Работа с синонимами «Мышиные проделки»

Татьяна Шерстнева
Работа с синонимами «Мышиные проделки»

Работа с синонимами.

Ограниченность словаря детей, имеющих те или иные речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать её надо любыми способами, но исследования разных авторов и опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться, играя или рассказывая сказки.

В одном из старых журналов «Дошкольное воспитание» мне попалась сказка «Мышиные проделки». Используя эту сказку, можно заинтересовать детей в использовании слов – синонимов. Так как слово «архивариус» малознакомо детям, то решила изменить имя героя в сказке. Пусть будет просто – Ученый старичок.

Сказка «Мышиные проделки»

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил – был старый – престарый словарь – книга, где собраны все – все слова, которые только есть в языке.

Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое – нибудь слово пропадет, причем само слово пропадет, а его описание останется. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.

Словарем пользовался Ученый старичок. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там, что ни слово, то дырка.

Давайте поможем Ученому старичку восстановить слова по памяти.

Рекомендации для педагогов:

1) Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов, прилагательных (Клюев В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1961, которые можно использовать на занятиях и чаще других, встречающихся в литературе для детей.

2) Работая с синонимами, лучше давать их в контексте, чтобы ребенок мог уловить смысл и оттенки значений этих слов.

3) Педагог дает лексическое значение слов синонимического ряда, а дети подбирают известные ему синонимы.

4) Необязательно давать сразу много понятий, на одном занятии достаточно выстроить два – три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к изучаемой теме и насыщенные отрабатываемыми звуками; также можно составлять с подобранными словами предложения.

5) Целесообразно использовать иллюстрации, картинки, которые помогают раскрыть абстрактное значение некоторых синонимов.

6) Хорошо себя зарекомендовали различные виды театров (кукольный и пальчиковой). А дальше – как подскажет Ваша фантазия.

• Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого – то или что – то.

БОЕЦ, СОЛДАТ, ВОИН, ВОЕННЫЙ, ЗАЩИТНИК,

• Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

БЕДНЯК, НИЩИЙ, БЕЗРАБОТНЫЙ, БЕЗДОМНЫЙ, ГОЛОДАЮЩИЙ,

• Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.

БЛЕСТИТ, СВЕРКАЕТ, СИЯЕТ, ИСКРИТСЯ,

• Как можно сказать о предмете, имеющем значительную величину, размер?

БОЛЬШОЙ, ОГРОМНЫЙ, ГРОМАДНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ,

• Когда человек испытывает страх, он что делает?

БОИТСЯ, ТРУСИТ, ПУГАЕТСЯ, ОПАСАЕТСЯ, РОБЕЕТ, СТРАШИТСЯ, ДРОЖИТ ОТ СТРАХА, ТРЯСЕТСЯ ОТ СТРАХА.

• Что делает человек, когда быстрым, резким движением перемещает куда – нибудь какой – нибудь предмет?

БРОСАЕТ, КИДАЕТ, ШВЫРЯЕТ.

• Как называется сильный, разрушительный ветер?

БУРЯ, УРАГАН, ШТОРМ, ТАЙФУН.

• Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса.

ВОЛШЕБНИЦА, КОЛДУНЬЯ, ЧАРОДЕЙКА, ФЕЯ, ВЕДЬМА.

• Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающем жар?

ГОРЯЧИЙ, ЖАРКИЙ, ЖГУЧИЙ, ОБЖИГАЮЩИЙ, ЗНОЙНЫЙ, РАСКАЛЕННЫЙ.

• Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью?

БЫСТРЫЙ, ПРОВОРНЫЙ, ТОРОПЛИВЫЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, МОЛНИЕНОСНЫЙ.

• Как иначе называются маленькие дети?

РЕБЯТА, ДЕТВОРА, РЕБЯТИШКИ, МАЛЫШИ, МАЛЮТКИ.

• Что доставляет людям веселье?

ЗАБАВА, ПОТЕХА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, УВЕСЕЛЕНИЕ.

• Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочно растущую шерсть или волосы?

КОСМАТЫЙ, ЛОХМАТЫЙ, МОХНАТЫЙ.

• Как сказать о человеке привлекательном, нравящемся своим внешним видом?

КРАСИВЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРИГОЖИЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ, ХОРОШИЙ.

• Говорить очень громко.

КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ВОПИТЬ, ГАЛДЕТЬ, ГОЛОСИТЬ.

• Человек тихий, мягкосердечный.

ДОБРЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, МЯГКИЙ, СМИРНЫЙ, КРОТКИЙ.

• Кто – то или что – то движется по кругу.

КРУЖИТСЯ, ВЬЕТСЯ, ВЕРТИТСЯ, КРУТИТСЯ, ВРАЩАЕТСЯ.

• Снежная буря.

МЕТЕЛЬ, БУРАН, ВЬЮГА, ПУРГА.

• Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок.

БЕДА, НЕСЧАСТЬЕ, БЕДСТВИЕ, НЕВЕЗЕНИЕ, НАПАСТЬ, КАТАСТРОФА, ГОРЕ.

• Небольшой по размерам предмет.

МАЛЕНЬКИЙ, КРОШЕЧНЫЙ, МЕЛКИЙ.

• Несуразный в движениях.

НЕЛОВКИЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, НЕПОВОРОТЛИВЫЙ, НЕСКЛАДНЫЙ,.

• Что можно сказать о плохой погоде?

ПАСМУРНАЯ, ХМУРАЯ, ОБЛАЧНАЯ, НЕПОГОЖАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ХОЛОДНАЯ.

• Когда человеку невесело, какой он?

ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГОРЕСТНЫЙ.

• Проливать слезы от боли и горя.

ПЛАКАТЬ, РЕВЕТЬ, РЫДАТЬ.

• Добиться победы или успеха в борьбе с кем – нибудь или чем – нибудь.

ПОБЕДИТЬ, ОДОЛЕТЬ, ПОБОРОТЬ, ОСИЛИТЬ, СЛОМИТЬ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПЕРЕСИЛИТЬ, ВЗЯТЬ ВЕРХ, ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ, СПРАВИТЬСЯ.

• Действие, происходящее в театре или в цирке.

СПЕКТАКЛЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЗРЕЛИЩЕ.

• Что – то мешающее.

ПРЕПЯТСТВИЕ, ПРЕГРАДА, ПОМЕХА.

• Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять.

ТВЕРДЫЙ, КРЕПКИЙ, НАДЕЖНЫЙ, НЕЗЫБЛЕМЫЙ.

• Воздействовать на кого – то страхом.

ПУГАТЬ, СТРАШИТЬ, ГРОЗИТЬ.

• Человек, совершающий путешествие, странствующий.

ПУТЕШЕСТВЕННИК, ТУРИСТ, СТРАННИК, ХОДОК.

• Усилия, направленные на создание чего – нибудь.

РАБОТА, ТРУД, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, СЛУЖБА, БИЗНЕС.

• Вести разговор.

РАЗГОВАРИВАТЬ, ГОВОРИТЬ, БЕСЕДОВАТЬ, ТОЛКОВАТЬ, БОЛТАТЬ.

• Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем – нибудь интересным, веселым.

РАЗВЛЕКАТЬ, ЗАБАВЛЯТЬ, ЗАНИМАТЬ, ВЕСЕЛИТЬ, ТЕШИТЬ, ПОТЕШАТЬ.

• Намеренно всё портить и ломать.

РАЗРУШАТЬ, РУШИТЬ, КРУШИТЬ, ГРОМИТЬ.

• Мальчик или девочка в раннем возрасте.

РЕБЕНОК, ДИТЯ, МЛАДЕНЕЦ, ЧАДО, МАЛЫШ.

• Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли.

РОДНИК, КЛЮЧ, ИСТОЧНИК.

• Люди, соединенные кровными узами.

СЕМЬЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ, СОРОДИЧИ, ФАМИЛИЯ, СЕМЕЙСТВО.

• Отличающийся богатой отделкой и убранством.

РОСКОШНЫЙ, БОГАТЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ДОРОГОЙ, ПЫШНЫЙ.

• Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.

СМЕЛЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, ХРАБРЫЙ, НЕУСТРАШИМЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, УДАЛОЙ, ЛИХОЙ,

• История, которая забавляет, вызывает смех, веселит.

СМЕШНАЯ, ЗАБАВНАЯ, КОМИЧНАЯ, ПОТЕШНАЯ, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ, СМЕХОТВОРНАЯ, УМОРИТЕЛЬНАЯ.

• Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться.

ВЕСЕЛЬЧАК, ШУТНИК, ЮМОРИСТ, ШУТ, КОМИК, ПЕТРУШКА.

• Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.

СТРАХ, БОЯЗНЬ, ИСПУГ, УЖАС, ЖУТЬ.

• Заключающий тайну, неразгаданный.

ТАЙНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, СЕКРЕТНЫЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ, ПОТАЕННЫЙ, ПОТАЙНОЙ, ЧУДЕСНЫЙ.

• Отсутствие света.

ТЕМНОТА, МРАК, ТЕМЕНЬ, ТЬМА, ПОТЕМКИ.

• Требующий большого труда. Больших усилий.

ТРУДНЫЙ, НЕПОСИЛЬНЫЙ, ТЯЖКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ТЯГОСТНЫЙ.

• Отсутствие звуков.

ТИШИНА, БЕЗМОЛВИЕ, МОЛЧАНИЕ, ТИШЬ, ЗАТИШЬЕ.

• Обладающий умом.

УМНЫЙ, ПОНЯТЛИВЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, СМЫШЛЕННЫЙ, РАЗУМНЫЙ, ГОЛОВАСТЫЙ, БАШКОВИТЫЙ.

• Нанести удар.

УДАРИТЬ, СТУКНУТЬ, ДВИНУТЬ, ТРЕСНУТЬ.

• Хороший результат.

УСПЕХ, ДОСТИЖЕНИЕ, УДАЧА, ПОБЕДА.

• Испытать упадок после работы.

УСТАТЬ, ИЗМУЧИТЬСЯ, УТОМИТЬСЯ, ЗАМОТАТЬСЯ.

• Человек, занимающийся обучением или воспитанием.

УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК, ВОСПИТАТЕЛЬ.

• Маленький дом.

ХИЖИНА, ЛАЧУГА, ДОМИШКО, ХИБАРКА.

Публикации по теме:

Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребёнком. И ещё несколько советов. -Специально культивировать застенчивость и комплекс Гадкого утёнка у ребёнка. -Всё время подавлять и унижать его,снижая.

В мире слов. Синонимы.В мире слов. Синонимы. Путешествие второе: знакомимся с синонимами, их мы называем "слова - приятели".[cut=Читать далее. ] Игры и упражнения по обогащению.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Работа с синонимами «Мышиные проделки»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 20:16
+48
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...