Организация работы с семьями «группы риска»

Светлана Щепелева
Организация работы с семьями «группы риска»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников связано с выявлением факторов социального риска. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Понятие «неблагополучная» семья

Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

• отрицательно влияют на их поведение;

• жестоко обращаются со своими детьми;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Утомленный, сонный вид

Санитарно-гигиеническая запущенность

Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

Неумеренный аппетит

Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

Привлечение внимания любым способом

Чрезмерная потребность в ласке

Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Трудности в обучении

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

ПЛАН РАБОТЫ

С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные

1. Знакомство с семьями воспитанников. Изучение статуса семьи ноябрь воспитатель

2. Выявление неблагополучных семей декабрь воспитатель

3. Изучение причин неблагополучия семьи (собеседование, анкетирование) 1 раз в неделю воспитатель

4. Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года воспитатель

5 Выявление трудностей семейного воспитания В течение года воспитатель

6. Консультации для родителей и индивидуальные беседы 1 раз в месяц воспитатель

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; папок- передвижек на тему «Права детей» В течение года воспитатель

8. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей ежедневно воспитатель

9. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, досуги) с целью профилактики неблагополучия в семье Декабрь- май воспитатель

10. Анализ работы с неблагополучными семьями Май воспитатель

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ

Социально-информаци-онная помощь Социально-правовая помощь Социально-экономичес-кая помощь Социально-педагогичес-кая помощь Социально-психологическая помощь Медико-социальная помощь

Информация о пособиях и льготах Психолого-педагогическое просвещение родителей Правовое просвещение Правовое воспитание детей Контроль над соблюдением прав ребенка Содействие в получении пособий Контроль над обстановкой в семье Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ Психологическая диагностика и поддержка Медико-социальный патронаж Диагностика здоровья

Посещение семьи Индивидуальные консультации специалистов ДОУ Совместные праздники и развлечения Участие в конкурсах и выставках Коррекционные занятия с детьми Индивидуальное консультирование с родителями

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

•наличие библиотеки в семье;

•какие книги читают;

•следят ли за периодической печатью;

•посещают ли кино;

•посещают ли театры и концерты;

•посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

•доброжелательная,

•неустойчивая,

•равнодушная,

•гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

•здоровье детей;

•развитие умственных способностей;

•художественных способностей;

•нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

•сверхопекающее;

•ровное, заботливое;

•равнодушное;

•подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

•систематическое;

•нерегулярное;

•полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

•положительное;

•равнодушное;

•негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

•систематическое;

•эпизодическое;

•отсутствие взаимодействия.

Публикации по теме:

Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Ежедневно - индивидуальная работа с детьми из семей «группы риска» и СОП; -беседы с родителями «группы риска» и СОП; - вовлечение воспитанников.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Автор публикации:
Организация работы с семьями «группы риска»
Опубликовано: 4 марта 2014 в 19:22
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...