МААМ-картинки

Работа с родителями в ДОУ

оксана лагузина
Работа с родителями в ДОУ

Методическая разработка курсов для родителей по основам детской психологии и педагогике.

В настоящее время, происходящие изменения социально-культурного развития детей дошкольного возраста, способствуют трансформации развития подрастающего поколения. Социокультурная среда, в которой происходит развитие детского характера и коммуникаций, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями, к которым можно отнести:

- увеличенная скорость освоения социального опыта;

- стремительные процессы глобализации и интеграции современного общества;

- многоканальная социализация, смещение ценностных ориентаций;

Публикация «Работа с родителями в ДОУ» размещена в разделах

- углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих жизни и здоровью ребенка.

В связи с данными особенностями, в формировании личности ребенка, роль семьи и других социальных институтов имеет большое значение. Вопросы влияния взаимодействия взрослого с ребенком, на формирование личности последнего, широко обсуждается в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

На современном этапе развития семейных взаимоотношений существует явный дефицит психологических и педагогических знаний для социализации личности ребенка. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому только при наличии единого стиля требований семьи и дошкольного учреждения можно рассчитывать на успех. Каким вырастет ребенок - во многом зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития.

Для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, владеть технологиями взаимодействия с ребенком. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.

Для построения эффективной и грамотной системы воспитания ребенка необходимо проводить для родителей мероприятия, объясняющие основы психологии и педагогики детской личности.

Основная цель методической разработки курсов для родителей по основам детской психологии и педагогики заключается в повышении родительских компетенций для обеспечения оптимальных детско-родительских отношений.

Задачи:

- сформировать у родителей (законных представителей) компетенций по вопросам детской педагогики и психологии;

- повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;

- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях с помощью формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Методическая разработка курсов для родителей по основам детской психологии и педагогики будет включать в себя несколько этапов. Первый заключается в определение особенностей типа семьи конкретного ребенка, исследование методов и способов воспитания, присущие в данной семье. Второй этап включает в себя проведение лекционных и практических занятий с родителями, чьи способы и методы воспитания ребенка вызывают у сотрудника образовательного учреждения сомнения или являются не эффективными, что приводит к расстройству воспитания ребенка. Третей этап включает в себя проведение анкетирования для родителей, для определения усвоенной информации по окончанию курсовых занятий.

1 этап. Для того, что бы сформировать грамотный и эффективный лекционный и практический материал для повышения компетенций родителей в области детской психологии и педагогики необходимо определиться с каким типом семьи необходимо работать.

Как один из метод индивидуализации семьи служит дифференцированный подход в работе с родителями, который способствует определению особенностей конкретной семьи. В отечественной психологии выделяли следующие типы семей:

1 тип: Семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Зачастую вмешательство в данную семью со стороны образовательного учреждения не требуется. Но существует возможно консультирование родителей по вопросам, которые интересуют непосредственно их.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять ребенка и испортить его психологическое состояние.

4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Для определения к какому типу относится семья конкретного ребенка педагогу необходимо провести первичную педагогическую диагностику (см. Приложение 1).

Далее необходимо определить стиль общения и воспитания ребенка. Для этого необходимо провести тест среди родителей и определить дальнейшие направления теоретической направленности курсов (см. Приложение 2). Обработка результатов теста позволит определить стиль воспитания. Если больше ответов А – то у родителей присутствует авторитарный стиль; если Б – то демократический; если В – то либеральный.

Таблица 1

Стили воспитания/характеристика

Авторитарный Демократический Либеральный

Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям:

- ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным;

- Дети из авторитарных семей не хотят и не умеют делиться своими переживаниями;

- Зачастую такие дети попадают под дурное влияние сверстников Вы заботливые и внимательные родители. Ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы проявляете твердость к своим требованиям. Вы обсуждает с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремиться объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества данного стиля воспитания:

- родители поощряют в своих детях самостоятельность;

- позволяют предлагать свои решения;

- и принимать на себя ответственность за свои поступки Родители заботливы и терпеливы, отношения с детьми, как правило, бывают теплыми. Главный принцип воспитания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

Не требовательное отношение к ребенку приводит:

- дети не видят границ допустимого поведения;

- вырастают инфантильными;

- либеральные возможности не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развивать чувство самоуважения.

После того как были рассмотрены типы семей и определены стили воспитания и общения с детьми, можно разделать родителей на определенные группы и провести теоретические занятия.

2 этап. После рассмотрения типов семей, представим курс лекционных занятий относящихся к каждому типу. Начнем со второго типа, ведь первый как уже отмечалось, является наиболее благоприятным для воспитания ребенка и не требует пристального внимания со стороны сотрудников образовательного учреждения.

Для второго типа семьи, где большой шанс, что ребенок вырастит эгоистом, была подготовлена лекция «Детский эгоизм». Для третьего типа разработан курс «Конфликты в семье и их влияние на ребенка». Для четвертого типа семьи лекция «Семейные ценности. Проблемы современной семьи». Для пятого типа предназначена лекция «Влияние неблагополучной семьи на ребенка»

Заключение

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т. п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом.

В данной методической разработке курсов для родителей по основам детской психологии и педагогики были разработаны лекции, основанные на типы семей, а также методов воспитания детей.

Список использованных источников

1. Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М. : Логос, 2015. - 306 c.

2. Векилова, С. А. Психология семьи : учебник / С. А. Векилова. – М. Издательство Юрайт, 2018. – 308 с.

3. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : учебник / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2013. - 510 c.

4. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы : Юрайт, 2016. - 284 c.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 416 c.

6. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум / И. Ю. Кулагина. – Люберцы : Юрайт, 2016. - 291 c.

7. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. – Люберцы : Юрайт, 2016. - 411 c.

8. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 343 с.

9. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие / В. И. Турченко. - М. : Флинта, 2016. - 256 c.

10. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник / И. В. Шаповаленко. – Люберцы : Юрайт, 2016. - 576 c

Публикации по теме:

Работа с родителями в разновозрастной группеРабота с родителями в разновозрастной группе МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка, в разновозрастной группе "Лучики". Воспитателями Титовой Светланой Николаевной и Абрамочкиной Натальей Анатольевной,.

Фотоотчет «Наглядно-информационная работа с родителями»Фотоотчет «Наглядно-информационная работа с родителями» Одной из наглядно- информационных форм взаимодействия с родителями являются - папки–передвижки. Папки – передвижки должны, в первую.

Фотоотчёт «Работа с родителями. Проведение выпускного»Фотоотчёт «Работа с родителями. Проведение выпускного» Фотоотчёт "Работа с родителям "Проведение выпускного" Я уже познакомила коллег с моими некоторыми методами работы с родителями. В этой.

Фотоотчет «Работа с родителями»Фотоотчет «Работа с родителями» Работа с родителями воспитанников занимает одно из главных мест в работе педагогов ДОУ. Родители являются не только помощниками, но и активными.

Фотоотчет «Работа с родителями — буклеты»Фотоотчет «Работа с родителями — буклеты» Буклет – важная, действенная и удобная форма взаимодействия детского сада и семьи, потому что родители не только знакомятся с важной, актуальной.

«Наши руки не для скуки». Работа с родителями«Наши руки не для скуки». Работа с родителями Оформление мини-выставки руками родителей и детей. Цели и задачи:• установить отношения сотрудничества между детьми, родителями, воспитателями;.

Работа с родителями — Новогоднее украшение для группыРабота с родителями — Новогоднее украшение для группы В нашей группе в преддверье волшебного праздника Нового года был объявлен конкурс - "Зимняя сказка". Пригласили в нем участвовать родителей.

Работа с родителями — помощь воспитателюРабота с родителями — помощь воспитателю «Работа с родителями» является неотъемлемой частью работы любого педагога в дошкольном учреждении. Педагоги заинтересованы в том, чтобы.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Работа воспитателя с родителями в выходной деньРабота воспитателя с родителями в выходной день Выходные дни – это возможность побыть с семьей,приготовить что- то вкусненькое,провести время на природе,уделить время своему хобби,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями в ДОУ
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 11:18
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД