на себя и четко проводит границу синей краской со своей стороны границы. Затем делает зеленую полосу.

Аля берет белую краску и пытается сверху по синей краске нарисовать белые полосы. Говорит:

– Так будет лучше.

Затем делает такую же зеленую полосу, как у мамы. Мама рисует желтые круги, Аля копирует круги, но берет фиолетовый цвет. Дальше включается в работу самостоятельно. Начинает лить воду на лист, рисовать руками. У Али получается огромное коричневое пятно, как в среду. На листе стоит лужа. В левом углу трафаретом делает синее сердце, затем замазывает его синей краской. Заканчивают работу почти одновременно.

Рассказ мамы.

– Я нарисовала море, поля желтые – это островки, на них есть какая-то жизнь. А фиолетовые – это мостики к Але в страну. Аля, а у тебя что получилось? Ураган, просто ураган он никакой. А вот здесь, ты, что-то по трафарету рисовала? (было отпечатано сердечко).

– Да, но сейчас это просто лужа (очень встревожилась). Пойдемте в бассейн?

– Пошли.

Мама в бассейн отказалась залезать. Аля просто влетела (очень тревожна и агрессивна). Стала кидаться шариками, подушками. Не успокоиться. Предлагаю пойти поколотить грушу. Бежит с восторгом. Только с вами (с мамой в прошлый раз не получилось). Бьет грушу как в прошлый раз, руками, ногами. Падает и опять бьет. Рычит, кричит, пытается прокусить. Так минут 15-20. Видит на окне маску Бэтмана.

– Давайте ее подвесим к груше.

– Это маска Бэтмана.

– Да, я знаю – это маска смерти. Сбивает с первого удара, начинает топтать ногами, ломает, останавливается и говорит:

– Интересно, а я в ней как выгляжу? – прикладывает к лицу. – Не очень, знаешь. А ты? – надевает на меня. – Да, – бросает на пол и начинает прыгать на ней двумя ногами. – Вот тебе чудовище, вот! На получай! – ломает из последних сил.

– Ну, пожалуй, хватит, – идет к маме в другую комнату. Собираем втроем пирамиду. Успокаивается.

– Ну вот, наше время и закончилось. Завтра вы улетаете отдыхать, а когда вернетесь, приходите.

Видит грушу подбегает и ударяет еще разок. Говорит:

– Напоследок.

"Страхоежка" - человечек сделанный из пустой коробки. С прорезью вместо рта.

Публикации по теме:

Мой папа Мой папа сильный и большой, Он для меня такой родной! Смешинки добрые в глазах, Меня он носит на плечах. Мне с папой очень интересно, Поступать.

Сказка «Главный подарок». Сказка «Главный подарок». Я — Дима Петров. Моя бабушка живет одна в доме напротив. В воскресенье у нее день рождения и мы с мамой решили.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Работа с потерей
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 17:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...