Работа с родителями в условиях внедрения ФГТ (из опыта работы)

Татьяна Полукова
Работа с родителями в условиях внедрения ФГТ (из опыта работы)

Специфика работы в группе с детьми с нарушениями речи (ОНР) определяется имеющимися у каждого дошкольника, наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, - неполной сформированностью процессов, тесно с вязанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи, воспитатель принимает активное участие в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно, не только для специалистов и педагогов ДОУ, но и прежде всего это необходимо для развития ребенка.

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Проект Закона РФ «Об образовании», ст. 273).

Родители – самые важные воспитатели для детей, без них воспитание едва ли может быть успешным. Семья должна иметь приоритет в решении важных вопросов, почти все родители могут добиться успеха в воспитании, образовании, развитии ребенка совместно с педагогами.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями заключается, на наш взгляд, в разных позициях педагогов и родителей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто считают, что все сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми. Осознанное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность работы, уровень педагогической культуры и просвещение родителей, уровня их самосознания – понимания важности и нужности их знаний и умений в практической помощи своему ребенку.

В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описанные такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Дети в нашей группе это воспитанники старшего дошкольного возраста, проходят обучение в течение 2 лет, поэтому основным главным вопросом волнующим родителей является подготовка ребенка к периоду школьного обучения.

Руководствуясь принципом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», мы строим свое общение с семьей на позиции сотрудничества и равноправия, взаимодействия.

В нашем саду осуществляется коллективная, индивидуальная и наглядная формы работы разными путями: педагогическая мастерская, конференция, семинар-практикум, дискуссия, КВН, викторина, деловая игра и др. Основным условием проведения, которых является активная позиция родителей воспитанников, их заинтересованное участие, так, например, проведение НОД с участием родителей. Где родители со своими детьми составляют слова в игре «Наборщик», «Слово рассыпалось», отвечают на логические вопросы, рассуждают.

На семинарах-практикумах предлагаем и используем игры, например, «Чудесная прищепка».

Хорошо зарекомендовала себя коллективная форма работы – родительское собрание. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и ДОУ – это университет важной педагогической информации.

Родителей приглашаем на собрание дважды: первый раз за 2-3 недели до его проведения, чтобы родители смогли спланировать свое участие в собрании, и во второй раз за 4-5 дней.

Для родителей не просто вывешивается коллективное приглашение, а в виде интересного объявления. Также готовим индивидуальные приглашения каждой семье в виде аппликаций, рисунков с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов для родителей принимают участие дети. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания опирается на изучение научно-логопедической литературы и накопленный опыт по решению проблем. В качестве обратной связи проводим рефлексивные упражнения, например, «Цветок».

В конце учебного года провели собрание «Школьная готовность». Целью собрания является вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. На подготовительном этапе оформляем памятки «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?», «Мудрые советы».

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились.

Советы родителям

И так, первое, и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Уместно на собрании выступление врача, который рассказывает о нагрузках и сохранении здоровья детей.

В заключении обращаем внимание родителей на то, что школьная готовность – это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых и поэтому не редко - порой даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, на сколько оно связано с будущей учебой, не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Заканчиваем собрание мудрыми советами, например:

- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

- Не дерись без обиды.

- Сам ни к кому не приставай.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

- Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

Публикации по теме:

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР .

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Автор публикации:
Работа с родителями в условиях внедрения ФГТ (из опыта работы)
Опубликовано: 2 января 2014 в 16:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...