Организация работы с семьями «группы риска»

Светлана Щепелева
Организация работы с семьями «группы риска»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников связано с выявлением факторов социального риска. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Понятие «неблагополучная» семья

Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

• отрицательно влияют на их поведение;

• жестоко обращаются со своими детьми;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Утомленный, сонный вид

Санитарно-гигиеническая запущенность

Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

Неумеренный аппетит

Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

Привлечение внимания любым способом

Чрезмерная потребность в ласке

Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Трудности в обучении

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

ПЛАН РАБОТЫ

С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные

1. Знакомство с семьями воспитанников. Изучение статуса семьи ноябрь воспитатель

2. Выявление неблагополучных семей декабрь воспитатель

3. Изучение причин неблагополучия семьи (собеседование, анкетирование) 1 раз в неделю воспитатель

4. Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года воспитатель

5 Выявление трудностей семейного воспитания В течение года воспитатель

6. Консультации для родителей и индивидуальные беседы 1 раз в месяц воспитатель

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; папок- передвижек на тему «Права детей» В течение года воспитатель

8. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей ежедневно воспитатель

9. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, досуги) с целью профилактики неблагополучия в семье Декабрь- май воспитатель

10. Анализ работы с неблагополучными семьями Май воспитатель

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ

Социально-информаци-онная помощь Социально-правовая помощь Социально-экономичес-кая помощь Социально-педагогичес-кая помощь Социально-психологическая помощь Медико-социальная помощь

Информация о пособиях и льготах Психолого-педагогическое просвещение родителей Правовое просвещение Правовое воспитание детей Контроль над соблюдением прав ребенка Содействие в получении пособий Контроль над обстановкой в семье Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ Психологическая диагностика и поддержка Медико-социальный патронаж Диагностика здоровья

Посещение семьи Индивидуальные консультации специалистов ДОУ Совместные праздники и развлечения Участие в конкурсах и выставках Коррекционные занятия с детьми Индивидуальное консультирование с родителями

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

•наличие библиотеки в семье;

•какие книги читают;

•следят ли за периодической печатью;

•посещают ли кино;

•посещают ли театры и концерты;

•посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

•доброжелательная,

•неустойчивая,

•равнодушная,

•гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

•здоровье детей;

•развитие умственных способностей;

•художественных способностей;

•нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

•сверхопекающее;

•ровное, заботливое;

•равнодушное;

•подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

•систематическое;

•нерегулярное;

•полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

•положительное;

•равнодушное;

•негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

•систематическое;

•эпизодическое;

•отсутствие взаимодействия.

Публикации по теме:

Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Ежедневно - индивидуальная работа с детьми из семей «группы риска» и СОП; -беседы с родителями «группы риска» и СОП; - вовлечение воспитанников.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Автор публикации:
Организация работы с семьями «группы риска»
Опубликовано: 4 марта 2014 в 19:22
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...