Получи документы

Работа с родителями.

Марина Якурина
Работа с родителями.

1. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Публикация «Работа с родителями,» размещена в разделах

2. Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и других специалистов (психолог, социальный работник, физ. инструктор, руководитель изостудии, мед. работники, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Приоритетным направлением в нашей работе считаю - педагогическое просвещение родителей дошкольников. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.

3. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения вот некоторые из них:

Посещение семьи ребенка, День открытых дверей, Беседы (проводятся как индивидуальные, так и групповые, Консультации.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяц.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания

Семейные клубы. (нетрадиционные формы работы с родителями). Основываются они на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. И др.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Очень важно, чтобы требования, исходящие от окружающих ребенка людей и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

4. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже воспитателю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать.

5."Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" - эти слова из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, на мой взгляд, выражают сущность работы воспитателя, и сущность материнской любви, и сущность всего нашего бытия, прислушивайтесь к своему сердцу, оно лучший наш помощник.

А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

6. Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

Себастьяна Брандт:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

7. В группе «Ладушки» мы работаем второй год. Год назад нашему самому маленькому воспитаннику было 1 год 2 месяца. На начальном этапе нами была составлена анкета, в которой мы узнали о возрасте родителей, их хобби, образовании, об особенностях укладывания, кормления, количестве детей в семье и многое другое. Коллектив родителей на редкость подобрался добросовестный и заинтересованный во всех направлениях, которые касаются развития их деток. Практически каждый месяц, у нас запланировано какое-нибудь интересное мероприятие с родителями.

8. Конечно самое распространенное - Родительские собрания. Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать, т. к. непременно в процессе проведения собрания, используются либо философские высказывания мудрецов, либо какие-то притчи или народные мудрости, подобранные в соответствие с темой собрания. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и обсуждение, и консультация, и дискуссия, и развлечение и посиделки с чаем. Решающей задачей, которая ставилась нами на начальном этапе, было, конечно знакомство и сплочение родителей в коллектив.

9. Очень полюбилась такая форма проведения встреч, как развлечение совместно с родителями и детьми. По пожеланиям родителей, в январе (теперь уже решили закрепить в традицию, празднование «старого Нового года или Святок». На таких мероприятиях коллектив родителей имеет возможность раскрепоститься, побаловаться, посмеяться, поговорить за чашечкой чая, узнать друг о друге, сдружиться, стать настоящим коллективом. Стараемся помимо развлекательной темы, внести и элементы познавательного характера. Например, познакомить с обычаем колядования, при том моменте, когда приносятся сладости к чаепитию, или дыхательной гимнастикой, когда выпадает фант играющему, поговорками и народными мудростями, когда приходит момент гадания и т. д.

10. Очень интересно прошло у нас совместное физкультурное занятие детей раннего возраста с родителями «Как найти волшебные яблочки»

Задачи: 1. Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

2. Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения.

3. Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.

11. А летом на Иван-Купала проводили праздник с мыльными пузырями, родители были в таком же восторге, что и дети.

12. Сегодня хочется показать еще одно направление, работа в проекте «Умные игры» совместно с родителями. Жизнь детей в детском саду интересна тогда, когда она насыщена событиями: занятиями, прогулками, играми. Особенно играми. Для родителей было подготовлено родительское собрание с м/м презентацией об истории игрушки, видах игрушек, их функциональном назначении, проведена небольшая дискуссия об игрушках и антиигрушках. Консультация о важности совместной игры с ребенком, обыгрывании игрушек. На родительском собрании «После трех уже поздно» было рассказано о важности периода до трех лет, в частности о развитии сенсорики, после которого родители решили принести каждый в группу по любой развивающей игре (на некоторое время- дети осваивают правила, игра начинает надоедать- отдаем домой, и вносим новую). К самостоятельному изготовлению игр, родители настроены позитивно, но как показала практика, им проще купить. Однако нам для изготовления игр они с радостью несут все, что не попросим: ткань, прищепки, зонтики, болты и гайки и т. д. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию игры, подготовленные в рамках проекта «Умные игры» на развитие мелкой моторики.

13. Всем давно известно, а тем более педагогам, воспитателям, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.

Сегодня вам будут представлены дидактические игры, предназначенные для детей младшего дошкольного возраста, но при небольшом усложнении заданий могут использоваться и в работе с детьми постарше. При изготовлении игр использовались знакомые и доступные материалы. Идея игр проста (т. к работаю я сейчас на 1 младшей группе, то игры соответственно подобраны ближе к этому возрасту) но т. же просматривается возможность совершенствовать и усложнять в соответствии с возрастом дошкольников, тематикой, целями. Возможно, некоторые игры станут отправной точкой на творческом пути коллег.

Предложенные игры помогают не только разнообразить предметную среду в группе, но и нетрадиционным способом развивают у детей познавательную и творческую активность.

Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, беседы с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Публикации по теме:

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Автор публикации:
Работа с родителями.
Опубликовано: 5 января 2013 в 09:09
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД