Работа с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и сада

Алена Юрьевна Репихова
Работа с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и сада

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, переживающим период своего национального возрождения, Президент Республики Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьезное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь, конечно же, играет семья – отметил он – Но и государство не должно стоять в стороне. Начиная с детского сада, в школе, в колледже или вузе, в армии, мы должны не только учить, но и воспитывать нашу молодежь…»

Не секрет, что «самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Без квалифицированной помощи специалистов семье невозможно обойтись. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.

Наш Центр развития пять лет активно внедряет проект по взаимодействию семьи и детского сада «Біргеміз». Работа всего коллектива сориентирована на взаимодействие с семьей для равномерного и органичного участия родителей в воспитании и обучении детей. Сущностью такого взаимодействия является личностно ориентированное образование дошкольника, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и эмоциональной педагогической защиты развития ребенка.

Работа с родителями проходит в три этапа по трем направлениям.

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводим обследование родительского контингента детского сада и анализируем его состав. Выявляем также родительские запросы, потребности в образовательных услугах и оценку работы коллектива.

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана.

3 этап – анализ полученных данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Планирование работы с родителями включено в раздел годового плана учреждения и является обязательным для всех педагогов.

Организация совместной деятельности Центра и семьи – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех педагогов детского сада к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного пространства, выбор ценностей при организации образовательной среды.

В процессе работы с педагогами мы используем различные формы работы: дискуссии, ролевые игры, элементы тренинга и др. Дискуссии помогают воспитателям увидеть разные точки зрения, высказывать свое мнение, прийти к некоторому общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагоги смогли опробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха.

Центральным звеном методической работы, стал постоянно действующий семинар-тренинг «Первый шаг», цель которого - помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей, научить устанавливать контакты с родителями.

Особенностью семинара является использование упражнений тренингового характера. Это помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учить анализировать ситуации общения, принимать другого человека (в данном случае родителя, прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать "проблемы" в знаниях, дефицит умений и навыков.

Мы сознательно ушли от лекций в преподнесении информации воспитателям, хотя и сохранили некоторые ее элементы. Практические занятия в большей степени помогают приобрести живой опыт, возникает возможность фактически немедленно проанализировать полученные знания и умения.

Для проведения этой работы необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.

Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начинай меняться сам.

Для продуктивной работы Центр организует деятельность с родителями на разных уровнях: общесадовом, внутригрупповом, индивидуально-семейном, используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

информационно – аналитические: Их цель изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей.

Познавательные - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Наглядно – информационные - это направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговые - совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Более подробно рассмотрим некоторые из них:

Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными.

Надо сказать, что после визита и родители, и дети смотрят на вас уже совсем иначе. Для них Вы теперь «свой».

В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:

1. Доски объявлений

2. Информационные бюллетени.

3. Индивидуальные кармашки. В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

4. Портфолио ребенка. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме.

5. «Говорящие блокноты» для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

На первом родительском собрании в начале учебного года вниманию родителей предоставляются варианты их участия в работе группы, здесь же оформляется экран их участия, в котором родители сами определяют время и день, когда они смогут находиться в группе в качестве волонтеров. Также родителям предлагаются карты учебно-тематического проектов или тем, над которыми работают воспитатели в течение определённого времени, а также варианты родительского участия в их реализации.

Родительские собрания проходят в форме: «Педагогическая лаборатория», «Аукцион», «Семинар – тренинг», «Душевный разговор», «Мастер – класс», «Ток – шоу».

На родительских собраниях нетрадиционной формы мы используем следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини - эксперимент».

Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

В каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Председатель родительского комитета группы входит в состав Попечительского совета Центра. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Они являются членами проектного Совета и творческих студий педагогов. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь дома. Есть в группе и фотокорреспондент из родительского комитета. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы.

Дни открытых дверей.

Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа. Педагоги тщательно продумывают режимные моменты, занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты. При посещении родителями Центра педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Одна из любимых детьми форм работы с родителями «Гость группы». Родителей принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т. д.

В конце дня мы проводим небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Наряду с традиционными формами работы в группе мы практикуем проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях, организовываем консультации медсестры, педагога, логопеда, на конференции можно сделать выставку. Одна из наших конференций называлась “Гендерное воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении мы высказали, как важно участвовать родителям в воспитании ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. А когда родители просмотрели кассету (запись) игровой деятельности детей, многим стало неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи полезны для нас тем, что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах. Трудные вопросы гендерного воспитания легче разрешаются сообща.

Родительские уголки

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей педагогами используются рубрики: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой», «Учите с нами», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Огромное значение имеют для родителей наглядные формы: то, что может быть помещено в приемной.

Мы часто для родителей устанавливаем фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи». «Здоровому все здорово!» и т. д. и Фотовыставки «Три поколения в одной лодке», «Папа, мама, я - дружная семья», «Шаныра - наш общий дом», «Сйемін сені туан елім» и др.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

В Центре проводятся выставки совместных работ родителей с детьми: «Смотрите – это НАНО!» (выставка – презентация поделок из природного и бросового материала). Родители проявили особую активность, творчество по изготовлению нано-поделок вместе с детьми, «Птицы мира» (с помощью инновационных методов модульного оригами, квилинга родители вместе с детьми изготовили различные виды птиц, «Чудеса с грядки» (выставка поделок из овощей и фруктов, конкурс макетов ко Дню космонавтике и Дню победы, конкурс изготовление скворечников «Птичий дом».

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В нашем Центре развития мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях «По тропе здоровья», спортивно-военизированной игре «лан», «Детский диабет», «Покорение вершин», «День Земли», «День единства народов Казахстана».

Немаловажную роль в воспитании ребёнка в семье оказывает старшее поколение: бабушки и дедушки. Традиционными в детском саду стало проведение Дня пожилого человека: «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник бабушек и мам».

Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. В этом году совместно с родителями был реализован проект по работе с отцами - «Папина школа», по оздоровлению детей «Оздоравливаемся вместе», «Денсаулы жолыжа», проект по гендерному воспитанию «Мы разные», проект по правовому воспитанию детей и родителей «Я и мои права», исследовательско – познавательный проект «Путешествие в мир», в рамках проекта родители вместе с детьми стали участниками исследовательской конференции «Умники и умницы». В конференции приняли участие 45 детей, из них 12 вышли в финал. Особенно интересными были проекты «Как делают мультфильмы», «Где и как появилась бумага», «Чудо-сладость мед», «Соль – белое золото», «Черное золото Экибастуза», «Вред и польза компьютерных игр».

Особой популярностью пользовался проект «Мы журналисты», цель которого - развитие связной диалогической речи. В рамках проекта воспитанники и родители предшкольных групп посетили городское телевидение, где ребята попробовали себя в роли видео - оператора, тележурналиста, ведущего. Стали участниками телепрограммы «Экибастузские новости». Также ребята посетили городскую типографию. У детей была возможность взять интервью и опубликовать его на страницах газеты. Материалы опубликованы в газете «Экибастузское обозрение». В канун Дня победы дошкольники посетили ветерана ВОВ Ахметова Талгата Бапаевича и сняли про него фильм «9 мая – День Великой Победы». Ежемесячно участники проекта выпускают журналы «Любознайка». В рамках проекта в Центре открыт Медиа-салон, где родители имеют возможность познакомиться с видео - и фотоматериалами о совместной работе педагогов и родителей, увидеть достижения своих детей.

Для организации эффективной и результативной работы с семьями будущих дошколят в Центре работает консультативный пункт. Это информационный центр, в котором родители и другие заинтересованные в совместной деятельности представители иных организаций могут получить информацию по различным аспектам воспитания, обучения и развития в саду и дома.

Опыт работы Центра развития я/с №1 «Ромашка» по проекту взаимодействия семьи и детского сада «Біргеміз» показывает, позиция родителей и воспитателей стала более гибкой: 49% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 64 % семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70 % в оценке результатов, 78 % родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

Публикации по теме:

Развитие интереса к правовой культуре дошкольников через различные виды деятельностиРазвитие интереса к правовой культуре дошкольников через различные виды деятельности Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье детей, осуществляется развитие личности.

Педсовет «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Педсовет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи" Старший воспитатель: Анастасия Борисовна Малинина ГДОУ детский сад.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Работа с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и сада
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 20:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...