Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей

Елена Белобородова
Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей

Презентация для родителей: «Игры и упражнения для развития речи детей»

(старший дошкольный возраст)

Подготовили: воспитатели МБДОУ д/с №76 «Василёк» г. Таганрога Белобородова Е. Б., Панченко Т. И.

Цель:

- совершенствование и активизация педагогических умений родителей;

- знакомство родителей с воспитательно-образовательной работой в группе, обогащение воспитательного опыт родителей

- демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков;

- развитие взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

Образная, богатая синонимам, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее благоприятен к её усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. В наше время ребёнок мало времени проводит в общении с родителями, слышит от них рассказы и сказки, а уж развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что основная нагрузка ложится на детский сад

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Речевые праздники и развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.

Уровень развития речи детей:

Владение словарём:

- подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации, активизация прилагательных и глаголов ;

- подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи;

- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

- дифференцировать обобщающие понятия.

Грамматика:

- образовывать названия детёнышей животных;

- подбирать однокоренные слова;

- согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

- образовывать сложные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

- образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы);

- строить сложные предложения разных типов.

Связная речь:

- составлять описание, повествование и рассуждение;

- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части, высказывания разными типами связей;

- в пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

Фонетика:

- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р;

- различать шипящие, свистящие, сонорные звуки;

- различать твёрдые и мягкие звуки;

- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи

(диалогом и монологом, позволяющими ему свободно общаться.

Развитие речи дошкольников

Цель:

- способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Задачи:

- создать в группе развивающую речевую среду;

- развивать произносительную и связную сторону речи;

- активизировать словарь детей;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать мелкую моторику руки.

Содержание речевого центра в группе:

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий;

в) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор и т. д., электротехника;

г) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький и т. д.);

д) с изображением действий (садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);

е) с изображением синонимов;

ж) с изображением животных, предметов во множественном числе;

з) с изображением несклоняемых существительных;

8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1. «Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из подручных материалов ; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

2. «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

3.«Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

4. «Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза

Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей

Пальчиковые игры

1. В лес по ягоды.

Раз,два,три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

2. Бабочка.

Крыльями бабочка

Машет, летает.

С цветка на цветок,

Нектар собирает.

3. Елочка.

Елочка, елочка, колкая иголочка.

Протянула ветки, а на них конфетки.

Звездочки, фонарики, золотые шарики.

4. Новый год.

Новый год, новый год!

Он стучится у ворот.

С санками, коньками,

Карнавальными очками.

Игры для развития грамматического строя речи

1. Что бывает зимой?

Цель: закрепление понятий о зимних явлениях, активизация словаря по теме.

2. Помоги маме найти детёныша.

Цель: закрепить словарь существительных по теме; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать трудные формы родительного падежа.

3. Угадай мою профессию.

Цель: активизировать в речи детей названия атрибутов различных профессий.

4. Напишем кукле письмо.

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

1. Твёрдый - мягкий.

Цель: дифференциация звуков по твердости – мягкости.

Правила игры: твердый звук – ударить «молоточком» по ладони, мягкий звук погладить «кисточкой» по ладони.

2. Загони мяч в ворота.

Цель: способствовать выработке у ребёнка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развивать глазомер.

3. Светофор.

Цель: развивать слуховое внимание, учить находить заданный звук в слове.

Правила игры: поднять красный кружок, если звук есть в слове, зелёный – если звука нет.

4. Придумай слово.

Цель: развитие фонематического восприятия, обучению звуковому анализу слов.

Правила игры: передавать по кругу игрушку, называя слова, в которых содержится определённый звук.

Игры на развитие словаря детей.

1. Собери пять.

Цель: научить относить единичные предметы к определённым тематическим группам.

Правила игры: 4 -6 человек, необходимо собрать свою группу картинок (мебель, посуда, одежда и т. д.)

2. Чем отличаются картинки?

Цель: упражнять детей в нахождении отличий двух картинок.

3. Скажи наоборот.

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Правила игры: произнести слово и бросить мяч ребенку, поймавший называет слово антоним («неприятель»).

4. Животные, насекомые, птицы.

Цель: подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации, активизация прилагательных и глаголов.

Варианты игры:

1. Подбор названий действий к названию предмета;

2. Подбор слов к названию действия;

3. Подбор максимального количества прилагательных (какой? какая? какое? какие)к слову.

Игры на развитие связной речи.

1. Отгадай-ка.

Цель: Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

2. Похож – не похож.

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

3. Что вы видите вокруг?

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

4. Придумай рассказ по картинкам.

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Чистоговорки.

Мо-мо-мо – лук помой.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.

Ву-ву-ву – лови сову

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы

Жа-жа-жа - убежали два ежа

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача

Ща-ща-ща – Коля ходит без плаща.

Развитие речевого дыхания.

1. Буря в стакане.

Цель: формировать навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.

2. Сдуй снежинку.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

3. Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

4. Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

"Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание, В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов, В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ешё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". К. Ушинский

Помните об этом уважаемые родители!

Публикации по теме:

План-конспект круглого стола для родителей «Растим любознательных почемучек» с включением тренинга «Метод кинезиологии» Участники: родители и педагогический коллектив (воспитатели, логопед) логопедической группы Программное содержание: • продолжать привлекать.

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос "С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей
Опубликовано: 12 января 2014 в 23:11
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...